Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления

 

Сею» Советскмк

Соцмалмстмческмк

Республик .

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

t ai) 85807 l

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 26.11.79 (21) 2843610/18-24 с присоединением заявки йо— (23) Приоритет

Опубликовано 2308.81, Бюллетень Ио 31

Дата опубликования описания 230881 (53)M. Кл.з

G 09 В 9/00

Государственный комнтет

СССР оо аелам к тобретенмй и открыткй (53) УДХ 681. 3.071 (088.8) (72) Авторы изобретению

Львов Ю И Смирнов и В А Татарко " « т("

1 (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ УП1 АВЛЕНИЯ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и контроля эа уровнем подготовки операторов автоматизированной системы управления (АСУ).

Известно устройство, позволяющее контролировать уровень подготовки обучаемого по правильности решения им контрольных задач и содержащее блок управления, блок предъявления информации, блок ввода информации, блок ценки, блок индикации (1j.

Однако устройство имеет ограниченную область применения, так как заложенный в него критерий оценки уровня подготовки имеет частный характер.

Наиболее близким к изобретению является устройствот в котором уровень подготовки оценивается по правильности, точности н своевременности ре- 2О шения задач, содержащее блок оценки, блок управления, соединенный с блоком предъявления информации, блоком индикации, блоком контроля стабилизации параметров обучения через блок соВпадения, вычислителем характеристик учебного процесса, регистратором, блоком ввода информации. С блоком контроля стабилизации параметров обучения соединены блок оценки н вычислитель т подключенный к регистратору (2) .

Недостатком устройства являетс я нерациональность процесса контроля, так как ре гистраци я качества решени л задач, определение параметров процесса обучения н контроль их стабилизаций происходит после каждого цикла обучения, хотя как известно, иэ теории обучения зависимость качества решения задач от количества циклов обучения носит экспоненциальный характер. A это значит, что более рациональным, с точки зрения минимизации стоимостных и временных характеристик процесса контроля, является контроль с переменным шагом по циклам обучения. Очевидно, что оптимальньж планом контроля будет план, в котором номера циклов контроля .изменяются по экспоненцнальному закону со скоростью, пропорциональной скорости приобретения навыков оператором .

Цель изобретения — повьваенне точности оценки за счет оптимизации процесСа контроля.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство для оценки профессиональной пригодности опе858071 раторов автоматизированной системы управления, содержащее блок ввода учебной информации, соединенный первым выходом с первым входом блока управления, второй вход и первый выход которого подключены соответственно к выходу и входу блока предъявления учебной информации, второй выход — ко входу блока индикации, третий выход — к первому входу вычислителя характеристик процесса обучения, а третий вход — к первому выходу блока контроля стабилизации параметров обучения, соединенного вторым выходом со входом блока формирования оценки, блок сравнения и регистратор, подключенный выходом ко второму входу вычислителя характеристик процесса обучения, введены формирователь импульсов и два элемента И, причем вход блока сравнения и первый вход формирователя импульсов подключены к третьему выходу блока уп равления,а их выходы блока сравнения и формирователя импульсов соединены с первыми входами первого и второго элементов И,второй вход формирователя импульсов подключен к первому выходу вычислителя характеристик процесса обучения, соединенного вторым выходом со вторым входом второго элемента И, выход которого подключен ко входу блока контроля стабилизации параметров обучения, второй вход пер ного элемента И соединен со вторым выходом блока ввода учебной информации, а выход — co входом регистратора, при этом формирователь импульсов содержит последовàrельно включенные входной регистр, ключ, буферный ðåгистр, первый сумматор, первый усилитель и второй сумматор, а также третий сумматор, второй усилитель и узел совпадения, соединенный вторым входом с выходом второго сумматора, а выходом — со вторым входом ключа, вход третьего сумматора подключен к выходу входного регистра.

Такое выполнение устройства позволяет производить контроль процесса обучения только в выборочных, расчитанных оптимально, с точки зрения затрат на контроль, точках.

На фиг. 1 и 2 изображен формирователь импульсов; на фиг ° 3 — график работы устройства.

Устройство содержит блок 1 управления, соединенный с блоком 2 предьявления учебной информации, блоком 3 индикации, блоком 4 ввода учебной информации, блоком 5 контроля стабилизации параметров обучения, к котор му подключен блок 6 оценки формирования, вычислителем 7 характеристик процесса обучения, который подключен к регистратору 8, формирователем 9 импульсов, определяющим точки контроля, блоком 10 сравнения, а также элементы И ll и 12.

Формирователь 9 (фиг. 2) содержит входной регистр 13, элемент И 14 буферный регистр 15, первый сумматор

1б, первый (логарифмический) усилитель 17, второй сумматор 18, узел 19 совпадения, тРетий сумматор 20, соединенный со вторым (также логарифмическим) усилителем 21.

Устройство работает следующим образом.

Информация оператору в каждом цикле обучения предъявляется на блоке 2 по команде с блока 1. результаты решения задач в каждом цикле обучения вводятся оператором посредством блока 4, отображаются на блоке 3 и ре)5 гистрируются,пройдя через элемент И

11, на регистраторе 8. Элемент И 11 открывается по командам, поступающим из блока 10 и формирователя 9. Из блока 1 на блок 10, вычислитель 7 и

20 формирователь 9 поступает сигнал, равный номеру N текущего цикла обучения. Если этот номер меньше четырех, то блок 10 вырабатывает сигнал, открывающий элементы И 11 и 12.

