Судовая мачта

 

О П И С А Н И Е ()Щ()4Р4

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социалис тически к

Республик

+ .а г с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 11.10.79(2 ) 2826984/27-11 t5) )М. Кл.

3 с присоедннениеи заявки М

В63 В 15/02

Гееудерстеееный комитет

СССР ав делам изобретений и етермтнй (23) Приоритет

Опубликовано3Q,Q7.81 Бюллетень .% 28

Дата опубликования описания 30,07.81 (53) УДК629. . 12.014. 21 (088,8) А. Ф. Арзамасцева, Б. Л. Гершкович, 3. В, Жолии, . -Б;-Лахио, Н. Я. Перец, В. B. Ярославцев и А. И. Крщорог./., !

f.

1 (72) Авторы изобретения (7() Заявитель (54) СУДОВАЯ МАЧТА

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым мачтам.

Известна судовая мачта, содержащая установленную в стандерсе стойку, на верхнем конце которой расположена рея

5 со средствами сигнализации, и лебедку с тросом (Q

Однако такая судовая мачта имеет сложную конструкцию и большой вес.

Бель изобретения — упрощение конструкции и снижение веса судовой мачты, Поставленная цель достигается тем, что судовая мачта снабжена ребрами, жестко закрепленными на наружной поверхнОсти стОЙки> направляющими ° уста» i 5 новленными на внутренних стенках стандерса, и роликом, установленным на нижнем конце стойки, а ходовой конец троса лебедки запасован на ролик стойки и закреплен на стандерсе, при этом ребра 20 расположены вдоль диаметрально противоположных образующих стойки, а напра-. вляющие — вдоль стандерса, симетричио

ЕГО ОСИ

На фиг. 1 изображена судовая мачта (штрих-пунктщзными линиями показана мачта в опущенном положении), на фиг. 2разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — судовая мачта, установленная на площадке верхнего строения судна, общий вид.

Судовая мачта еодержит стальную стойку 1, на верхнем конце которой закреплена рея 2, а на нижнем - ролик 3.

Стойка l помещена в стандерс 4 и закреплена в нем при помощи осей 5. На стандерсе 4 установлена ручная лебедка

6, трос 7 которой запасован на ролик

8, закрепленный в нижней части 9 стандерса 4, и ролик 3 и посредством скобы

10 подсоединен к стандерсу 4 в его нижней части 9. Вдоль всей стойки l жестко закреплены по обе стороны два ребра

1l, сопряженные с направляющими 12, закрепленными на внутренней поверхности стандерса 4. На углах реи 2 посредством крюков 13 подвешены блоки 14, на которые запасованы фалы 15. На фалах 15 закреплены. сигнально-отличите0494

3 85 льные огни 16 и фигуры 17 На ноке мачты установлены огни».8.Мачта установлена иа площадке 19. расположенной на металлоконструкции верхнего строения 20 судна

Судовая мачта используется следуюцим образом.

Приводят в действие лебедку 6, в результате подтягивания трос 7, соответственно поднимается вверх и вся стой ка 1, при этом снимается нагрузка с осей 5. Оси 5 вытаскивают, после чего лебедка 6 снова приводится во вращение в противоположную сторону — режим травления троса 7. Стойка 1. мачты перемещается вниз по направляющим 12, чем обеспечивается плавный, без перекосов в стандерсе 4, спуск мачты вниз, при этом трос 7 проходит через ролик

3. Спуск продолжается до того момента, пока рея 2 не ляжет на стандерс 4, после чего можно производить техническое обслуживание блоков 14, выполнять работы по ремонту и замене огней 18, вывешивать на фалах 15 сигнально-отличительные огни 16 и фигуры 17. Спуск мачты, т.е. уменьшение ее высотного габарита, можно выполнять до любой требуемой величины (для этого необходимо в нужный момент лебедку 6 поставить на тормоз). Подъем мачты выполняется в обкатном порядке. Выбирается лебедкой 6 трос 7, огибающий ролик 3. Вертикальная составляющая усилия, действу« ющего в тросе 7, перемещает стойку 1 мачты вверх. Подъем осуществляется до тех пор, пока отверстия в стойке 1 не совпадут с отверстиями в стандерсе 4, затем в них заводят оси 5.

Изготовление и обслуживание предлагаемой мачты значительно проще и технологичней по сравнению с известной, так как эта мачта представляет собой монолитную трубчатую конструкцию, в то время как известная мачта является составной.

Скорость спуска стойки в 1,5 — 2 раза выше по сравнению с судовыми мачтами аналогичного назначения.

При расчете известной мачты на ,прочность под действием приложенных усилий мачта рассматривается как консольная балка со свободно опертым концом и опорой в месте установки шестерни, т.е. фактически вся нагрузка, приходя10 щаяся на мачту, воспринимается шестерней. Предлагаемая мачта рассматривается каи консольная двухопорная балка с опорами В точках крепления осей, причем в восприятии нагрузок, помимо двух осей, д участвуют и полосы, закрепленные в направляющих стандерса. Поэтому по сравнению с известной прочностные размеры узлов крепления предлагаемой мачты уменьшены примерно в 2 раза.

Формула изобретения

Судовая мачта, содержащая Установленную в стандерсе стойку, на верхнем конце которой расположена рея со сред ствами сигнализации, и лебедку с тросом, отличающаяс я тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения

30 веса. она снабжена ребрами, жестко закрепленными на наружной поверхности стойки, направляющми,, установленными на внутренних стенках стандерса,,и роликом, установленным на нижнем конце

35 стойки, а ходовой конец троса лебедки запасован на ролик стойки и закреплен на стандерсе, при этом ребра расположены вдоль диаметрально противоположных образующих стойки, а направтиющие—

40 вдоль стаидерса, симметрично его оси.

Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе

1. Патент. США l4 20657l5» кл. 114-90, 29.12.36 (прототип).

Судовая мачта Судовая мачта Судовая мачта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается усовершенствования парусных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к парусным судам

Изобретение относится к устройствам мачт парусников и ветроэнергетических установок
Наверх