Судовая мачта

 

ОПИСАНИЕ

ИÇОБРЕ . P >846379

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 041079 (21) 2827220/27- 11 (51) М. КЛ. с присоединением заявки ¹

В 63 В 15/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 12. 014. .21(088.8) (23) Приоритет

Опубликовано 150781. Бюллетень Н9 26

Дата опубликования описания 150781 .

Ь. ЖолДй

1 ь (72) Авторы изобретения

A.ô.Ëðçàìàñöåâà, E.Ì.Ãåðøêoâè÷, 3. и В.B.ßðîñëàâöåâ

"т-.!Ф) Ф...

i ":7.t (71) Заявитель (54) СУДОВАЯ МАЧТА

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым мач там.

Известна судовая мачта, содержащая трубчатую стойку с установленной на ней реей, несущей сигнально-отличительные средства (1 ).

Недостатком указанной судовой мачты является повышенная трудоем- . кость ее обслуживания и большая масса.

Цель изобретения — снижение трудоемкости обслуживания мачты и уменьшение ее массы.

Поставленная цель достигается тем, что стойка снабжена .механизмом перемещения реи и направляющими, жестко прикрепленными вдоль нее, а часть реи, сопряженная со стойкой, выполнена с направляющими, сопряженными с направляющими стойки, причем рея соединена с механизмом перемещения канатом.

Кроме того, для исключения перекоса реи пфи подъеме она снабжена трубкой, стойка в верхней части.снабжена обводными роликами, а канат механизма перемещения реи пропущен последовательно через упомянутую трубку, обводные ролики, расположен4 ные на верху стойки, и закреплен на рее в верхней ее части.

На фиг. 1 схематически изображена

5 судовая мачта (штрих-пунктирными линиями показана рея в опущенном гюложении); на фиг. 2 — вид А на фиг . 1, на фиг. 3 — вариант устройства крепления реи; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фнг. 2 (устройство крепления .реи в крайнем поднятом на мачте положе.нии, общий .вид); на фиг. 5 — разрез

В-В на фиг. 1; на фиг. 6 — установка мачты на площадке верхнего строения судна (в данном случае плавучего. грузоподъемного крана).

Судовая мачта представляет собой стальную трубчатую стойку 1, жестко закрепленную на площадке 2 судна, вдоль которой по обе стороны жестко закрепленй полосы 3. На стойке 1 с воэможностью перемещения смон=ирована трубчатая рея 4, содержащая кожух

5, внутри которого установлены, направляющие б, охватывающие полосы 3.

На верхнем конце стойки 1 на кронш тейнах 7 установлены обводные элементы — ролики 8, вокруг которых проведен канат 9, пропущенный через трубу 10, смонтированную на рее 4, причем. одним концом он закреплен на

846379 обух 11 реи 4, à другим — намотан на механизм перемещения реи 4, в данном случае ручную лебедку 12, расположенную у нижней части стойки

1 на расстоянии от площадки 2, удобном для выполнения с ней работ.

Для жесткого удержания реи 4 в ,крайнем верхнем положении мачта снаб. жена двумя устройствами 13 для крепления, которые установлены на кожухе

5 с противоположных сторон стойки 1.

Устройство 13 содержит корпус 14, в торцовых пазах которого смоитированы кулачки 15, сидящие свободно на осях 16, которые закреплены неподвижно в корпусе 14. На продолже- нии корпуса 14 установлен двуплечий 15 рычаг 17, который под действием пружйн 18, стягивающих кулачки 15, находится в постоянном контакте с выступами 19 кулачков 15. В верхней части стойки 1 смонтирован кронштейн Щ

20 в виде перевернутого стакана, в котором выполнен упор 21 для воздействия на рычаг 17. На концах реи 4 закреплены крюки 22, эа которые подвешены блоки 23 с пропущенными 25 через них фалами 24. На фалах 24 установлены сигнально-отличительные огни 25 и фигуры 26

Устройства 13 предназначены для жесткого крепления реи 4 в верхнем, поднятом на стойке 1 положении.

Но это необходимо лишь в том случае, когда рея имеет значительную массу и воспринимает большие ветровые усилия и инерционные нагрузки при качке. В данном случае мачта установлена на плавучем кране. Плавучие краны в зависимости от категории плавания имеют ограничения по удалению от порта-убежища, по допустимой балльности ветра и волнения, при.этом 4Q нагрузки, действующие на рею с учетом ограничения, невелики, т.е. установку устройств 13 можно не производить либо выполнить их максимально упрощенными, например, 45 внутреннюю поверхность кронштейна 20 выполнить s виде конуса 27, а на корпусе 14 смонтировать конусный штырь 28, входящий в кронштейн 20 при подъеме реи 4 (см.фиг.3). „О

Работа и обслуживание мачты производится следующим образом.

В нижнем опущенном положении рея

4 опирается на ручную лебедку 12, причем крюки 22, а соответственно, и блоки 23 расположены от площадки

2 на удобной для их обслуживания высоте. В этом положении производится осмотр и при необходимости ремонт и смазка блоков 23, а также эаводка через блоки 23 фалов 24, на которых 6Î на определенном расстоянии друг от друга навешиваются необходимые сигнально-отличительные огни 25 и фигуры 26, после чего начинают врацать ручную лебедку 12 и в канате

9 создается натяжение, под действием которого рея 4 начинает подниматься по стойке 1 вверх. Труба 10, внутри которой движется натянутый канат;9, не дает рее 4 перекоситься на стойке 1, а полосы 3, ограниченные с двух сторон направляющими б, предотвращают разворот реи 4, т.е. создают-строгую ориентацию реи 4 относительно основных осей плавкрана.

Подъем производится до тех пор, пока устройства 13 крепления не произведут надежное стопорение реи 4 в крайнем поднятом положении. Это произойдет тогда, когда рычаг 17 достигнет упора 21 и утопится, при этом.он нажимает на выступы 19 кулачков.15, в резулЬтате чего сферические поверхности кулачков 15 стремятся войти в контакт с внутренней поверхностью кронштейна 20. После касания всеми кулачками 15 поверхности кронштейна

20 дальнейшее перемещение кулачков становится невозможным. Продолжающая действовать сила Р от натяжения каната 9 производит автоматическое закрепление кулачков 15 на осях 16.

В этом положении ручная лебедка 12 стопорится для создания, в канате 9 постоянного натяжения. Возникающая в результате раскачивания реи 4 под действием инерционных сил при качке и сил ветрового воздействия сила Р, приложенная посредством кронштейна

20 к сферической поверхности кулачка 15, вызывает перемещение корпуса 14, а следовательно, и реи 4 в направлении действия силы Р< лишь в случае превышения сил трения, созданных действием силы Р между кулачками 15 и осями 16.

Для спуска реи 4 необходимо с помощью ручной лебедки 12 ослабить канат 9, при этом сила Р уменьшается до нуля, кулачки 15 и рычаг 17 под действием пружин 18 занимают исходное положение, после чего рея 4 по полосам 3 съезжает вниз под действием собственного веса.

Предлагаемая конструкция мачты значительно уменьшает трудоемкость по обслуживанию узлов реи, рангоута и такелажа. то вызвано тем, что, в данной мачте производится подъем и спуск.на канате только реи, в то время как в известной мачте производится подъем и спуск всей верхней трубчатой конструкции, поэтому уси-. лие, прилагаемое к рукоятке ручной лебедки, значительно меньше по сравнению с усилием, прилагаемым к шестерне. В мачте известной конструкции усилие на рукоятке иривода . шестерни (беэ применения специальных понижающих редукторов) может достигать величины, в несколько раэ. превышающей требуемую санитарную норму по технике безопасности.

846379

g 87

При этом скорость выполнения операций по навешиванию и подъему сигнально-отличительных огней и фигур в предлагаемой конструкции возраста ет примерно в 2 раза.

Сечение мачты, по сравнению с известной, уменьшено, так как в известной мачте использован телескопический .принцип уменьшения высотного габарита, т.е. мачта состоит из нескольких труб разных диаметров, при,чем к основанию мачты диаметр трубы растет, что необходимо для складывания мачты-трубы верхней ее части .в трубы нижней. формула изобретения

1. Судовая:мачта, содержащая трубчатую стойку с установленной íà ней реей, несущей сигнально-отличительные средства, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью снижения тру- Щ доемкости обслуживания мачты и уменьшения ее массы, стойка снабжена механизмом перемещения реи и направляющими, жестко прикрепленными вдоль нее, а часть реи, сопряженная со стойкой, выполнена с направляющими, сопряженными с направляющими стойки, причем рея соединена с механизмом перемещения канатом.

2. Мачта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью исключения перекоса.реи при подъеме, она снабжена трубкой, стойка в верхней части снабжена. обводными роликами, а канат механизма перемещения реи пропущен последовательно через упомянутую трубку, обводные ролики, расположенные .на верху стойки, и закреплен на рее в верхней ее части.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ð186867, кл. В 63 В 15/02, 1966 (прототип).

846379

?В в-в

Риа б

Составитель Г.Луценко

Техред Т . Маточка Корректор С.Корниенко

Редактор М.Петрова

Заказ 5354/26 Тираж 4ф9 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушакая наб., д. 4/9

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Судовая мачта Судовая мачта Судовая мачта Судовая мачта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается усовершенствования парусных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к парусным судам

Изобретение относится к устройствам мачт парусников и ветроэнергетических установок
Наверх