Рабочее колесо осевого вентилятора

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ CI ЕТЕЛЬСТЗУ

<я859682

* ,г (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 170879 (21) 2812067/25-06 с присоединением заявки йо— (23) Приоритет

Опубликоваио 300881, Бюллетень М 32

Дата опубликоваиия описания 3088.81 (51)M. Кл.

Р 04 Р 29/32

Государственнмй комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК 621.63-253 (088.8) !

«В.В. Хиценко, A.Â. Кузнецов, K.Ô. Паст4рнак,, С.И. Демочко, Н.И. Горбатенко и А.Г. !Гельбрехт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА

Изобретение относится к вентиляторостроению.

Иэвестйо рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопатки, каждая иэ которых установлена коническим хвостовиком в гнездо, а фланцем в расточку втулки, и крепежные элементы (1).

Недостаток рабочего колеса заключается в большой трудоемкости изготовления элементов крепления лопаток.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопатки с хвостовиками, установленными в пазах втулки (2). »

Недостатком этого рабочего колеса является сложность конструкции и высокая трудоемкость изготовления, так как изготовление хвостовиков лопатки и гнезд конической формы требует специальной оснастки и сложной технологии, что снижает надежность рабочего колеса.

Цель изобретения — уирощение конструкции и повыш«ци Iiàä«æíocòè.

Указанная ц«ль ло.-.-, игcl« òñÿ тем, что хвостовики и .е». цилиндрическую форму и снабже ы . :„».:. ными канавка ми, а втулка имеет горизонтальные каналы и сообщенные с ними кольцевые канавки, образующие с канавками хвостовика торообразный паз, в котором размещены шарики.

При этом каналы во втулке выполнены с противоположных сторон торообразного паза.

Кроме того, в торообразном пазу установлен промежуточный элемент и шарики соединены между собой посредством последнего с образованием цепи

Причем промежуточный элемент выполнен в виде гибкой ленты с отверстиями под шарики.

Шарики имеют центральные сквозные отверстия, при этом промежуточный элемент выполнен в виде гибкой нити, проходящей через эти отверстия Ha фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант выполнения каналов; на фиг. 4 — вариант выполнения узла крепления хвостовика во втулке (промежуточный элемент в виде гибкой ленты с отверстиями под шарики), на фиг. 5 — вариант выполнения узла крепления хвостовика во втулке (про859682 межуточный элемент — в виде гибкой нити) .

Рабочее колесо осевого вентилятора содержит лопатки 1 с хвостовиками 2, установленными в пазах 3 втулки 4. Хвостовики имеют цилиндрическую форму и снабжены кольцевыми канавками 5, а втулка 4 имеет горизонтальные каналы б и 7 сообщенные с ними кольцевые канавки 8, образующие с канавками 5 хвостовяка 2 торообраз1 ный паз 9, в котором размещены шарики 10, фиксируемые пробками 11. Причем каналы б и 7 во втулке 4 выполнены с противоположных сторон торообразного паза 9 (фиг. 3). Во втулке выполнены горизонтальные канавки 12, в которые устанавливают фиксатор 13.

B торообразном пазу 9 установлен промежуточный элемент и шарики 10 соединены между собой посредством последнего с образованием цепи, причем промежуточный элемент может быть выполнен в виде гибкой ленты 14 с отверстиями (не показаны) под шарики. Для установки гибкой ленты в хвостовике 2 выполнена проточка 15 (фиг. 4) .

Шарики 10 имеют центральные сквозные отверстия (не показаны), а промежуточный элемент может быть выполнен в виде гибкой нити 16, проходящей через эти отверстия, которая связана с пробкой 11.

Для стопорения лопатки 1 в рабочем положении во втулке 4 выполнены отверстия 17, в которые устанавливают болты 18.

Установку лопаток 1 в пазах 3 втулки 4 выполняют по варианту (фиг.

2 и 3) следующим образом.

Хвостовик 2 вставляют в паз 3 втулки 4 до совмещения кольцевых канавок 5 и 8 и образования ими торообразного паза 9, который контролирует через каналы 6 и 7. Затем в горизонтальные канавки 12 устанавливают фиксатор 13 и крепят его к торцу втулки 4. После этого заполняют торообразный паз 9 и каналы б и 7 шариками 10 и завинчивают пробки 11, Таким образом, лопатка зафиксирована в осевом направлении.

Для установки лопатки 1 в рабочее положение ее поворачивают на необходимый угол и фиксируют в этом положении болтами 18.

Установку лопаток 1 по варианту (ф1 г 4) выполняют следующим образом. проточке 15 хвостовика 2 устанавливают гибкую ленту 14 с отверстиями и закрепляют ее концы íà xBQстовике. Затем хвостовик 2 лопатки

1 вставляют в паз 3 втулки 4 до совмещения кольцевых канавок 5 и 8 и образования ими торообразного паза 9 °

В отверстия гибкой ленты 14 устанавливают шарики 10 в следующем порядке.

Устанавливают ленту 14 отверстием против канала б и подают шарик 10 до размещения его в этом отверстии.

Затем, поворачивая лопатку 1, устанавливают ленту 14 следующим отверстием против канала 6, в котором размещают следующий шари@ 10 и т.д. до установки всего комплекта шариков °

После этого в канал б завинчивают пробку 11. Фиксация лопатки 1 от осевого проворота осуществляется аналогично первым двум вариантам.

В процессе работы вентилятора лопатки 1 рабочего колеса от действия центробежных сил удерживаются в пазах 3 втулки 4 шариками 10, которые

15 заключены в замкнутом объеме торообразного паза 9 и удерживаются в этом положении пробками 11.

Предлагаемое устройство позволяет упростить конструкцию и технологию

20 изготовления узла крепления лопаток, а также повысить надежность рабочего колеса осевого вентилятора.

Формула изобретения

á5

1. Рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопатки с хвостовиками, установленными в пазах втулки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и по- вышения надежности, хвостовики имеют цилиндрическую форму и снабжены кольцевыми канавками, а втулка имеет горизонтальные каналы и сообщенные с ними кольцевые канавки, образующие с канавками хвостовика торообразный паз, в котором размещены шарики.

2. Колесо по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что каналы во втулке выполнены с противоположных сторон торообразного паза.

3. Колесо по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в торообразном пазу установлен промежуточный элемент и шарики соединены между собой посредством последнего с образованием цепи.

4. Колесо по пп. 1 и 3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что промежуточный элемент выполнен в виде гибкой ленты с отверстиями под шарики.

5. Колесо по пп. 1 и 3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что шарики имеют центральные сквозные отверстия, а промежуточный элемент выполнен в виде гибкой нити, проходящей через эти отверстия.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Шахтные вентиляторы главного и лесного проветривания. Каталогсправочник. М., Машиностроение, 1970, лист 11.

2. Авторское свидетепьство CCC1

Р 688713, кл. F 04 D 2 3/32, 1 378.

Рабочее колесо осевого вентилятора Рабочее колесо осевого вентилятора Рабочее колесо осевого вентилятора Рабочее колесо осевого вентилятора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям сборных барабанно-дисковых роторов осевых компрессоров газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к аппаратурному оформлению процессов подачи и регулирования воздушного потока для охлаждения воды в градирнях и может быть использовано в качестве вентиляторов на предприятиях химической, нефтехимической и других отраслей промышленности

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к конструкции рабочего колеса осевого вентилятора, и может быть использовано при проектировании осевых вентиляторов общехозяйственного назначения

Изобретение относится к вентиляторостроению, касается преимущественно осевых вентиляторов, и обеспечивает создание рабочего колеса с профилем лопаток из материала с заданными параметрами

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в высокооборотных осевых вентиляторах и компрессорах авиационных двигателей

Изобретение относится к компрессорной лопатке, в частности, для компрессора стационарной газовой турбины

Изобретение относится к области вентиляторостроения, более конкретно, к рабочим колесам осевых вентиляторов

Изобретение относится к вентиляторостроению, более конкретно к рабочим колесам осевых вентиляторов
Наверх