Дисковая задвижка
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Соцналистнческнк
Республик ()844878 (51)М. Кл;
F 16 К 3/10 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено 18. 04. 78 21) 2604559/25-08 с присоединением заявки М
Гве)яерствеииьй кеяитет
СССР ао Аелаи изебретеиийи еткрктий (23) П риарнтет
Опубликовано 07. 07. 81. Бюллетень М 25
Дата опубликования описания 07.07, 81 (53) УДК 621 646 (088.8) (72) Автор изобретения
В. М. Земцов (71) заявитель
1 (54) ДИСКОВАЯ ЗАДВИЖКА
Изобретение относится к области арматуростроения магистральных трубопроводов.
Известна дисковая задвижка, в корпусе которой с параллельными седлаS ми размещены запорные диски, соединенные со штоком привода через шарнирно-рычажный механизм, причем на корпусе выполнена опора, взаимодействующая с дисковым затвором в закрытом положении, а на штоке закреплены направляющие (1) .
Однако в известном устройстве не обеспечивается разгрузка дисков от сосредоточенных усилий, что увеличивает мощность привода.
Целью данного изобретения является повышение надежности и уменьшения .усилия на приводе. Для этой цели задвижка снабжена узлом отжима дисков от седел, выполненным в виде опорных балок, укрепленных на дисках и снабженных направляющими роликами, и упоров с криволинейной рабочей поверхностью, взаимодействующих с роликами опорных балок, а направляющие штока снабжены роликами, взаимодействующими при перемещении с корпусом.
На фиг.1 — продольный разрез задвижки, на фиг.2 — сечение А-А фиг.1; йа фиг. 3 — взаимодейтсвие ролика опорной балки с упором.
Задвижка состоит из корпуса 1 штока 2, двух дисков 3 с уплотнительными кольцами, рычажного параллелограмма 4, 5, двух прямоугольных опорных балок 6 с цилиндрическими шипами (полуосями) и роликами 7 на их концах, опорной штанги 8 с роликами на концах, двух трубопроводов
9 с обратными клапанами. а — на входном патрубке и б — на выходном.
Опорные балки 6 жестко соединены с дисками 3 и служат для связи этих дисков со штоком 2 через рычаги
5 параллелограмма, а также для преобразования сосредоточенной нагруэ4878
3 84 распределительки от рычагов 5 в ную нагрузку.
В дне корпуса l задвижки делается опора 10, которая либо отливается вместе с корпусом, либо прикрепляется к нему, например, сварным швом.
Она лужит для ограничения опускания нижнего шарнира параллелограмма и фиксации угла Ч между рычагами.
Работа задвижки заключается в следующем.
В рабочем (открытом) положении задвижки диски 3 подняты вверх, и поток среды течет через патрубки и полость корпуса задвижки, Для закрывания задвижки включают привод, который через бугельный узел (и то и другое на рисунках не показано) постепенно опускает шток 2 вниз вместе с рычагами 5 параллелограмма, опорными балками 6 и дисками 3. По мере опускания дисков среда будет стремиться сдвинуть подвижные части к седлу выходного патрубка, но этому воспрепятствует опорная штанга 8, опирающаяся одним из своих роликов на стенку корпуса 1 задвщкки, по которой этот ролик катится. Когда коробка нижнего шарнира упрется в стенки гнезда опоры 10 на дне корпуса 1 задвижки, рычаги 5 станут расходиться и через опорные балки 6 прижимать диски 3 к седлам патрубков, запирая проход среды. В последний момент прижатия дисков 3 к седлам угол между. верхними (и нижними) рычагами должен быть не менее 150о, а центры с роликов 7 и криволинейных поверхностей упоров 11 должны находиться на одной вертикали.
В начале открывания задвижки привод будет поднимать шток 2 вверх, который потянет за собой рычаги 5 с опорными балками 6. При этом ролики
7 опорных балок будут катиться по криволинейным поверхностям упоров
ll и отрывать диски 3 от седел, Когда ролики 7 опорных балок 6 сойф дут с упоров 11, рычаги 5 параллелограмма будут складываться под действием сил веса дисков с опорными балками и собственного веса. Одно5 временно шток будет поднимать все эти детали вверх до полного освобождения прохода в корпусе задвижки для потока среды.
Диски 3 при отрыве от седел не будут подвергаться давлению среды между ними, так как еще до открывания задвижки это давление будет снято обратным клапаном г.
Так как опорные балки 6 крепятся рычагами 5 к штоку 2 в двух точках, то самопроизвольное вращение дисков
3 будет невозможно.
Формула изобретения
1. Дисковая задвижка, в корпусе которой с параллельными седлами размещены запорные диски, соединенные со штоком привода через шарнирнорычажный механизм, причем на корпусе выполнена опора, взаимодействующая с дисковьпч затвором в закрытом положении, а на штоке закреплены направляющие, отличающаяся ро тем, что с целью повышения надежности за счет обеспечения разгрузки диСков от сосредоточенных усилий, задвижка снабжена узлом отжима дисков от се -. дел, выполненным в виде опорных балок, укрепленных на дисках и снабженных направляющими роликами-, н
"4 упоров с криволинейной рабочей поверхностью, взаимодействующих с роликами опорных балок.
2. Дисковая задвижка по п.l, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что налрав" ляющие штока снабжены роликами, взаимодействующими при перемещении с корпусом, 45 Источники информации, ) принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
У 567882, кл. F 16 К 3/10, 1973.
844878
Составитель Е. Анкудинова
Редактор Т. Авдейчик Техред Э. Чужик Корректор Л. Иван
Заказ 4321/10 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитет-i u".CP по делам изобретений и откры.ъЛ
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгорi, ул. Проектная, 4