Устройство для крепления обмотки в пазахстатора электрической машины

 

(ii) 828320

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 687536 (22) Заявлено 05.07.79 (21) 2791042/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (51) М.К .

Н 02К 3/48

Государственный комитет (53) УДК 621.313.042 (088.8) по.делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения И. Я. Черемисов, А. А. Сиротенко, В. Г. Ракогон и В. т, 1 ) ьмин ! ,c+ (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ

СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к конструкции устройства для крепления обмотки в пазах статоров крупных электрических машин, например турбогенераторов. 5

По основному авт. св. № 687536 известно устройство для крепления обмотки в пазах статора электрической машины, содержащее чередующиеся вдоль длины паза встречно направленные . клинья, элемент 10 крепления, выполненный в виде шнура из самоусаживающегося материала, например лавсана, и расположенный в пазу, выполненном по продольному периметру группы крайних клиньев, и фиксирующее устройст- 15 во, посредством которого скреплены концы элемента крепления (1).

Недостатком этого устройства является то, что при больших аксиальных усилиях на скрепленную группу клиньев, возникаю- 20 щих из-за тепловых деформаций в турбогенераторах большой мощности с предельной длиной сердечника статора и пазовой части статорной обмотки, тормозящего действия элементов крепления оказывается недоста- 25 точно для предотвращения от аксиальных перемещений клиньев, что снижает надежность крепления.

Цель изобретения — повышение надежности устройства в работе. 30

Это достигается тем, что в зафиксированной группе крайних клиньев и зубцах сердечника статора выполнены пазы, образующие по окружности расточки статора единый паз, в котором расположены выполненные в виде шнура из самоусаживающегося материала, например лавсана, дополнительные элементы крепления, каждый из которых закреплен элементами крепления групп крайних клиньев, по край ней мере, двух рядом расположенных пазов статора.

На фиг. 1 представлено устройство для крепления обмотки статора электрической машины; на фиг. 2 — вид А фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б фиг. 2; на фиг. 4— сечение B — В фиг. 2.

Устройство для крепления обмотки 1 в пазах статора 2 электрической машины содержит чередующиеся вдоль длины паза встречно направленные .клинья 3, 4, 5, 6, причем группа крайних клиньев 3, 4, 5 зафиксирована посредством элемента 7 крепления, выполненного в виде шнура из самоусаживающегося материала, например лавсана.

Группа крайних клиньев 3, 4, 5 выполнена с пазом 8 по ее продольному периметру, и элемент 7 крепления размещен в этом пазу. Концы 9 элемента 7 скреплены фиксирующим устройством 10. Элементы 7 креп828320 ления двух или более групп концевых клиньев рядом расположенных пазов статора скреплены дополнительным элементом

11 крепления, выполненным в виде шнура из самоусаживающего материала, напри- 5 мер лавсана.

В каждом пазу статора один из крайних клиньев, например клин 4, вьгполнен с пазом 12. Каждый зубец сердечника статора выполнен тоже с пазом 13, причем пазы 12 10 в зафиксированной группе крайних клиньев и пазы 13 зубцов сердечника статора совмещены таким образом, что образуют по окружности расточки 14 статора единый паз, в котором располагаются дополни- 15 тельные элементы 11,крепления.

Пазы 13 в зубцах сердечника статора могут выполняться за счет смещения сегментов 15 соответствующих пакетов сердечника статора, что повышает технологичность 20 конструкции устройства.

В процессе работы машины при больших аксиальных усилиях на скрепленную группу клиньев 3, 4, 5, возникающих из-за тепловых деформаций обмотки статора, скреп- 25 ленная группа клиньев не будет перемещаться в аксиальном направлении в пазах статора, та к как эта группа клиньев зафиксирована от этих перемещений путем упора дополнительных элементов крепления в стенки пазов 13 в зубцах сердечника статора.

Описанная конструкция устройства позволяет повысить надежность крепления обмотки в пазах статора электрической машины.

Формула изобретения

Устройство для крепления обмотки в пазах статора электрической машины по авт. св. К0 687536, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в зафиксированной груп не крайних клиньев и зубцах сердечника статора выполнены пазы, образующие по окружности расточки статора единый паз, в котором расположены выполненные в виде шнура из самоусаживающегося материала, например лавсана, дополнительные элементы крепления, каждый из которых закреплен элементами крепления групп крайних клиньев, по крайней мере, двух рядом расположенных пазов статора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М0 687536, кл. Н 02К 3/48, 1978.

828320

Фиг. «Т

Корректор О. Тюрина

Редактор Т. Загребельная

Заказ 1015/9 Изд. № 341 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Филатов

Техред И. Пенчко

Фиг. г

Устройство для крепления обмотки в пазахстатора электрической машины Устройство для крепления обмотки в пазахстатора электрической машины Устройство для крепления обмотки в пазахстатора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх