Шаблон для изготовления электрических катушек

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ТЕЛЬСТВУ

С©юэ Советских

Социалистических

Реслублим (п868933 (61) Дополнительное к евт. сеид-ву р )м. к.э (22) Заявлено 301277 (21) 2562097/24-07 с присоединением заявки Йо

Н 02 К 15/04 (23) Приоритет

Государствеииый NoMHTcT

СССР по деааи изобретений и открытий

Опубликовано 3009.81. Бюллетень М 36

Дате опубликования описания 300931 (53) УДК 621. 3.046 (oes.8) И.Я. Фельдштейн, В.С.Епифанов, В.Ц;; Олефиренко, Ю.И.Карелов, A.À.Áîÿðñêèß и A.Н. ашков (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54) ШАБЛОН ДПЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

КАТУШЕК

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к оборудованию для изготовления электрических катушек.

Известен шаблон для намотки электрических катушек, содержащий концентрично расположенные ступени, жестко скрепленные между собой, длина каждой из которых превыаает длину наматываемой катушки j13 .

Недостатком этого шаблона являет-. ся его низкая производительность, обусловленная необходимостью замедлять скорость намотки при переходе с одной ступени на другую, а также пре- 15 кращением намотки для снятия катушечнС>йгруппы, так как необходимо менять

:шаблон на запаснои.

Наиболее близким к предлагаемому является шаблон для изготовления катушек статоров электрических машин, содеркащий концентричные и связанные между собой ступени, имеющне коническую часть, механизм перемещения намо- 25 таиных катушек и механизм перемещения ступеней шаблона, выполненный в виде кулачкового вала, связанного через систему рычагов со ступенями шаблона (2). 30

Недостатком его является низкая производительность вследствие переме-. щения ступеней прн переходе намотки с одной ступени шаблона на другую, что влечет замедление намотки, а также необходимо прекращать намотку .после получения полной катушечной группы. цель изобретения — повышение производительности.

Указанная цель достигается тем, что шаблон содержит механизм для перемещения намотанных катушек вдоль шаблона, выполненный в виде штанг, расположеннмх в теле шаблона, с приводом возвратно-поступательного перемещения, на которых установлены подпружиненные толкатели, а механизмы для соединения ступеней между собой выполнены в виде двух винтов с противоположной нарезкой, расположенных соосно и ввинченных в тело ступени меньшего диаметра, один конец которых связан со ступенью большего диаметра, а другой расположен af.утри шестерни с фиксацией от проворота винта относительно шестерни, причем шестерня связана с приводом.

Кроме того, в теле ступени болыаего размера выполнены радиальные от868933 верстия, а концы винтов снабжены выступами, свободно расположенными в радиальных отверстиях.

На фиг. 1 изображен шаблон с первоначальным положением выступов, продольный разрез," на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — шаблон с последующим положением выступов, продольный разрез; на фиг. 4 — разрез

В-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез

В-В на фиг. 2.

Шаблон для изготовления электрических катушек содержит концентрнчно расположенные ступени 1 и ? разных размеров, в теле которых выполнены по восемь радиальных отверстий 3 и 4, служащих для соединения между собой при помощи четырех механизмов, выполненных в виде двух винтов 5 и б с лротивоположной нарезкой резьбы 7 и

8, ввинченных в отверстия 3 ступени меньшего размера и имеюцих на другом конце выступы. 9-16, свободно расположенные в радиальных отверстиях 4 ступени большего размера, и механиэи для перемещения намотанных катушек, выполненный в виде четырех пар штанг

17 и 18, расположенных в ступени 1, четырех пар штанг 19 и 20, расположенных в ступени 2, с воэможностью продольного перемецения вдоль них, и подпружиненных толкателей 21-25 для штанг 18 и 20 и 26-28 для танг 17 и

19.

Каждая иэ ступеней 1 л 2 имеет коническую часть 29 и 30 для намотки провода, расстояние между зонами намотки на конусах вдоль оси ступеней порядка двух диаметров провода. Расстояние между радиальными отверстиями 3 и 4 вдоль каждой ступени превышает сумму длины намотанной катушки и толщину одного выступа.

Механизм соединения ступеней содержит передаточный механизм, выполненный в виде четырех реечных передач 31-34 и реек 35 и 36, перемещаюцихся от привода. Винты 5 и б установлены в шестернях с воэможностью осевого перемещения вдоль последних, например, с помощью шпонки.

Штанги 19 и 20 снабжены выступами

37 и 38, взаимодействующими соответственно с толкателями 27 и 21, и подпружинены пружинами 39 и 40. Для прохождения толкателей 21-28 в теле ступеней 1 и 2 выпс.лнены продольные пазы 41-44. Толкатели 21-25 располагаются на штангах 18 и 19 при их крайнем верхнем положении выше уровня выступов 9-16. В теле ступени 2 выполнен сквозной вырез 45 для прохождения соединений выводов между катушками разных размеров. Ступень 1 закреплена s станине станка для намотки катушек, на которой вращается мотовило, осуществляющее намотку провода,,Для перевода намотки с одной ступени на другую служит специальный меха низм, а для предохранения от самопроиэвольного перемещения намотанных катушек в теле каждой из ступеней между винтами 5 и б имеются подпружиненные фиксаторы (не показаны).

Стрелками 46 и 47 обозначены перемещения реек 35 и 36, а стрелками 48 и 49 — перемещение штанг 17 и 18.

Шаблон работает следующим образом.

В исходном положении (фиг. 1) ступени 1 и 2 соединены при помощи выступов 9, 11, 13 и 15. Все штанги находятся в крайнем верхнем положении (фиг. 4 и 5).

Вначале наматывают катушку на стуf$ пень 2, затем переходят на ступень 1.

Посла намотки катушки на ступень 1 выше выступа 9 специальный механизм переводит намотку на ступень 2. Расстояние, на которое .необходимо пере79 местить провод для перехода намотки с одной ступени на другую или обратно, равно двум диаметрам наматываемого провода, вследствие чего переход осуществляется без остановки мотовиg5 ла. После начала намотки катушки на ступень 2 рейка 36 перемещается вниз в направлении стрелки 47, вращая зубчатые колеса 33 и 34, которые вращают установленные в них винты 5 и б.

Так как резьбы 7 и 8 выпоюЖены разными (левой и правой), то выступы 10, 12, 14 и 16 выдвигаются, перемещаясь вдоль отверстий . 3 ступени 1, и входят в отверстия 4 ступени 2 °

После этого рейка 35 перемещается вверх в направлении, указанном стрелкой 46, вращая зубчатые колеса 31 и

32. Аналогично описанному вьые выступы 9, 11, 13 -и 15 выходят иэ отверстий 4 ступени 2 и .ввинчиваются в те40 ло ступени 1. Ступени 1 и 2 соединены в этот момент только выступами 10, 12, 14 и 16 (фиг. 3). штанги 17 и 19 перемецаются вниз вдоль ступеней 1 и 2 в направлении, 4 укаэанном стрелкой 49, причем штанга

17 получает движение от привода,а штанга 19 - от штанги 17 при взаимодействии толкателя 27 с выступом 37.

При перемещении штанга 19 сжимает пружину 39. При перемещении штанг 17 и 19 толкатели 26-28 перемещают находящиеся перед ними намотанные катушки вдоль ступеней 1 и 2, в том числе и катушку, находящуюся выше выступа

9, освобождая тем садним место для намотки на ступень 1 очередной катуш- . ки, Затем штанги 17 и 19 возвращаются вверх в исходное положение, показанное на фиг. 5.

После окончания намотки катушки

6О на ступень 2 специальный механизм переводит намотку на ступень 1 без останова мотовила. После начала намотки катушки на ступень 1 рейка 35 перемещается вниз, выступы 9, 11, 13

65 и 15, как описано выше, соединяют

868933 ступени 1 и 2. Рейка 36 перемещается вверх в направлении стрелки 47, при этом выступы 10, 12, 14 и 16 вы". ходят иэ отверстий 4 ступени 2 и ввинчиваются в ступень 1. Штанги 18 и 20 перемещаются вниз,, первая от при- вода, вторая, сжимая пружину 40, от штанги 18 в результате взаимодействия толкателя 21 с выступом 38. Прн пере;мщении вниз штанги 18 и 20 толкателями 21-25 перемещают вниз находящиеся перед ними катушки, включая катушку, намотанную на ступень 2 выше выступов 9 и 13. После перемеще:ния штанг 18 и 20 вверх специальный механизм без останова мотовила осуществляет перевод намотки на сту- 15 пень 2.

В предЛагаемом шаблоне переход на-мотки с одной ступени на другую осуществляют беэ снижения скорости намотки, а намотку групп катушек - без останова мотовила, что соответственНо повышает производительность труда в 2 раза.

Формула изобретения

1. Шаблон для изготовления электрических катушек, содержащий концентрически расположенные цилиндрические ступени, переходящие в зоне намотки в коническую образующую поверхность, и механизм для соединения ступеней между собой, отличающийся тем, что, с целью повышеиия производительности, он содержит механизм для перемещения намотанных катушек вдоль шаблона, выполненный в виде штанг, расположенных в теле шаблона, с приводом возвратно-поступательного перемещения, на .которых установлены подпружиненные толкатели, а механизмы для соединения ступеней между собой выполнены в виде двух винтов с противоположной нарезкой, расположенных соосно и ввинченных в тело ступени меньшего диаметра, один конец которых связан со ступенью большего диа» метра, а другой расположен внутри шестерни с фиксацией от проворота винта относительно шестерни, причем шестерня связана с приводом.

2. Шаблон по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что в теле ступени большего размера выполнены радиальные отверстия, а концы винтов снабжены выступами, свободно расположенными в радиальных отверстиях.

Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе

1. Патент ФРГ 9 2045243, кл. 21 д 51/00, опублик. 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

9 450288, кл. Н 02 К 15/04, 1974.

868933

23

А(2.$

Составитель И.Белая

Редактор Ю. Ковач Техред С.Мигунова Корректор О. Билак

Заказ 8350/80 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Фйлиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шаблон для изготовления электрических катушек Шаблон для изготовления электрических катушек Шаблон для изготовления электрических катушек Шаблон для изготовления электрических катушек Шаблон для изготовления электрических катушек 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх