Способ диагностирования скользящегоконтакта электродвигателя

 

О Il И С А Н И Е ()819890

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советски»

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.05.79 (21) 2768415/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

Н 02 К 15/00

Г еудеротееиимй IcolNHTcT

СССР ае делом изобретений и открытий

Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 17.04.81 (53) УДК 621.313..2 (088.8) (72) Л втор изобретения

В. Н. Потапов

Рижский Краснознаменнь|й институт инженер гражданской авиации им. Ленинского комсом (7I ) Заявитель

:;.:",.:р .;:„-. е е,, „

1 (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СКОЛЬЗЯЩЕГО

КОНТАКТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электрических машин и предназначено для использования в процессе эксплуатации при оценке технического состояния скользящего контакта, в частности при диагностировании электродвигателей авиационных электромеханизмов.

Известны способы диагностирования электрических машин постоянного тока, за ключающиеся в измерении различных параметров, характеризующих процессы коммутации и токосъема в скользящем контакте.

Однако диагноз при таких способах недостаточно достоверен (1).

Известен способ диагностирования скользящего контакта электродвигателя, основанный на одновременном измерении пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, формировании контролируемого сигнала, пропорционального отношению указанных значений напряжения при монотонном изменении частоты вращения электро- рр двигателя, определении знака производной контролируемого сигнала от параметра режима работы и сравнении его с уставкой (2) .

Недостатком известного способа является сложность процесса диагностирования, обусловленная необходимостью контроля частоты вращения и применением высокостабильных регулируемых источников напряжения.

Цель изобретения — упрощение процесса диагностирования.

Для реализации указанной цели запитывают электродвигатель постоянным по величине напряжением, изменяют частоту вращения путем изменения момента нагрузки, используют потребляемый электродвигателем ток в качестве параметра режима работы, а о наличии дефектов судят по положительному знаку производной контролируемого сигнала от тока.

Сложность любого процесса диагностирования можно охарактеризовать сложностью реализации его отдельных операций.

В частности, при осуществлении операции контроля частоты вращения в процессе его монотонного изменения согласно известному способу (21 отмечают, что для многих электродвигателей постоянного тока малой мощности (и в первую очередь последовательного и смешанного возбуждений), не

819890

15 имеющих встроенных таходатчиков, выполнение указанной операции с необходимой точностью возможно лишь путем измерения частоты определенной (например коллекторной) составляющей йульсаций тока электродвигателя.

Использование подобных составляющих в качестве сигнала частоты вращения требует применения сравнительно сложных аморитмов обработки сигнала пульсаций.

Например, в простейшем случае необходима селекция определенной составляющей спектра, усиление и нормализация по амплитуде, преобразования импульсного сигнала в аналоговый. Причем при появлении даже незначительных дефектов скользящего контакта задача извлечения стабильного сигнала о частоте вращения из пульсаций тока осложняется и требует применения в измерительном канале следящих полосовых фильтров.

Все это указывает на сравнительную сложность реализации отдельных операций по известному способу.

В то же время из теории электрических машин известно, что между частотой вращения и током электродвигателя (при постоянном питающем напряжении) существует однозначная зависимость, определяемая скоростной характеристикой, которая в общем случае имеет вид:

U-И и= — — — —, Ко где п, 3, R, 9 — соответственно частота вращения, потребляемый ток, сопротивление цепи и магнитный поток электродвигателя; .U — напряжение питания электродвигателя;

К вЂ” постоянный коэффициент.

Поэтому аналогично известному способу знак производной контролируемого параметра пульсаций напряжения по току позволяетоднозначно судить о наличии дефектов в скользящем контакте с той лишь разницей, что поскольку зависимость между током и частотой вращения электродвигателя обратная (в том смысле, что увеличению частоты вращения соответствует уменьшение тока и наоборот), то наличию дефектов скользящего контакта будет соответствовать положительный знак производной.

При этом очевиден факт существенного упрощения процесса диагностирования, ибо реализация операции измерения потребляемого электродвигателем тока значительно проще. операции измерения частоты вращения.

Поскольку однозначна зависимость между частотой вращения электродвигателя и током сохраняется при постоянном напряжении, то изменение частоты вращения (следо2О

Зо

4 вательно, и тока) можно осуществлять лишь изменением момента нагрузки.

Однако необходимость использования подобного способа изменения частоты вращения не вызывает затруднений ни при диагности рова нии электродвигателя на стенде (где всегда имеется возможность регулирования нагрузочного момента), ни при диагностировании на объекте (например на борту летательного аппарата), так как для многих электродвигателей (например электродвигателей механизмов) в реальных условиях эксплуатации происходят изменения момента нагрузки на валу электродвигателя (в пределах цикла перекладки механизма) в диапазоне не менее «=10 /р от среднего и до 50 /р при вступлении в работу муфты ограничения момента.

Это позволяет без дополнительных операций реализовать предлагаемый способ диагностирования на борту ЛА. При этом существенным моментом является то, что в данном случае отпадает необходимость в регулировании напряжения питания для изменения частоты вращения, а это дает возможность использовать в качестве блока питания нерегулируемый источник (например аккумуляторную батарею) и тем самым исключает необходимость применения регулируемых источников напряжения, которые (учитывая необходимость малого уровня пульсаций в выходном напряжении) представляют собой сравнительно сложные устройства, особенно на значительные мощности (100 Вт и более). Более того, использование аккумуляторных батарей в качестве источника постоянного напряжения фиксированной величины позволяет исключить необходимость подключения к штепсельному разъему электромеханизма, что с учетом затруднительного доступа на борту

ЛА к некоторым из них дает возможность сократить трудоемкость работ при выполнении диагностирования.

Таким образом, новая совокупность признаков предлагаемого способа позволяет существенно упростить процесс диагностирования, что обуславливает снижение затрат на проведение диагностирования как за счет возможности использования более простых средств диагностирования, так и за счет сокращения трудоемкости диагностирования. Последнее позволяет сократить простои на техническое обслуживание и повышает эффективность использования контролируемых объектов, например авиационных, имеющих в своем составе большое количество электродвигателей постоянчого тока (60 — 80 единиц и более).

Ориентировочный экономический эффект от внедрения предлагаемого способа (применительно к электродвигателям механизмов самолета Як-40) для условного nàðêà !

00 машин составляет 96100 руб/г.

819890

Формула изобретения

Составитель В. Чернова

Редактор Г. Бельская Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 1185/32 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ диагностирования скользящего контакта электродвигателя, основанный на одновременном измерении пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, формировании контролируемого сигнала, пропорционального отношению указанных значений напряжения при монотонном изменении частоты вращения электродвигателя, определении знака производной контролируемого сигнала от параметра 10 режима работы и сравнении его с уставкой, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса диагностирования, запитывают электродвигатель постоянным по величине напряжением, изменяют частоту вращения путем изменения момента нагрузки, используют потребляемый электродвигателем ток в качестве параметра режима работы, а о наличии дефектов судят по положительному знаку производной контролируемого сигнала от тока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 60950, кл. Н 02 К 15/00, 1940.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2632542/24-07, кл. Н 02 К 15/00, 1978 (прототип).

Способ диагностирования скользящегоконтакта электродвигателя Способ диагностирования скользящегоконтакта электродвигателя Способ диагностирования скользящегоконтакта электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении ленточных магнитопроводов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к устройствам технологического оснащения изготовления электрических машин и может быть использовано при производстве статоров планарных шаговых электродвигателей (ПШЭ)

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя
Наверх