Способ сборки двухрядных подшип-ников качения

 

О П И С А Н И Е „„ваю66

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Соеэ Советсиин

Социалистических

Республик (61 ) Дополнительное к авт. саид-ву— (22)Заявлено07.08.79 (21) 2807790/25-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.81. Бюллетень J% 24

Дата опубликования описания 30 .06 .81 (5l)M. Кл.

F 16 С 43/04

Государственный комитет

СССР но делам нэаоретеннй и открытий (53) УДК 621.822. .6(088.8) (72) Авторы изобретения

B.Ä,ÝëüÿíDÂ и Б. С» Апирип

Всесоюзный научно - исследовательский конструкторско-технологический институт подшипннковой промьппленности (7I) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ ПОДШИПНИКОВ

КА ЧБНИЯ !о- ц 0

Изобретение относится к машинострое-, нию и может быть использовано в производстве как двухрядных упорно — радиальных шариковых и радиально - упорных роликовых подшипников с регламептпрован- . ным осевым зазором, так и двухрядных комбинированных игольчато-роликовых подшипников и однорядных шариковых подшипников с регламентированным взаимным расположением торцов колец, Известен способ сборки двухрядных подшипников качения с регламентированным взаимным расположением торцов колец, включающий комплектованйе наружйых. и внутренних колец и тел качения, предварительную сборку, измерение расстояния между торцами колец под заданной осевой нагрузкой, разборку, шлифование торцов колец, повторную сборку, контроль и под- готовкт взаимного расположения торцов колец 1 .

Недостаток известного способа состоит в том, что в процессе подгонки вследствие высоких требований„предьявляемых к точности

2 взаимного расположения торпов колец (порядка 2 мкм),необходима многократная ручная доводка торцов колец после нх шлифования.

Цель изобретения - повышение производительности сборки двухрядных упорнорадиальных шариковых и радиально - упор- ных конических роликовых подшипников.

Поставленная цель . достигается тем, что в способе сборки, включающем комплектование наружных и внутренних колец

»и тел качения, предварительную сборку, измерейпе расстояния между торцами колец под заданной осевой нагрузкой, раз» борку, шлифование торцов колец, повторную сборку, контроль и подгонку взаимного расположения торцов колец, подгонку- взаимного расположения торцов колец произво- . дят путем замены упомянутых тел качении телами качения другого диаметра, Изменение диаметра тел качения - шариков определяют по формуле, гйе

842266

p9 r — номинальный радиус профиля желоба наружного и внутрен- него колец соответственно; — номинальный диаметр шариков;

- отклонение диаметра шариков, скомплектованных при предварительной сборке, от номи нального значения;

Н вЂ” расстояние между плоскостью горца внутреннего кольца и мери- тельной головкой комплекса, содержащего дистанционное коль5 цо.

Кроме того, производят измерение размера Н полностью собранного подшипника с оправкой 4 при нагружении той же силой P (фиг. 4) и замену шариков в одном или двух рядах с изменением диаметра на величину д d ш, определяемую по формуле (l), и при этом Ьб находят с учетом требуемого осевого зазора d

Ьдр=ЬЭ.g (2) 25 где g5 - требуемое изменение взаимного положения торцов колец;

Д„ — угол конуса дорожки качения наружного кольца.

На фиг. 1 - 4 показана последовательность этапов изготовления шарикового двухрядного упорно - радиального подшипника серии 178800; на фиг. 5 - 7 - то же, роликового радиально - упорного коничес35 кого двухрядного подшипника серии 697000Изготовление шарикового упорно - радиального двухрядного HOgwHHHHKB включает комплектование наружных 1 и внутренних

2 колец и шариков 3 по углу контакта/Ь (фиг. 1), измерение размера Н подобранного комплекса деталей с оправкой 4 под заданной осевой нагрузкой P мерительной головкой 5 (фиг. 2) измерение размера Н

1 45 комплекса, состоящего из внутренних колец 2, предварительно обработанного с припуском по ширине дистанционного кольца 6 и оправки 4 при нагружении той же .силой Р (фиг. 3). Шлифование торца дистанционного кольца с удалением припуска ,50

2= Н - H c допуском по ширине кольца 0,01 мм, где Z » величина удаляемого припуска цистанпионного кольца;

Н,, - расстояние между плоскостью торца внутреннего кольца и мерительной головкой подобранного комплекса деталей;

Q u al - номинальный диаметр желоба (в среднем сечении) наружного и внутреннего кольца соответственно;

Дб — требуемое изменение взаимного положения торцов колец, 20 изменение среднего диаметра для роликов определяют по формуле.-

Н вЂ” расстояние межцу плоскостью

3 торца внутреннего кольца и мерительной головкой полностью собранного подшипника

Вместо величины Н, Н и Н можно для удобства измерять отклонения, Я„

ЬН,2 И h Н от некоторого значения Н .

Пример 1. Для подшипника 178822 изменение диаметра шариков в одном ряду на 1 мкм (Шарики подаются на сборку,. рассортированными на группы через 1 мкм) изменяет осевой зазор приблизительно на

1 мкм. Увеличение диаметра шариков в одном ряду на 10 мкм увеличивает осевой зазор на 12 мкм, а угол контакта - на

48, уменьшение диаметра шариков в одном ряду на 10 мкм уменьшает осевой зазор на 11 мкм, а угол контакта - на 51 .

При допуске 2 и надлежащем дервонач альном комплектовании замена шариков не приводит к недопустимому изМенению .углов контакта.

Изготовление роликовых радиально-упорных конических двухрядных подшипников включает измерение размера Н комплекта деталей, состоящего из наружного кольца 7, внут1ренних колец 8 и двух рядов роликов 9 под заданной осевой нагрузкой P мерительной головкой 10 (фиг. 5); измерение размера Н комплекта деталей, состоящего из наружного кольца 7, внутренних колец, 8, дистанционного кольца 11, предварительно обработанного с припуском по ши рине, .под той же нагрузкой Р (фиг. 6);

5 842266 6 шлифованйе торца дистанционного кольца вым зазором, включающий комплектование с удалением припуска 7.= Hg Н с наружных и внутренних колец и тел каче допуском по ширине кольца 0,01 мм, ния, прецваритольную сборку, измерение где 2. - величина удаляемого припуска расстояния между торцами колец под за1 дистанционного кольца; 5 данной осевой нагрузкой, разборку, шлиН4- расстояние между торцами внут фование торцов колец, повторную сборку, ренних колец подобранного ком- контроль и подгонку взаимного располо.плекта деталей; жения торцов колец, о т л и ч а ю щ и йй — РасстоЯние междУ тоРцами внУт- с я тем, что, с целью повышения произРенних колец комплекта, содер- 10 водительности, подгонку взаимного расжащего дистанционное кольцо. положения торцов колец производят путем

ПРоизводЯт также измерение РаэмеРа замены упомянутых те и качения телами

Н полностью собранного подшипника, качения, диаметры которых определяют с нагРУженного той же. силой Р (фиг. 7) и учетом поправки, находимой для шарикозамену роликов с изменением среди о 15 подшипников по формуле диаметра на величину д Д Р, определяемую по формуле (2) . При этом величину g, л,g. л „ ь

Ьа -8-д — д Ф+ -д ) -4 -Д )66 находят с учетом требуемого осевого. зазора d"

65-Hb Н4+д1 (3) rqe

8"-Й+ - 0 где дЯ вЂ” требуемое изменение-взаимного положения, торцов колец; 25 ф - требуемый осевой зазор;

Н4 — расстояние между торцами внуч .Ренних колец подобранного комплекта деталей;

НЬ - расстояние между торцами внут40 ренних колец подшипника. д4 „- изменение диаметра тел качения - шариков;

4 p — н оминальный диа ме т р шариков; дД О вЂ” отклонение диаметра шариков,, скомплектованных при предварительной сборке; место величины Н4, Н р и Н6 можно для удобства измерять отклонения д, Я4 дй5 и AН, от некоторого значения Hg.

Формула изобретения

Способ сборки двухрядных подшипников качения с Регламентированным осеПример 2. Для подшипника 697716 изменение среднего диаметра роликов в одном ряду на 1 мкм изменяет осевой зазор Ф приблизительно на 6 мкм. При 40 допуске на осевой зазор + 2 мкм и величине а 5 от 4 до 8 мкм достаточно . заменить один ряд, роликов с уменьшенным,средним диаметром на 1 мкм (обычно прецизионные ролики изготавливают с отклонениями s прецелах 4 - 5 мкм и подают на сборку рассортированными на группы через 1 мкм). При д 9- 3 мкм целесообразно заменить одно из колец под« шинник а.

- номинальный радиус профиля желоба дорожки качения наружного и внутреннего кольца соответственно; :й И ñ3 — номинальный диаметр желоба (в среднем сечении ) наружного и внутреннего кольца соответственно;

- требуемое изменение взаимного положения торцов колен, и для роликоподшипников по формуле

hdр= *н где Ь ol о - изменение диаметра в среднем сечении тел каченияроликов; { и - угол коцуса дорожки качения наружного кольца; дб - требуемое изменение взаим-. ного положения торцов колец.

Источники информации„ принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 3330634, кл 5

291, 1972.

842266

Составитель Т. Ракитина

Редактор М.Янович Техред д дч Корректор С. Щомак

Заказ 5015/33 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, г. 1йосква,.Ж-35, Раушская наб., а. 4/5

Филиал ППП Патент", г.Ужгород, ул.!Проектная, 4

Способ сборки двухрядных подшип-ников качения Способ сборки двухрядных подшип-ников качения Способ сборки двухрядных подшип-ников качения Способ сборки двухрядных подшип-ников качения Способ сборки двухрядных подшип-ников качения Способ сборки двухрядных подшип-ников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям комплектования подшипников кольцами и телами качения перед операцией сборки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству радиально-упорных шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте роликовых подшипников

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к определению диаметров шариков по результатам измерения дорожек качения наружных и внутренних колец перед сборкой подшипника
Наверх