"режимное устройство
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (1>845269 (61) Дополнительное к авт. сеид-ау— (22) Заявлено 0904.79 (21) 2748931/18-21 с присоединением заявки М— (23) Приоритет
Опубликовано 070781.бюллетень 149 25
Дата опубликования описания 07.07,81 (51)М. Кл.
Н 03 К 3/12
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
Рз) УДК 621. 374 (088.8) (72) Автор изобретения
A.È. Грива (71) Заявитель (54) РЕЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к импульсной технике, может быть применено как триггер, в котором источник сигнала совмещен с источником питания, в частности может быть использовано как функциональный узел вторичных источников электропитания железнодорожной автоматики.
Известен статический преобразователь напряжения постоянного тока в напряжение пеоеменного тока (1$ . Недостаток его заключается в том, что он не позволяет восполнять энергию аккумуляторной батареи.
Известно также режимное устройство,15 содержащее триггер на транзисторах разных типов проводимости и управляющее реле C2) .его недостаток — низкая помехозащищенность, что приводит к преждевременному выключению режима 20 форсированного заряда (режима выпрямления) и, следовательно, к несвоевременному восполнению энергии аккумуляторной батареи.
Целью изобретения является повыше- 25 ние помехозащищенности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в режимном устройстве, содержащем триггер на двух транзисторах разных типов проводимости, в котором 30 в коллекторную цепь транзистора первого типа проводимости включена обмотка управляющего реле, а источник сигнала совмещен с источником питания, между коллектором и эмиттером транзистора первого типа проводимости включен вновь введенный "табилитрон встречно полярности источника питания, а между базой и эмиттером этого транзистора включена размыка ащая контактная группа управляющего реле.
На чертеже представлена принципиальная схема режимного устройства.
Устройство содержит триггер на транзисторах 1 и 2 разных типов проводимости, в котором в коллекторную цепь транзистора 1 первого типа проводимости включена обмотка управляющего реле 3, а источник сигнала совмещен с.источником питания 4. Между коллектором и эмиттером транзистора 1 включен вновь введенный стабилитрон
5 встречно полярности источника питания 4. Между базой и эмиттером транзистора 1 включена размыкающая контактная группа б реле 3, а между коллектором и базой транзисторов 2 и 1 включен стабилитрон 7.
Устройство работает следующим об-, разом.
845269
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 4209/6 Тираж 988 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород ул.Проектная 4
Во время переключения .с режима преобразования в режим выпрямления на входе режимного устройства появляется наибольшее напряжение пульсаций в результате запуска инвертора (управляемого выпрямителя), входящего в состав источника питания 4, но пульсации эти не воздействуют на транзистор 1, поскольку его переход базаэмиттер шунтирован размыкающей контактной группой 6 реле 3, которое обесточено, так как транзистор 1 за- !О крыт. Ложное опрокидывание триггера исключается, и аккумуляторная батарея восполняет энергию в, режиме форсированного заряда. При достижении напряжения полного заряда аккумуля- 5 торной батареи стабилитрон 5 переходит в проводящее состояние, и реле 3 включается, режим форсированного заряда прекращается, и включается режим содержания минимум. При этом контакты группы 6 размыкаются, через стабилитрон 7 проходит базовый ток транзистора 1, в результате происходит лавинообразное отпирание транзисторов 1 и 2 опрокидывание триггера, и реле 3 начинает проводить ток коллектора транзистора 1, малое сопротивление промежутка коллектор-эмиттер которого шунтирует стабилитрон 5, и он переходит в непроводящее состояние. При уменьшении на- 30 пряжения источника питания 4 реле 3 отключается, промежуток база-эмиттер транзистора 1 закорачивается контактами группы 6 реле 3, устройство вновь переходит в режим форсирЪванного заряда (режим выпрямления) . В дальнейшем режимное устройство работает аналогично изложенному.
Режимное устройство, содержащее триггер на двух транзисторах разных типов проводимости, в котором в коллекторную цепь транзистора первого типа проводимости включена обмотка управляющего реле, а источник сигнала совмещен с источником питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения помехозащищенности, между коллектором и эмиттером транзистора первого типа проводимости включен вновь введенный стабилитрон встречно полярности источника питания, а между базой и эмиттером этого транзистора включена размыкающая контактная группа управляющего реле.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Коган Д.А. Эткин З.A. Новая аппаратура электропитания железнодорожной автоматики, 1978, с. 5-8.
2 . Коган Л.А., Эткин З.А. Новая аппаратура электропитания железнодорожной автоматики, 1978, с. 74-75 (прототип).