Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления

 

Союз Советскик

С©таиалистическик

Республик

ОПИС НИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1и 867704 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 12.12.78 (21) 2695767/27 11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (ы)м. Кл.

В 60 G 19/10

Гееударстекнный комнтет

СССР ае делам нзобретеннй н еткрытнй

Опубликовано 30 09 81, бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30,09.81 (53) УДК 629.11. .012.858 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А.Т. Скойбеда н В.В. Бирич

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОВЬШ1ЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КРУТОСКЛОННОГО

КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ.ДВИЖЕНИИ

НА НАКЛОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изббретение относится к авто» тракторостроению и может быть исполь.зовано для крутосклонных колесных транспортных средств, автоматически сохраняющих вертикальность остова и колес при работе на наклонной поверхнссти.

Известен способ управления транспортным средством на наклонной поверхности,состоящий в отклонении управляемых колес (1), f

Такой способ управления применяется для управления трактором ИТЗ82К. При работе на склоне водитель вынужден удерживать управляемые коле" са в некотором положении, отличном от нейтрального, так как несоответствие между углами бокового увода шин передних и задних колес вызывает сползание трактора вниз по склону или движение вверх по склону. Это повышает утомляемость водителя и ухудшает устойчивость транспортного ср едет в а.

Цель изобретения — снижение утомляемости водителя.

Поставленная цель достигается тем, что определяют направление отклонения остова и направление поворота управляемых колес и в зависимости от их сочетания изменяют давление воздуха в шинах.

Определение направления отклонения остова и направления поворота управляемых колес позволяет автоматически изменять давление в шинах, а тем самым и величину бокового уводы шины, неза-.. висимо от направления склона и направления движения.

Способ может быть осуществлен устройством для повь пения устойчивости крутосклонного колесного транспортно- го средства прн движении на наклонной поверхности, содержащем рулевое управление и механизм выравнивания остова, которое снабжено системой регулирования давления воздуха в шины с двумя кранами управления,последовательно под867704

30 ключенными к этой системе,при этом один из них связан с рулевым управлени-, ем,а другой — с системой стабилизации остова. На фиг.l изображена схема устрой5 стра для повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности; на фиг.2 — вид А на фиг. 1 (кран управления, связанный с рулевым управлением); на фиг.3— сечение Б-В на фнг.2 (кран, связанный с рулевым управлением); на фиг.4— сечение В-В на фиг.2 (кран, связанный с рулевым управлением); на фиг.5вид Г на фиг. l (кРан, свЯзанный с механизмом выравнивания остова); на фиг.6 - сечение Д-Д на фиг.5 (кран, связанный с механизмом выравнивания); на фиг. 7 — сечение Е-Е на фиг.5

20 (кран, связанный с механизмом выравнивания) .

Устройство содержит кран 1, корпус

2 которого прикреплен к остову трактора 3, а золотник 4 связан с попе25 речной тягой 5 рулевого управления, клапан 6 соединен атмосферой и трубопроводом 7 с краном 1, источник 8 давления соединен трубопроводом 9 с краном I, трубопроводы 10 и ll соединяют кран ) и кран 12, корпус 13 которого прикреплен к остову трактора

3, а золотник .14 связан с поперечной тягой 15 механизма выравнивания,трубопроводы 16 и 17 соединяют кран 12 с шинами передних 18 и задних 19 колес. о

Устройство работает следующим образом.

Например, транспортное средство движется на наклонной поверхности и 4)) при этом отклонение остова трактора происходит против часовой стрелки, а увод шин задней оси больше, чем передней. При этом транспортное средство:разворачивается вверх по скло- 45 ну. Водитель поворачивает передние управляемые колеса 18 влево. При этом поперечная тяга 5 рулевого управления поворачивает золотник 4 крана 1 по часовой стрелке, относительно корпуса 5О

2, трубопровод 10 соединяется с трубопроводом 7, который соединен с источником 8 давления, а трубопровод ll соединяется с трубопроводом

7, который, через клапан 6 соединен с атмосферой. Клапан 6 ограничивает минимальное давление воздуха в шинах.

Поперечная тяга 15 механизма выравназвания поворачивается по часовой стрелке и поворачивает золотник )4 относительно корпуса 13 против часовой стрелки и соединяет трубопровод

10 с трубопроводом 17, который соединен с шинами 19 задних колес, а трубопровод 11 соединяется с трубопроводом !6, который соединен с шинами 18 передних колес. Тем самым давление в шинах 18 задних колес повышается, а в шинах 18 передних колес снижается. Повышение давления уменьшает увод шин 19 задней оси и увеличивает увод шин 18 передней оси.

Водитель поворачивает передние управляемые колеса вправо, выводит их в нейтральное положение, при этом золотник 4 поворачивает против часовой стрелки и отсоединяет трубопровод

10 от источника 8 давления, а трубопровод 11 — от трубопровода 7, который соединен через клапан 6 с атмос" ферой, о ф

Если увод шин )8 передних колес больше, чем задних, трактор сползает со склона, тогда водитель поворачивает управляемые колеса вправо и золотник 4 соединяет трубопровод 10 с атмосферой, а трубопровод !1 — с источником давления. Независимо от того, увод каких шин больше, система управления транспортным средством обес" печивает автоматическое регулирование угла бокового увода шин, а тем самым снижает утомляемость водитеЛЯ.

Если трактор двигастся по склону и при этом отклонение остова трактора происходит по часовой стрелке,то поперечная тяга 15 механизма стабилизации поворачивается против часовой стрелки, а золотник )4 — по часовой стрелке, тем самым трубопровод 10 соединяется с трубопроводом 16, а трубопровод )1 — с трубопроводом

17, В данном случае, если увод шин

19 задних колес будет больше увода шин 18 передних колес, транспортное средство развернется вверх по склону, при этом водитель поворачивает управляемые колеса вправо.

Поперечная тяга 5 поворачивает золотник 4 против часовой стрелки и трубопровод 10 соединяется через кла-. пан 6 с атмосферой, а трубопровод

I ) — с источником давления. Так как

1. золотник )4 соединяет трубопровод

10 с шинами !8 передних колес, а трубопровод I I с шинами 19 задних

5 86 колес, давление в шинах 19 задних колес повышается, а в шинах 18 передних колес снижается, т.е. увод шин 19 уменьшается, а увод шин передних колес увеличивается. Водитель поворачивает управляемые колеса в нейтральное положение. При этом поперечная тяга 5 рулевого управления поворачивает золотник 4 по часовой стрелке и отсоединяет трубопровод

l0 от трубопровода 7, который через клапан 6 связан с атмосферой,а трубопровод 11 отсоединяет от источника 8. давления. В случае, если увод шин 18 передних колес больше, чем увод шин 19 задних колес, водитель поворачивает управляемые колеса влево и система работает аналогично, Предлагаемай способ повышения устойчивости, крутосклонного колесного транспортного средства передвижения на наклонной поверхности н устройство для его осуществления позволяют повысить устойчивость прямолинейного движения и снижает утомляемость водителя при работе на склоне.

Формула изобретения

1. Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспорт7704 ного средства при движении на наклонной поверхности, состояний в отклонении управляемых колес, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью снижения утомляемости водителя,определяют направление отклонения остова и направление поворота управляемых колес и в зависимости от их сочетания изменяют давление воздуха в шинах. щ 2. Устройство для осуществления способа по п.l содержащее рулевое управление и.,механизм выравнивания остова, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено системой регулировайия давления воздуха,в шинах и дву" мя кранам управления, последователь- но подключенными к этой системе, при этом один из них кинематически свяэанс рулевым управлением, а другой с системой стабилизации остова.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l..Амельчеико П.А., Ксеневич И.П..

" и Якубович А.Н. Конструктивные особенности тракторов и самоходных машин для механизации горного земледелия.

M. ЦНИИТЭИтракторосельхазмаш, 1974, с.6-10 (прототип).

867704 бис А

Составитель В. Сакович

Техред И. Надь Корректор В, Бутяга

Редактор А.Власенко

Филиал ППП "Патент", r. Уагород, ул. Проектная, 4

Закаэ 8194/)9 Тирак 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного ком тета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для блокировки подвески шасси автомобильного стрелового крана

Изобретение относится к лесозаготовительному оборудованию и, в частности, к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для оснащения крупногабаритных большегрузных автопоездов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их рессорным подвескам
Наверх