Способ оценки состояния центральнойнервной системы человека

 

О П И С Л Н И Е 852 2

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Ф

/" и

iliil=::-:-:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.08.78 (21) 2683593/28-13 (51) М. К .

А 61 В 5/16 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет (23) Приоритет—

СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29 (53) УДК 615475 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.08.81 (72) Авторы изобретения

И. И. Пономаренко и Г. А. Антропов

Московский ордена Трудового Красного 3 мени" научно-исследовательский институт гиги ны Б „:,. им. Ф. Ф. Эрисмана

-(71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии, и может быть использовано при исследовании функционального состояния центральной нервной системы человека.

Известен способ оценки состояния центральной нервной системы человека путем измерения скрытого времени реакции на свет с последующим определением соотношения возбудительных и тормозных процессов (1).

Однако известный способ не обеспечивает высокой точности, так как не позволяет выявить участие первой и второй сигнальных систем при формировании условного рефлекса.

Целью изобретения является повышение точности оценки путем выявления участия первой и второй сигнальных систем при формировании условного рефлекса.

Эта цель достигается тем, что способ оценки состояния центральной нервной системы человека осуществляют путем измерения скрытого времени реакции на свет с последующим определением соотношения возбудительных и тормозных процессов, скрытое время реакции на свет измеряют в трех сериях, в которых стандартные световые раздражители подают с интервалом

3 — 5 с, при этом в первой серии подают

2 слабые, во второй в 2 — 3 раза сильнее (сильные), а в третьей — чередуют слабые и сильные, которые сопровождают словесным обозначением силы предстоящего раз

5 дражителя с опережением раздражителя на 3 — 5 с, и результаты ответных реакций сравнивают с физиологической нормой.

Способ осуществляют следующим образом.

Для исследования состояния центральной нервной системы человека используют универсальный хронорефлексометр.

Размещение пульта управления относительно испытуемого должно полностью искл5 лючать возможность видеть манипуляции экспериментатора, для чего целесообразно устройство экрана. В производственных условиях в качестве такового можно использовать сам корпус прибора. Испытуемый са2р дится перед выносимым пультом раздражителей с кнопкой ответных реакций.

Пример 1. Экспериментатор настраивает тумблер «Регулировка света» на энергию вспышки 40 — 50 Дж в течение 1 — 2 мс (крайнее левое положение тумблера). Дает инструкцию: «Будет проводиться исследование времени реакции на слабый свет».

Испытуемому демонстрируют несколько вспышек раздражителя. — «Вы должны назр жать на кнопку ответа указательным паль852312 цем правой руки и ждать сигнала. 11ри вспышке света, как можно быстрее îт11устить кнопку вертикальным движением руки. Затем снова нажать и отпустить при следующей вспышке.

Экспериментатор включает пусковое устройство «Свет», которое синхронно запускает счетное устройство времени — декатроны. Как только испытуемый видит вспышку света, он отпускает кнопку ответа, Тем самым прекращается отсчет скрытого времени реакции, фиксируемого в мс на декатронах. Каждый следующий раздра>китель света подают через 3 — 5 с. Скрытое время каждой реакции суммируют декатронами и записывают после окончания серии исследований. Можно записывать время каждой реакции, затем суммировать для выведения среднего значения в данной серии исследований. Запись времени может производит1. сам экспериментатор или его помощник, а также при помощи самописца илн цифропечатающего устройства.

Для подготовки счетного устройства на начало отсчета времени нажимают тумблер

«Сброс», чем осуществляется сброс всех предыдущих показателей и установка декатронов на О.

После 5 — 10 тренировочных исследований проводят зачетное определение времени реакции как минимум на 5 слабых раздражителейй.

Пример 2. Экспериментатор настраивает тумблер «Регулировка света» на энерги .о вспышки 110 — 120 Дж в течение 1- — 2 мс (крайнее правое положение тумблера). Демонстрирует несколько вспышек сильного света. Инструкция и порядок исследования аналогичны примеру 1. Раздражители сильного света подают через 3 — 5 с. После

5 — 10 тренировочных исследований производят зачетное определение времени реакции как минимум на 5 раздражителей.

Пример 3. Экспериментатор выводит тумблер «Регулировка света» па энергию вспышки 40 — 50 Дж в течение 1 — 2 мс, дает команду «Слабый» в течение 0,4 — 0,6 с уровнем громкости 65 — 70 дБ А, через

1,5 — 2 с после команды включает пусковое устройство «Свет» и записывает полученное время реакции на первый слабый раздражитель.

Затем экспериментатор выводит тумблер «Регулировка света» на энергию вспыш. ки 110 †1 Дж в течение 1 — 2 мс, дает команду «Сильный» в течение 0,4 — 0,6 с с у)овном громкости 65 — 70 дБ ° Л, через

1,5 — 2 с после команды включает пусковое устройство «Свет» и записывает полученное время реакции на первый сильный раздражитель. Аналогично поступают при последующей чередующейся подаче слабых и сильных раздражителей. При этом они должны отстоять друг от друга по времени на 3 — 5с.

Зачетное определение времени реакции проводят как минимум на 11 чередующихся раздражителей — 6 слабых и 5 сильных.

Порядок анализа полученных данных, Определение среднего времени реакции в мс на слабый раздражитель при его серийной подаче без словесного обозначения осуществляют путем деления суммы времени всех полученных реакций на число исследований в данной серии; определение среднего времени реакции на сильный раздражитель при его серийной подаче без словесного обозначения — аналогично предыдущему; раздельное определение средних величин

15 времени реакции на слабый и сильный раздражители — при их чередовании, сопровождающемся словесным обозначением; попарное сравнение времени реакции на раздражители разной силы — при их чередованин, с расчетом в процентном соотношении нормальных реакций и фазовых состояний; установление степени взаимодействия первой и второй сигнальной систем — путем сравнения среднего времени реакции

25 на раздражители одной и той же силы, подаваемые со словесным обозначением и без него.

В таблице привсдятся примеры времени реакции испытуемого на световые раздра>кители разной силы, Время реакции на световые раздражители, мс ca

35 с

Х о чередующиеся слабый сильный слабый j сильный

162Н

139П

143

128

142

136

151

168

152

149

161

2

6

8

45 1О

145Н

139V

143Н

140Н

124Н

160Н

167Н

134П

168Н

Характер силовых взаимоотношений: нормальный (Н) — 70%, парадоксальная

50 фаза (П) — 20оо, уравнительная фаза (У) — 10%.

Б приведенном примере при серийной подаче раздражителей без словесного обозначения скрытое время реакции на слабый

55 свет равно в среднем 156 мс, на сильный— !.;0 мс; при подаче чередующихся сигналов с словесным обозначением оно равно соответственно 155 и 138 мс. Отсутствие существенной разности сред|них показателей вре60 меии реакции на раздражители разной силы со словесным обозначением и без него (»a слабый свет — соответственно 156 и

155 мс, на сильный — 140 и 138 мс) позволяет говорить о хорошем взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

852312

5 !

О

Формула изобретения

Сосгавитель С. Малютина

Редактор П. Горькова Техред А. Камышникова Корректоры: Т. Трушкина и О. Тюрина

Заказ 4831

Изд. 461 Тираж 694

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома

Далее проводят попарный анализ времени реакции на раздражители разной силы при их чередовании. При этом время реакции на первый слабый раздражитель принимают за исходное, с ним сравнивают реакцию на первый сильный (на 17 мс меньше), что указывает на наличие нормальных (Н) взаимоотношений возбуждения и торможения в момент формирования реакции.

Затем сравнивают время реакции. Причем время реакции на слабый раздражитель оказывается меньше, чем на сильный, т. е. имеет место парадоксальное фазовое состояние (П). При сравнении время реакции и на слабый, и на сильный раздражители оказывается одинаковым, т. е. имеет место уравнительная фаза (У), и т. д. В итоге, из

10 сочетаний нормальный характер (Н) силовых взаимоотношений выявлен в 7 случаях, что составляет 70 /о от общего числа исследований, парадоксальная фаза (П) — в

2 случаях (20 /О), уравнительная (У) — в

1 случае (10 /о).

Заключение по данному примеру. Функциональная подвижность основных нервных процессов соответствует возрастной норме, хорошее взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

Использование предлагаемого способа, проведенное при исследовании умственного труда студентов вузов (около 3000 человек), показало его определенные преимущества.

Например существующим способом установлено: скрытое время двигательной реакции на свет у студентов до занятий составляет в среднем 155 мс, а после занятий—

172 мс, т. е. скорость реакции снижается на

10 /О, что принято расценивать как косвенный показатель развития торможения.

Предлагаемый способ дает также более глубокую характеристику функционального состояния: до занятий в 70 /О случаев отмечается уравновешанность основных нервных процессов, в 30 /о случаев — фазовые состояния, хорошее взаимодействие первой и второй сигнальных систем (так как разность среднего времени реакции на серийные н чередующиеся слабый и сильный раздражители не достоверна, P)0,5). К концу

6 учебного дня фазовые состояния увеличиваются в среднем до 50 /о, главным образом, за счет парадоксальных реакций; имеет место ослабление роли второй сигнальной системы, так как сдвиг между серийными и чередующимися раздражителями для слабого света составляет + 18 мс (P=0,01), для сильного + 13 мс (Р<0,1). Это убедительно свидетельствует о снижении функциональной подвижности основных нервных процессов за счет. сдвига в сторону торможения.

Использование предлагаемого способа обеспечивает возможность определения количественного показателя соотношения возбуждения и торможения, а также определение степени взаимодействия первой и второй сигнальных систем, что значительно повышает эффективность исследования состояний центральной нервной системы чело века в производственных условиях.

Способ оценки состояния центральной нервной системы человека путем измерения скрытого времени реакции на свет с последующим определением соотношения возбудительных и тормозных процессов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности оценки путем выявления участия первой и второй сигнальных систем при формировании условного рефлекса, скрытое время реакции на свет измеряют в трех сериях, в которых стандартные световые раздражители подают с интервалом 3 — 5 с, при этом в первой серии подают слабые, во второй в 2 — 3 раза сильнее (сильные), а в третьей — чередуют слабые и сильные, которые сопровождают словесным обозначением силы предстоящего раздражителя с опережением раздражителя на 3 — 5 с, и результаты ответных реакций сравнивают с физиологической нормой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 158649, кл, А 61 В 5/16, 1963.

Способ оценки состояния центральнойнервной системы человека Способ оценки состояния центральнойнервной системы человека Способ оценки состояния центральнойнервной системы человека 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх