Тренажер оператора транспортного средства

 

< 855721

Союз Советски к

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к ант. свил-ву (22) Заявлено 14.06.79 (21) 2787441/18 — 12 с присоединением заявки,Гче (23) Приоритет (5l)M. Кл.

G 09 В 9/04

Гооударстеенный комнтет

Опубликовано 15,08 81 Бктллетень М 30

IIo делам нзобретеннй н открытий (53) УДК 681136..51 (088.8) Дата опубликования описания 15,08.81

Г, А. Голов, В. В. Мерзляков, Г. А. Иванов 1 ;т. ф, (,1.„. 1,др и О. Ф. Гостев

f -1 л 1.1,Р11 т У0 ! „-

Т; 1нЧВц,qg

Центральный ордена Трудового Красного Знаментт научЙМЬПт10ТЕт!а исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) A вторы изобретения (7I) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тренажерам опера, торов транспортных средств.

Известен тренажер оператора транспортного средства, содержащий блок предъявления информации, связанный через узел исполнения команд управления с блоком регистрации времени, который включает в себя счетчик времени и счетчик количества поданных команд, входы которых через коммутатор подсоединены к соответствующим ввтходам блоков включения

10 узла исполнения команд управления 111.

Недостатком такого тренажера является невысокая эффективность.

U0JIb изобретений — повышение эффективности тренажа.

lS

Поставленная цель.достщается тем, что блок рефистрации времени и!веет счетчик регистраци1т времетщ одновременно вьптолняемых операций, Ъход,которого соединен с выходами блоков вклточення узла исполнения команд управления.

° Ha фнг. 1 приведена блок — схема тренажера; на фнг. 2 — размещение блоков устройства на транспортном средстве.

Устройство содержит источники 1 оператттвных единиц информации, блоки 2 включения источников 1 оперативных единиц информации, датчики 3 исполнения команд, счетчик 4 време. ни выполнения команд, счетчик 5 регистрации времени одновременно выполняемых команд, счетчики 6 и 7 количества поданных команд, причем счетчик 6 фиксирует количество поданных команд конкретного вида (число этих счетчиков равно числу счетчиков 4), а счетчик

7 фиксирует количество поданных команд всех видов за цикл реализации информационной модели, генератор 8 импульсов, коммутатор 9, кнопку 10 подачи команды, индикационная лампа 11, командное реле 12, реле 13 сброса, выключатель 14, контрольную лампу 15, источник 16 питания.

Блок 2 включения источттиков оперативных единиц инфЬрмации имеет. кнопку 10 подачи команды, индикационную лампу 11, командное реле !2. Блок предъявления информации состоит из источников-1 оперативных единиц информации. Узел исполнения команд управления

3 85572 включает в себя блоки 2 включе пж, датчики 3 исполнения команд и реле 13 сброса, Работа с тренажером осуществляется следующим образом.

Перед работой транспортное средство осна5 щается тренажером и осуществляется движение данного транспортного средства по испытательной трассе. Bо время движе щя транспортного средства тренажер подготавливается к функционированию. Дпл этого выключатель 14 перево- 10 дится в положение "Включено", при этом питание от источника 16 подводится к генератору

8 импульсов, которьш начинает выдавать электрические импульсы на вход блоков 2 включения источников 1 опсратнвных единиц инфор- 15 мании к кнопкам 10 подачи комаппы, контрольная пампа !5 загорается, что свидетельствует о готовности тренажера к работе.

