Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к .Социапистическик

Республик (1842928 (61) Дополнительное к авт. свид-ay(22)Заявлено 27.08. 79(21) 28 4325(18-э4 с присоединением заявки М— (23) П риоритет— (51) М. Кл.

G 09 В 9/00

Гасударственный ннкнтет

СССР аа делам нзобрвтвннй и аткрытнй

Опубликовано 30.06. 81. бктллетеиь М 24 (53 ) УД К 681. 3. .071(088.8) Дата опубликования описания 30. 06 . 8 I (72) Авторы изобретения

A.À. Арзангулян и Г.Г. Маньшин г

Институт технической кибернетики АН Белорусской ССР

-г (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к автоматике и-вычислительной технике и может быть использовано для тренажа и обучения операторов систем управления различного назначения, в частности операторов 3BM,систем автома5 тизации проектирования и научных исследований.

Известны тренажеры, содержащие блок предъявления информации, тО подключенный к блокам накопления статистики обучения, измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору.. Управляющий процессор соединен с блоком адаптации.

:15 блок адаптации — с блоком измерения стрессового состояния оператора, подключенным к блоку накопления ствтнстики обучения. Последний подсоединен к блокам адаптации, измерения статических и динамических характеристик. Кроме того, устройство содержит,блок активизации процесса обучения (IJ.

Такое устройство не обеспечивает достаточной адаптации тренажера к обучаемому и исключения опасных стрессовых состояний оператора, что не позволяет достаточно эффективно организовать процесс обучения.

Наиболее близким к предлагаемому является тренажер, содержащий блок предъявления информации, подключенный к блокам накопления статистики обучения, измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, соединенному с блоком активизации процесса обучения, подключенным к блоку накопления статистики обучения, который соединен с управляющим процессором, блоком адаптации, блоком измерения статических характеристик оператора, иодключентглм к блоку измерения стрессового состояния оператора, к управляющему процессору и к блоку «даитаиии, и блоком измерения динамических х»рактеристик оператор», иодклк:lt и842928 4

15 !

Р5

50 ным к блоку измерения стрессового состояния оператора и к управляющему.процессору Г23.

Недостатком этого тренажера также является недостаточная эффективность обучения, так как в нем не предусмотрен контроль характеристик деятельности оператора и отсутствуют технические средства, активизирующие самоконтроль оператора.

Цель изобретения — повышение точности обучения, что повышает эффективность учебного процесса.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер, содержащий блок программного управления, первые вход и выход которого соединены соответствен но с первыми выходом и входом первого измерителя, вторые вход и выход — с первыми выходом и входом блока предьявления информации соответственно, третьи вход и выход — с первым выходом второго измерителя и с первым входом блока активизации процесса обучения соответственно, блок памяти, первый и второй входы которого подключены ко вторым выходам первого и второго -измерителей, третич вход — ко второму выходу блока предъявления информации, четвертый входк первому выходу блока адаптивного управления, пятый вход и первый выход — к первым выходу и входу третьего измерителя, второй выход — ко второму входу блока активизации процесса обучения, второй вход и третий выход первого измерителя соединены со вторыми выходом и входом третьего измерителя, четвертый выход— с первым входом блока адаптивного управления, третий вход и пятый выход — с первым выходом и входом пульта оператора, второй и третий выходы которого подключены к третьему входу блока активизации процесса обучения и к первому входу второго измерителя соответственно, третьи вход и выход третьего измерителя сое динены со вторыми выходом и входом блока адаптивного управления, четвертые вход и выход — с .третьим выходом и вторым входом блока предъявления информации соответ- ственно, а пятые вход и выход — с третьим выходом и вторым входом соответственно второго измерителя, введены блок обработки и индикации характеристик процесса обучения, блок эргатического управления и четвертый измеритель, первые вход и выход которого соединены с четвертыми; выходом и входом блока программного управления, вторые вход и выход — с третьим выходом и входом блока адаптивного управления, третьи вход и выход — с третьим выходом и шестым входом соответственно блока памяти, четвертые вход и выход — с первыми выходом и входом блока обработки и индикации характеристик учебного процесса, вторые вход и выход которого подключены к шестым выходу и входу третьего измерителя, а третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы — соответственно к четвертому выходу блока адаптивного управления, пятому выходу первого измерителя, четвертому выходу второго измерителя, четвертому выходу блока предъявления информации и выходу блока активизации процесса обучения, соединенного четвертым входом с первым выходом блока эргатического управления, второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно к седьмому входу блока памяти, пятому входу блока программного управления и четвертому входу блока адаптивного управления, Блок обработки и индикации характеоистик процесса обучения содержит последовательно включенные коммутаторы, ограничители амплитуды импульсов, преобразователи кодов, распределитель импульсов и индикаторы, а также преобразователи аналогкод, соединенные входами со вторыми выходами коммутаторов, а выходами — со вторыми входами распределителя импульсов.

Блок эргатического управления содержит последовательно включенные генератор, узел делителей напряжения, формирователи импульсов и усилители, соединенные выходами с соответствующими выходами блока.

Кроме того, четвертый измеритель содержит преобразователи аналог-число импульсов, .соединенные выходами через первые узлы фиксации частоты следования импульсов с первыми входами дешифратора, вторые входы которого через вторые узлы фиксации частоты следования импульсов подключены к вы ходам преобразователей код-число им,пульсов, а третьи входы — к выходам .преобразователей аналог-код.

5 842928 б

На фиг. I представлена схема пред ние, делают: прогноз на заданный отрелагаемого тренажера; на фиг. 2 — : зок времени и заправляют эти данные ,! схема блока обработки и индикации блоку 4, блоку 5 и измерителю 7.

:характеристик процесса обучения; Блок 4 совместно с блоком 5 орка фиг. 3 — схема блока эргатичес- 5 ганизует (в случае необходимости) пекого управления; на фиг. 4 — схема рестройку режима обучения. Измеритель четвертого измерителя (характерис-, 7 анализирует прогнозируемое состоятик деятельности оператора), ние и определяет степень приближеТренажер содержит измеритель I ния стрессового состояния. Если сос(статических характеристик оператора) 10 тояние оператора близко к стрессовоизмеритель 2 (динамических харак му, то измеритель 7 выдает сигнал блотеристик оператора), четвертый ку 8. Последний либо ослабляет реизмеритель 3 (характеристик геятель жим обучения, либо отключает отности оператора),, блок 4 адаптивнооператора тренажер.

ro управления, блок 5 программного 15 При откЛонении в ходе обучения управления, блок 6 активизации пропараметров состояния оператора от цесса обучения, третий измеритель заданных (определенных измерителем

7 (стрессового состояния оператора) 2) по команде от управляющего процесблок,8 предъявления информации, блок сора блок 6 с помощью системы контакт-..

9 памяти (накопления статистики обу- 20 ных и неконтактных датчиков обеспечивачения), блок 10.обработки и индика- ет активизирующее воздействие на опеции характеристик процесса обучения, ратора., блок ll эргатического управления, Данные о работе блоков тренажера, пульт 12 оператора, входные коммута- об исходном и текущем состоянии опеторы 13, ограничители 14 амплитуды 25 ратора, характеристиках его деятельимпульсов, преобразователи 15 кодов. ности в процессе обучения накаплипреобразователи 16 аналог-код, рас- ваются в виде информации о статиспределитель 17 импульсов, индикато- тике обучения и используются для ры 18, задающий импульсный генератор организации адаптивного обучения.

l9, узел 20 делителей напряжения 30 Блок 10 обработки и индикации формирователи 21 импульсов, оконеч- характеристик процесса обучения ные усилители 221 преобразователи на основании анализа данных о сос23 аналог-число импульсов, npeo8ga . тоянии и характеристиках деятельносзователи 24 код-число импульсов, ти оператора вырабатывает (в случае узлы 25 фиксации частоты следова- 35 необходимости) информацию для операния импульсов, преобразователи 26 тора с целью активизации самоконтроаналог-код, дешифратор 27. ля оператора и эргатического управТренажер работает следующим об- ления процессом обучения, осуществляразом. eMoro оператором с помощью блока 11

Перед началом обучения измеритель 40 зргатического управления на оснос помощью специальных программ ванин данных блока 10. оценки состояния по результатам кон- Таким образом, предлагаемое технитактных и неконтактных замеРов пара ческое решение повышает эффективность метров.,состояния оператора или тес- обучения опера "ора на тренажере товой проверки определяет основные данные об исходном состоянии оператора. Эти данные подаются в блбки

4 и 5, измеритель 7 и в блок 9 для накоплениЯ статистики. Блоки 4 и 5 1. Тренажер оператора автоматизивырабатывают Информационные H yn 50 рованной системы управления, содержа . равляющие сигналы и передают их блоку. щий блок программного управления, 8 для предъявления информации one- первые вход и выход которого соедиратору. иены соответственно с первыми

В ходе обучения измерители 2 и 3 выходом и входом первого измеризамеряют соответственно параметры 55 теля, вторые вход и выход — с состояния оператора и характеристики первыми выходом и входом блока (временные, точностные и т.д.) выпол- предъявления информации соответнения им операций, по определенным ственно, третьи вход и выход — с программам оценивают текущее состоя- первым выходом второго измерителя

8 выходу блока адаптивного управления, пятому выходу первого измерителя, четвертому выходу второго измерителя, четвертому выходу блока предьявления информации и выходу блока активизации процесса обучения, соединенного четвертым входом с первым выходом блока эргатического управления, второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно к седьмому входу блока памяти, пятому входу блока программного управления и четвертому входу блока, адаптивного управления.

2. Тренажер по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что в нем блок обработки и индикации характеристик ..процесса обучения содержит последовательно включенные коммутаторы, ограничители амплитуды импульсов, преобразователи кодов, распределитель импульсов и индикаторы, а также преобразователи аналог-код, соединенные входами со вторыми выходами коммутаторов, а выходами со вторыми входами распределителя импульсов.

3. Тренажер по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что в нем блок эргатического управления содержит последовательно включенные генератор, узел делителей напряжения, формирователи импульсов и усилители, соединенные выходами с соответствующими выходами блока.

4. Тренажер по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что в нем четвертый измеритель содержит преобразователи аналог-число импульсов, соединенные выходами через первые узлы фиксации частоты следования импульсов с первыми входами дешифратора, вторые входы которого ерез вторые узлы фиксации частоты следования импульсов подключены к выходам преобразователей код-число импульов, а третьи входы — к выходам пребразователей аналог-код.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ф 4!6730, кл. G 09 В 9/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 497626, кл. G 09 8 9/00, 1974 (прототип), 8й2ЫЯ и с первым входом блока активизации " процесса обучения соответственно, блок памяти, первый и второй входы которого подключены ко вторым выхо( дам первого и второго измерителей, третий вход — ко второму выходу блока предъявления информации, четвертый вход — к первому выходу блока адаптивного управления, пятый вход и первый выход — к первым выхо- 10 ду и входу третьего измерителя, второй выход " ко второму входу блока активизации процесса обучения, второй вход и третий выход первого измерителя соединен со вторыми вы;ходом и входом третьего измерите-.

;ля, четвертый выход — с первым входом блока адаптивного управления, третий вход и пятый выходс первым выходом и входом пульта

20 оператора, второй и третий выходы ко-. торого подключены к третьему входу блока активизации процесса обучения и к первому входу второго измерителя соответственно, третьи вход и выход третьего измерителя соединены со вторыми выходом и входом блока адаптивного управления, четвертые вход и выход — с третьим выходом и вторым входом блока предъявления З0

f информации соответственно, а пятые вход и выход — с третьим выходом и вторым входом соответственно второго измерителя, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повьппения 35 точности обучения, в него введены блок обработки и индикации характеристик процесса обучения, блок эргатического управления и четвертый измеритель, первые вход и выход кото- 40 рого соединены с четвертыми выходом и входом блока программного управления, вторые вход и выход — с третьими выходом и входом блока адаптивного управления, третьи вход и выход — с третьим выходом и шестым входом соответственно блока памяти, четвертые вход и выход — с первыми выходом и входом блока обработки и индикации характеристик учебного процесса, вторые вход и выход которого подключены к шестым выходу и входу третьего измерителя, а третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы — соответственно к четвертому

Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления Тренажер оператора автоматизированнойсистемы управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх