Вентильный электродвигатель

 

Союз Советских

Социалистических

Республик ()855885 (6!) Дополнительное к авт. свил-ву— (22)Заявлено 09. 08. 79 {21) 2807732/24-07 (5 ) М. Кл. с присоелинением заявки .%—

Н 02 К 29/04

Государственный комитет (23) Приоритет—

Опубликовано !5.08.81. Бюллетень И 30 по делом изобретений к открытий (53) УДК 621. 313. .13.014 ° 2;621 .382(088.8) Дата опуоликования описания 16.08.8!

Н.H. Левин, В.И, Никулин П.А Назар и С.И. Ьеленок (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54} ВЕН:KIbHbL ЭЛЕКТ! ОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электродвигателям с бесконтактной коммутацией, применяемым в устройствах автоматики.

Известны вентильные электродвигатели, содержащие коммутатор и синхронный двигатель с необмотанным зубчатым ротором, статор которого имеет пазы, где уложены обмотки якоря (l ).

Недостатком такой конструкции явт0 ляется сложность и низкая надежность коммутатора.

Известны также бесконтактные двига-. тели, которые конструктивно выполнены в виде синхронного двигателя, дат-!

5 чика положения ротора и транзисторного коммутатора (2 ), Недостатками данной конструкции являются наличие датчика положения ротора, усложняющего конструкцию двнИ гатсля, увеличивающего вес и энергоемкость устройства, и транзисторного коммутатора, а также сложность цепей связи между датчиком положения ротора и управляющими входами ключей при многосекционном исполнении якоря.

Наиболее близким к изобретению па технической сущности и достигаемому результату является электродвчгатель, где роль датчика положения ротора гыполняет сам якорь. Он содержит якорь с обмоткой, секции которой соединены с выходом коммутатора, выполненного в виде тиристорного инвертора с отсекающими диодами и нагрузкой в катодных цепях тиристоров, и управляющий трансформатор (3 ).

Однако в данном двигателе наличие трансформатора и такая схема соединений элементoB e H HH T NBccy и габариты, уаложняют конструкцию электродвигателя.

Цель изобретения — упрощение электрической схемы и уменьшение габаритов вентильного электродвигателя.

5885 4 с магнитным потоком фазы 6 приводит к повороту якоря против часовой стрелки на 90 эл.град. Следующее изменение знака напряжения обеспечивает

5 отпирание тиристора 10 и дополнительный поворот якоря против часовой стрелки. Со сменой знака напряжения отпирается тиристор 9 и т.д. Реверсироьание двигателя может осуществляться либо путем изменения направления магнитного потока фазы 6 индуктора, либо изменением (на 180 эл.град ) фазы напряжения, прикладываемого к обмотке 5 индуктора, или к обмотке !

5 якоря °

Таким образом, данный двигатель имеет более просту.о конструкцию и меньшие габариты. переменного тока, катод тиристора для четных секций подсоединен к одному концу секции и управляющему электроду черед диод, а к другому через резистор, один конец каждой из нечет. :ых секций соединен с катодом тиристора, а другой — с управ:ляющим электродом через резистор, при этом вторая фаза индуктора за шунтироаана конденсатором и подсоединена к источнику переменного тока.

На чертеже представлена схема нентипьного электродвигателя.

Бентильный электродвигатель состоит из синхронной машины с мнсгосекционной обмоткой якоря (-екции

1--4) и двухфазной обмоткой индуктора (фазы и 6), а также коммутатора на тиристорах 7-10. С цепями катодов тиристоров 8 и 10 соединены тирис.торы

11 и !2 и диоды !3 и 14. Управляющие электроды тиристоров 7 и 9 соединены с секциями и 4 через резисторы 15 и 16. К зажимам источника 17 переменного тока подсоединена фаза 5 индукто ра, зашунтированная конденсатором 18.

Другая фаза индуктара о включена в сеть постоянного тока.

Устройство работает следующим образом

При положительном напряжении источника питания переменным током источника 17 отпирается тиристор 8, так как Hа его управляющий электрод воздействует трансформированная ЭДС их фазы 5 в секцию 2, а к аноду в это время приложено положительное напряжение. В результате секция 2 оказывается под напряжением источника !7 переменногa тока. Взаимодействие тока в секции 2 якоря и магнитного потока, создаваемого фазой б обмотки индуктора, обесгечивает поворот якоря двигатсля против часовой стрелки на угол 90 эл.град. При изменении .::as.:ярности напряжения отпирается тиристор 7,, поскольку к управляющему электроду этого тиристора через резистор 16 приложена ЭДС положительного знака. Взаимодействие тока секции 1

Формула изобретения ф

Источники информации, принятые вс внимание при экспертизе

Патент С1!1А - 3749991, кл. 318138, 1966.

2. Овчинников И.E., Лебедев H.Н.

Бесконтактные двигатели постоянного тока автоматических устройств. М.-Л., "Энергия", 1966, с. 13.

3. Лвторское свидетельство СССР

ro заявке М 2699532/24-07, кл. Н 02 К 29/04, 1978.

3 85

Погтавленная цель достигается тем, что в вентильном электродвигателе, содержащем якорь с обмоткой, секции которой соединены с выходом тиристорного коммутатора, индуктор с двухфазной обматкой возбуждения и источник

Вентильный злеKT ðîäâèãBTýëü, сА держащий якорь с оомоткой, секции ко2S торой равномерно распределены на ста торе и соединены с выходом однополупериодного тиристора коммутатора, индуктор с двухфазной обмоткой возбуждения, одна фаза которой служит для подключения к источнику постоянного тока, и источник переменного тока, отличающийся тем, что, с целью упрощения электрической схемы и уменьшения га.баритов, катод тиристора для четных секций подсоединен к одному концу- секции и управляющему электроду через диод, а к другому — через резистор, один конец каждой из нечетных секций соединен с катодом тиристора, а другой — с управляющим электродом через резистор, при этом вторая фаза индуктора ззшунтировава конденсатором и подсоединена к источнику переменного тока.

855885

Составитель А. Санталов

Редактор Л. Тюрина ТехредИ.Рейвес Кощзектор С. Шекмар

Заказ 6959/80 Тираж 73С Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва И-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т
Наверх