2 Таким образом, результаты решения задач в первых трех циклах обучения фиксируются в регистраторе 8 и от него поступают на вычислитель 7, в котором определяются статистические характеристики качества решения задач оператором в каждом цикле обучения и скорость No приобретения навыков обучаемым оператором. Затем через значение No определяется скорость изменения номеров Ицо циклон контроля процесса обучения и количество циклов обучения Nä через которое качество решения задач достигнет необходимого значения Т, заданного с блока 1 управления. Сиг40 налы, соответствующие величинам N и N ïîñòóïàþò иэ вычислителя 7 йа формирователь 9 после окончания трех циклов обучения. В формирователь 9 во время работы оператора в очередном цикле обучения из блока 1 поступает сигнал, равный номеру цикла N

В момент достижения величины Б значения, соответствующего следующему номеру контролируемого цикла, котоgp рое рассчитывается в формирователе 9, последний вырабатывает сигнал, открывающий элементы И 11 и 12, в результате чего качество решения задач в контролируемом цикле регистрируется регистратором 8, обрабатывается в числителе 7 и поступает через элемент И 12 на блок 5. Откорректированные значение Н, N поступают из вычислителя 7 йа формирователь 9.

В момент стабилизации качества решения задач блок 5 вырабатывает сигнал в блок 1 на окончание процесса обучения и в блоке 6 фиксируются окончательные значения характеристик качества решения задач и параметров процесса обучения.

858071

Формирователь 9 при определении момента очередного контроля работает следующим образом.

Формирователь начинает работать с четвертого цикла обучения. На входной регистр 13 поступает сигнал, равный величине N с блока 1. На первый и третий сумматоры 16 и 20 поступает, сигнал, равный величине Nä из вычислителя 7. В регистре 15 хранится значение N„ q номера последнего цикла g обучения, в котором производился контроль. Сигнал поступает из регистра 15 на второй вход сумматора 16.

Из регистра 13 на второй вход сумматора 20 поступает сигнал, равный

И . На выходах первого 16 и третьего

20 сумматоров вырабатываются сигналы, равные соответственно N -И„ и М„

NT. Эти сигналы усиливаются логарйф" мйческими усилителями 17 и 21. После усилителя 17 сигнал, равный 1п(Но†20

Х к ) поступает на первый вход второго сумматора 18, на второй вход которого поступает сигнал, равный

Т/Nц из вычислителя 7. Постоянный сигйал, ранний 4п (И„-N „„) -1/N цо поступает на первый вход узла 19, на второй вход которого поступает переменный сигнал, равный Сп(йп -Нт).

При равенстве сигналов, поступающих с сумматора 18 и усилителя 21,узел 19 gp вырабатывает сигнал, по которому открываются элементы И 11,12 и 14.

При этср, содержимое регистра 13 переписывается в регистр 15.

Работа устройства поясняется кривыми, приведенными на фиг. 3. кривая

1 соответствует экспоненциальному характеру приобретения навыков оператором в процессе обучения, а кривая

2 — экспоненциальному характеру процесса контроля.

Оптимальность процесса контроля в предлагаемом устройстве достигается за счет проведения выборочного контроля по способу, учитывающему специфику процесса обучения. При этом, значительно сокращаются необходимый объем регистрируемых параметров и время их обработки и анализа в устройстве.

Формула изобретения

1. Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления, содержащее блок ввода учебной информации, соединенный первым выходом с первым входом блока управления, второй вход и первый выход которого подключены соответственно к выходу и входу блока предъявления учебной информации, второй выход — ко входу блока индикации, третий выход — к первому входу вычислителя характеристик процесса обучения, а треий вход — к первому выходу блока контроля стабилизации параметров обучения, соединенного вторым выходом со входом блока формирования оценки, блок сравнения и регистров, подключенный выходом ко второму нходу вычислителя характеристик процесса обучениЯ, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности оценки, оно содержит формирователь импульсов и два элемента И, причем вход блока сравнения и первый вход формирователя импульсов подключены к третьему ныходу блока управления, а выходы блока сравнения и формирователя импульсов соединены с первыми входами первого и второго элементов И, второй вход формирователя импульсов подключен к первому выходу вычислителя характеристик процесса обучения, соединенного вторым выходом со вторым входом второго элемента И, выход которого подключен ко входу блока контроля стабилизации параметров обучения, второй вход первого элемента И соединен со вторым выходом блока ввода учебной информации, а выход — со входом регистратора..

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем формирователь импульсов содержит последовательно включенные входной регистр, ключ, буферный регистр, первый сумматор, первый усилитель и второй сумматор, а также третий сумматор, второй усилитель и узел совпадения, соединенный вторым входом с выходом второго сумматора, а выходом - со вторым входом ключа, вход третьего сумматора подключен к выходу входного регистра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 419951, кл. G 09 В 7/04, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2608940/24,кл.G 09 В 7/02, ф978 (прототип).

858071

Составитель A Карлов

ТехрЕд А. Ач Корректор Г. Решетник

Редактор Н. Шандор

Заказ 7253/83 Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Ф

Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированной системы управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх