Устройство для управления шаговым электродвигателем

 

О П И C А Н И Е ()866685

Й ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

Союз Советекик

Сециаяистичеенин

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) П,ополннтельиое к авт. свид-ву— (22}Заявлено 26.12.79 (21) 2859425!24-07 (51}M. l(jt. с присоединением заявки М(23) Приоритет

Н 02 P 8/00

1Ъвудврстеанньй кшннтет

СССР

60 делам извбрвтеннй н открытнй

Опубликовано 23.09.81. Бюллетень № 35 (53} УДК 621. 313. .13.133.3-525 (088.8) Дата опубликования описания 25.09.81

" ..«» « .": ««« ЛЬ.

4 ЙИФВЯОВ. Г. Бадин, Л. 3, Таткин и В. С. Харито ф (Яффа $4ô «„..«

1 В .: :-:",- :.-.«. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (5ч) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к электро- технике н может быть использовано для унравлення шаговым электродвигателем в системах автоматического управления дискретного действия, Известно устройство для управления шаговым электродвигателем, со" держащее источники питания постоянного тока высокого и низкого напряжения, многоканальный усилитель мощ . 10 ности, ключевой элемент, переключающий напряжение на обмотках двигателя с высокого на низкий уровень, и датчик тока в обмотках двигателя(,1).

Недостатком указанного-устройстт5 ва является наличие датчика тока-резистора, уменьшающего КПД.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для управления шаговым электродвигателем, содержащее многоканальный усилитель мощности, разделительный диод, связывающий общую шину усилителя мощности с источником низкого напряжения, общий транзисторный ктвоч, .подключенный коллектором к шине усилителя мощности, а эми твром - к шине источника высокого напряжения, цепь разряда, включающую в себя диоды, подключенные к выходам усилителя„ и временной эле" мент, управляющий транзисторным ключам Г2 °

Недостатком ) известного устройства является йониженный КИД, обусловленный рассеиванием энергии при отклю ченни обмотки и потреблением эиергий временным элементом.

Цель изобретения - повышение ИЩ устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве временно@ элемент снабжен диодом, конденсатором, резистором и транзистором, база которого подключена к общей шине усилителя .мощности через конденсатор и резистор, коллектор соединен с базой транзисторного ключа, а эмиттер—

66685

Формула изобретения с общей точкой соединения диодов разрядной цепи и диода временноГо элемента, связанного с общей точкой источников питания.

На фиг.l представлена функциональная схема устройства применительно к четырехфазному двигателю1 на фиг.2 — временные диаграммы, .иллюстрирующие его работу, Устройство содержит обмотки 1" 4 шагового электродвигателя, включен-, ные между общей точкой источников напряжения — низкого Е и высокого

Ъ и коллекторами. транзисторных ключей 5-8 низкого напряжения, К общим точкам обмоток 1-4 и коллекторов ключей 5-3 подсоединены входы 9-12 элемента ИЛИ, образованного диодами, с выходом которого соединен катод дополнительного диода 13 и эмиттер дополнительного транзисторного клрзча

14, обратного по типу проводимости . остальйым транзисторам. Эмиттеры транзисторов 5-8 соединены с коллектором транзисторного ключа 15 высокого напряжения, управляющий вход которого соединен с коллектором дополнительного транзистора 14 а между коллектором транзистора 15 и базой дополнительного транзисторного ключа 14 подключены последовательно конденсатор 16 и токоограничивающий резистор 17. Эмиттер транзистора 15 соединен с клеммой источника высокого напряжения Еф, эмиттеры транзисторов

5-8 через разделительный диод 18 соединены с клеммой источника низкого напряжения Е, а анод дополнительного диода 13 соединен с общей точкой источников питания. Управляющие входы транзисторов 5-8 соединены с клем" мами источника управляющего напряжения U+.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии. управляющее напряжение 0>< (фиг, 2) подано, напри" мер, на управляющий вход транзисторного ключа 5, и обмотка 1 двигателя подсоединена через ключ 5 и разделительный диод-18 к источнику низкого напряжения Е. Остальные транзистор-, ные ключи 6-8 заперты. Затем управляющее напряжение 0@ подается на управляющий вход ключа 6 и он отпирается. Одновременно прекращается подача. напряжения U>< к управляющему входу ключа 5, который запирается и на обмотке 1 возникает выброс

4 напряжения, показанный на эпюре 19.

Этот импульс через вход 9 элемента

ИЛИ проходит на эмиттер дополнительного транзисторного ключа 14 и затем на управляющий вход транзисторного ключа 15, отпирая их . Таким образом, обмотка 2 через открытые транзисторы

6 и 15 подключается в источнику высокого напряжения ЕФ. Разделительный диод 18 в это время заперт. Отпирание транзистора 15 обеспечивается также и через дополнительный диод 13, токоограничивающий резистор 17 и конденсатор 16, что увеличивает время открытого состояния транзистора 14, которое равно постоянной времени

RC-цепочки, образованной конденсатором 16 и токогграничивающим резистором 17 ° По истечении этого времени запирается дополнгтельный ключ 14, а следовательно, и ключ 15, отключая обмотку 2 от источника высокого напряжения Еф. До конца годачи напряжения 08 обмотка 2 остается подклю6 ченной через ключ 6 и диод 18 к источнику низкого напряжения Е {энюра 20).

Аналогично происходит работа схемы при подключении управляющего напряжения О у,на вход ключа 7 (эпюры 21) и управляющего напряжения Б я на вход ключа 8 (эпюры 22). На эпюре

23 показаны импульсы напряжения, прошедшие через элемент ИЛИ.

Так как ключи 14 и 15 совместно с конденсатором 16 образуют ждущий мультивибратор, изменение постоянной времени RC позволяет регулировать длительность подключения обмоток к более высокому напряжению, т.е. уменьшить отставание между током в обмотке и напряжением на ней, а при желании и увеличить ток до желаемого значения. На фиг.2 (эпюра

24) показан ток в обмотке 1 пунктиром показан ток в обмотке без форсирования).

Таким образом, изобретение позФ воляет использовать для управления ключом, изменяющим напряжение на обмотках двигателя, энергию отключаемой обмотки, что повышает КПД устройства в целом.

Устройство для,управления шаговым электродвигателем, содержащее многоканальный усилитель мощности, раз5 866685 6 делительный диод, связывающий общую конденсатор и резистор, коллектор шину усилителя мощности с источни- соединен с базой транзисторного клюком низкого напряжения, общий тран- ча, а эмиттер — с общей точкой соеэисторный ключ, подключенный коллек- динения диодов разрядной цепи и диотором к шине усилителя мощности, да временного элемента, связанного а эмиттером — к шине источника вы- с общей точкой источников питания. сокого напряжения, цепь разряда, включающую в себя диоды., подключен- Источннки ин4ормацнн, ные к выходам усилителя, и времен- принятые во внимание при экспертизе ной элемент, управляющий транзистор- o ). Патент США )) 3757193, кл.3)8ным ключом, о т л и ч а ю щ е е с я 138, ) 973. тем, что, с целью повышения КПД, 2. Луценко В.Е, и Рубцов В.П. временной элемент снабжен диодом, Электронривод с шаговыми двигателями. конденсатором, резистором и транзис- Итоги науки и техники. Электропривод тором, база которого подключена .к и автоматизация промышленных уетанообщей шине усилителя мощности через вок", т.б, с.56-58; 1978 (прототип).

8Г>6685

Составитель 3. Горнии

Редактор Н. Данкулич Техред А.Савка . Корректор С.

Заказ 8094/77 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035» Москва, Ж-35, Раушская иаб,, д. -4/5

Филиал ППП Патент ° r, Ужгород, ул, Проектная, 4

Устройство для управления шаговым электродвигателем Устройство для управления шаговым электродвигателем Устройство для управления шаговым электродвигателем Устройство для управления шаговым электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор
Наверх