После этого экспериментатор (в рядс случаев вмсс о экспериментатора может использоваться блок автоматической подачи команд) в соответствии с составленным ранее циклом предъявлений оперативных единиц информации нажатием определенных кнопок 10 подает водителю транспортного средства команды. При замыкании контактов кнопки 10 питание подается на обмотку KQMBll)lHot.o рспс 12, о чем свидетельствует загорание индикаторной лампы 11, рслс 12 срабатывает. Контактная группа реле

12 содержит три контактных пары. При срабатьиинии рспс !2 все трн контактных пары замыкал>тся. Замыкапис первой контактной пары устанавпшгаст рспс 12 1tB самобпокировку, т. е. обеспечивает его обмотку питанием и при размыкании контактов кнопки 10. При замыкании второй контактной пары реле 12 питание подводится к источнику 1 оперативной единицы информации, которьш подает водителю команду па выполнение рабочей опсраш и, а в счетпгках 4о

6 и 7 количества поданных команд фиксируется. поступивший импульс. При замыкании третьей контактной нары pnre 12 генератор 8 импульсов подключается к счетчикам 4 и 5, которые начингпот отсчет импульсов, выдаваемых генера- 45 тором 8, Получив команду на выполнение действия по управлению транспортным средством, водитель производит рабочую онерацию, приводя в действие исполнительньш механизм соответствующей системы управления. При срабатывании рабочего элемента исполнительного механизма датчик 8 подает сигнал на реле !3 сброса, размыкая цепь питания его обмотки. Реле 13 ñðàбатывает, в результате чего размыкается его контактная пара, включенная в цепь питания обмотки командного реле 12. Обмотка реле 12 обесточивается, .реле срабатывает, размыкая все три своих контактных пары, в результате чего источник оперативной информации обесточивается, снимается питание со счетчиков 6 и 7, прерывается связь счетчиков 4 и 5 с генератором 8 импульсов. Таким образом, счетчики 4 и 5 фиксируют количество импульсов, поступивших от генератора 8 и время от момента нажатия кнойки 10 до срабатывания датчика 3, т. е. от момента подачи команды до момента ее выполнения органами управления транспортного средства.

При нажатии кнопки 10 другого канала система работает аналогичным образом за исключением того, что импульсы от генератора 8 н от источника 16 питания не поступают на счетчики 4 и 6, так как они подключены через коммутатор 9 к другому каналу и могут быть приведены в действие переводом плеч коммутатора 9 в соответствующее положение.

Прн подаче одной ипи нескольких команд в процессе выполнения другой команды счетчик 4 фиксирует время выполнения только одной команды, к каналу реализации которой о» подключен, счетчик 5 фиксирует время одно временного выполнения нескольких операций (от момента подачи первой команды до момента выполнения последней), счетчик 6 фиксирует только один импульс, а счетчик 7 количество импульсов, равное числу поданных команд.

Использование дшиого изобретения позволяет повысить эффективность тренажа, а также проводить эргономические оценки применения того или иного транспортного средства, Например, прн обработке полученных результатов наиболее совершенным с точки зрения эргономики признается то транспортное средство, в оценке которого счетчиком 5 будет зафиксировано меньшее время реализации информационной модели, а наиболее совершенным органом управления при сравнении их у различных транспортных средств одного вида тот, в оценке которого счетчиком 4 будет зафиксировано меньшее время иа выполнение одного и того же числа рабочих операций при реализации, одинаковых информационных моделей.

Формула изобретения

Тренажер оператора .транспортного средства, содержащий блок предъявления информации, связанный через узел исполнения команд управления с блоком регистрации времени, который включает в себя счетчик времени и счетчик количества поданных команд, входы кото- рых через коммутатор подсоединены к соответствующим выходам блоков включения узла исполнения команд управления, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, блок регистрации време. ни имеет счетчик регистрации времени одновременно выполняемых операций, вход которого соединен с выходами блоков включения узла исполнения команд управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

855721

1, Игнатов Н. А. è др. Приборы и методн ки психофизиологического обследования води- телей автомобилей. М., "Транспорт", 1978, с. 57-59. фиг.7

855721

Составитель С. Алексанов

Техред Т. Маточка Корректор Г. Назарова

Редактор М. Погориляк

Заказ 6921/72

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул Проектная, 4

Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тренажер оператора транспортного средства Тренажер оператора транспортного средства Тренажер оператора транспортного средства Тренажер оператора транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх