Тренажер водителя транспортныхсредств

 

< >830507

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОР(;КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

-.«» г ° (6i) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.03.79 (21) 2736562/18-24 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет

Опубликовано 15.05.81. Бюллетень М 18

Дата опубликования описания 15.05.81 (51)М. Кл;

G 09 В 9/04

ВсударетввнныИ кюмитвт

СССР ао делам нзобретеннй

il вткрытнй (53) >JlK 681.3. .0 7 1 (088.8 ) (72) Автор изобретения

А. Я. Иошпе

" ч

f е»

Харьковское конструкторско-технологическое бю

UK ДОСААФ СССР (7I) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения управления транспортными средствами.

Известен автомобильный тренажер, оборудованный учетным местом, содержащий рычаги переключения передач, педали акселератора, тормоза, сцепления, блок имитации условий вождения, .блок имитации шумовых эффектов (1 ).

-Недостаток этого устройства заклю— чается в том, что этот тренажер не позволяет производить обработку. навыка синхронного управления педалями акселеpampa и сцепления в необходимом временном темпе.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является автомобильный тренажер, содержащий педали акселератора и сцепления, механически связанные с электроконтактными да1чиками, органы управления, рычаги коробки передач, блок моделирования визуальной обстановки (23.

Недостаток данного устройства заключается в том, что при несинхронном уп— равлении педалями электрическая цепь разрывается и выдается сигнал ошибки.

Электрической схеме этого тренажера свойственны все недостатки, присушие схемам с подвижными электрическими контактами: искрение, окисление контактов и потеря переходной проводимости, сложные срабатывания,иэ-за вибрации

1О контактов при перемешении. Кроме тото, отсутствие имитации шума двигателя не позволяет проводить самоконтроль при работе на транажере, соответст вующий реальным условиям, так как в

15 автомобиле шум двигателя является ориентиром для водителя при синхронном управлении педалями. Отсутствие имитации шума двигателя и моделирования визуальной обстановки при. движении не позволяют отрабатывать прочие навыки, необходимые для управления автомобилем.

Бель изобретения — повышение точности и выработки навыков синхронного управления педалями акселератора и сцепления за счет самоконтроля по имитируемому шуму двигателя в условиях близких в реальном автомобиле.

Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее датчики педалей акселератора и сцепления, механически связанные с органами управления, коробку перадач, соединенную с преобразователем .сигналов, пороговый индикатор, блок имитации шума двигателя, блок моделирования визуальной обстановки, в него введен сумматор, один вход которого соединен с датчиком педали акселератора, другой вход которого соединен через пороговый индикатор и преобразователь сигналов с датчиком педали сцепления, а выход соединен с блоком имитации шума двигателя и с датчиком педали сцепления.

На чертеже представлена блок-схема устройства.

Устройство содержит датчики 1 и 2, механически связанные с педалями соот.ветственно, акселератора и сцепления (в качестве датчиков могут быть использованы, например, переменные резисторы), сумматор 3, преобразователь 4 сигналов, козффициент передачи которого изменяется-переключением рычага коробки передач (не показаны), блок 5 моделирования визуальной обстановки, блок б имитации шума двигателя, пороговый индикатор 7.

Устройство работает следующим обра зом.

При включении нейтрали передач сит нал на выходе преобразователя 4 сигналов отсутствует. С выхода сумматора 3 на блок 6 имитации шума двигателя поступает сигнал, соответствующий шуму двигателя при работе на холостом ходу.

При нажатии педали акселератора сигналы на выходе датчика 1 и сумматора 3 увеличиваются. Блок 6 имитации шума . двигателя имитирует шум нарастающих оборотов двигателя.

- При включенной первой передаче и, полностью выжатой педали сцепления выходные сигналы gamma 2 и преобразователя 4 сигналов также отсутствуют.

По мере отнускания педали сцепления появляются и увеличиваются сигналы на выходе датчика 2 и преобразователи 4 сигналов, выходной сигнал с преобразователя 4 сигналов поступает на вход блока 5 моделирования визуальной обстановки, вызывая изменение ви25

55 о

20 зо ао эуальной обстановки, т.е. имитацию начала движения.

Сигнал с выхода датчика 2 поступает на вход сумматора 3. Выходной сигнал сумматора 3 уменьшается и блок 6 имитации шума двигателя имитирует спадание оборотов двигателя. Нля ком пенсации спадания оборотов необходимо дополнительное нажатие педали акселератора, что ведет к увеличению сигнала на выходс датчика 1 и восстановлению ,уровня сигнала на выходе сумматора 3.

При опережающем нажатии педали акселератора увеличивается выходной сигнал сумматора 3 и черезмерно возрастает имитируемый шум двигателя. При опережающем отпускании педали сцепления выходной -сигнал сумматора 3 уменьшается, уменьшается и имитируемый шум двигателя. Уменьшение выходного сигнала сумматора 3, кроме того, влечет за собой уменьшение входных и соответствен" но выходных сигналов gamma 2 и преобразователя 4 сигналов. Если в конце

xoga педали сцеплейия сигнал на выходе преобразователя 4 сигналов не успевает достигнуть величины порога индика тора 7, последний с нимае т питание с датчика 1, имитируя заглохший двигатель. При синхронном управлении педалями акселератора и сцепления сигнал на выходе сумматора 3 не изменяется.

А напогично производится переключение с первой передачи на вторую и т.д. Скорость.изменения визуальной обстановки при этом увеличивается и -за возрастания козффициента передачи преобразователя 4 сигналов, управляемого рычагом переключения коробки передач.

Таким образом, производится отработка навыка синхронного управления педФлями дросселя и сцепления при трогании и в движении и самоконтроль по уровню имитируемого шума двигателя, что .соответствует реальным условиям в автомобиле.

Формула изобре тения

Тренажер водителя транспортных средств, содержащий датчики педалей акселератора и сцепления, механически связанные с органами управления, коробку передач, соединенную с преобразователем сигналов, пороговый ин5 8305 07 6 дикатор, блок имитации шума двига образователь сигналов с датчиком педали теля, блок моделирования визуальной сцепления, а выход соединен с блоком обстановки, о т л и ч а ю ш и и с я имитации шума двигателя и с датчиком тем, что, с целью повышения точности педали сцепления. и выработки навыков синхронного управ

Источники и о мании пения педалями акселератора и сцеп.сточники информации, ления за счет самоконтроля по имити- принятые во внимание при экспертизе руемому шуму двигателя в условиях

Патент Великобритании близких в реа"ь"ом as OMo6we, в "в % 1288086, . В 7Й, опубл,,к. 1972.

ro введен сумматор, один вход которого соединен с датчиком педали ак2. Авторское свидетельство СССР селератора, другой вход которого coe- No 310288, кл.6 09 В 9/04, 1968 динен через пороговый индикатор и пре- (прототип ) .

Составитель E. Иваненко

Редактор Н. Воловик Техред А.Бабинец Корректор Г. Назарова

Заказ 3072/4 2 Тираж 4 84 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москвь, -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПГ1Г! Г!атент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер водителя транспортныхсредств Тренажер водителя транспортныхсредств Тренажер водителя транспортныхсредств 

 

Похожие патенты:
Тренажер // 766332

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх