Устройство для контроля пары трения

 

Союз Соватсиин

Социалистические

Республик

< 875263

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (5! )М. Кл. (22)Заявлено 16.10.79 (21) 2832315!25-28

G 01 М 3!56 с присоединением заявки Ж (23 ) П р нори тет

f4c JA8pcf6NllbIft камнтет

СССР ао делам нзабретеннй н атнрытнй

Опубликовано 23.10.81 ° Бктллетеиь Фя 39 (53) УДК 620.178 (088. 8) Дата опубликования описания 23.10.81 (72) Автор изобретения

В.П. Зайцев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПАРЫ

ТРВНИЯ

Устройство относится к средствам контроля и диагностики состояния подвижных сопряжений машин в процессе их эксплуатации.

Известно устройство, которое позволяет контролировать температурный режим узла трения. Оно содержит подпружиненный толкатель, один ко1 нец которого взаимодействует с фиксатором, выполненным из легкоплавкого материала, а второй предназначен для взаимодействия с электрическими контактами, связанными с системой сигнализации (1 1.

Недостатком этого устройства яв-. ляется то, что оно не позволяет контролировать износ трущегося сопряжения в процессе эксплуатации.

Известно также устройство для контроля пар трения, содержащее корпус, выполненный в виде стакана, закрепленные на его днище электрические . контакты с системой сигнализации и размещенный в нем с возможностью осе вого перемещения толкатель, взаимодействующий в процессе контроля одним концом с изнашиваемой деталью пары трения, а другой его конец предназначен для взаимодействия с электрическими контактами.

Это устройство позволяет контролировать состояние пары трения по величине максимально допустимого износа f2j.

Недостатком устройства является невозможность контроля узла трения по температурному режиму его работы.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устрой15 ства за счет обеспечения возможности контроля пары трения, как по величине максимально допустимого из- . носа, так и по его температурному режиму.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено вставкой, выполненной из термомагнитного материала, устанавливаемой в одну из де87526 талей пары трения, а толкатель выполнен из ферромагнитного материала и взаимодействует,со вставкой.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Устройство состоит из стакана 1, изготовленного из электроизоляционного материала и установленного либо в изнашиваемой детали 2 пары трения, либо в сопряженной с ней и неподвижной относительно нее детали 3 (пример такого размещения показан на чертеже).

В днище стакана установлены электрические контакты 4, связанные с системой 5 сигнализации. Внутри стакана с возможностью осевого перемещения установлен толкатель 6, выполненный из ферромагнитного материала. В изнашиваемой детали выполнена выемка, дно которой располагается на расстоянии О (Д вЂ” величина максимально допустимого износа детали 2) от рабочей поверхности изнашиваемой детали, взаимодействующей в процессе работы пары трения с более износостойкой деталью 7. В выемку установлена вставка 8, выполненная из пара или ферромагнитного материала, которая жестко связана деталью 2 и взаимодействует с толкателем 6.

Устройство работает следующим об10

25

30 разом.

В процессе нормальной эксплуатации пары трения, содержащей сопряженные детали 2 и 7, толкатель 6 удерживается магнитными силами на поверхности вставки 8, в результате чего электрические контакты 4 разомкнуты и система 5 сигнализации обесточена. Нарушение нормального ре40 жима работы пары трения может произой,ти из-за того, что износ детали 2 достигнет значения критической величины Д или по причине подbeMa температуры пары трения выше некоторого 4> критического значения кр . В первом случае в связи с износом нарушается связь межцу деталью 2 и .вставкой 8, последняя вместе с толка гелем 6 падает на электрические контак- 50 ты 4, замыкая их. При этом включается система 5 сигнализации. Во втором

3 4 случае из-за нагрев» вставки 8 30 счет теп!1011poHOjtllocти уменьшается магнитная восприимчивость как материапа вставки 8 так и материала толкателя 8 (закон Кюри-Вейса). При достижении некоторой критической температуры пары трения Я1 р силы магнитного взаимодействия между вставкой 8 и толкателем 6 окажется меньше веса толкателя 6 и он упадет на электрические контакты 4, замыкая их. При этом срабатывает система 5 сигнализации. Если перегрев пары трения вызван случайными причинами, то после их устранения устройство может быть вновь приведено в рабочее состояние, В этом случае толкатель 6 должен быть возвращен в исходное положение, что может быть выполнено, например, посредством воздушной струи, г одаваемой извне в полость стакана 1.

Формула изобретения

Устройство для контроля пары трения, содержащее корпус, выполненный в виде стакана, закрепленные на его днище электрические контакты с системой сигнализации и размещенный в нем с возможностью осевого перемещения толкатель, взаимодействующий в процессе контроля одним концом с изнашиваемой деталью пары трения, а другой его конец предназначен для взаимодействия с электрическими контактами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональЭ ных возможностей, оно снабжено вставкой, выполненной из термомагнитного материала, устанавливаемой в одну из деталей пары трения, а толкатель выполнен из ферромагнитного материала и взаимодействует со вставкой.

Источники информации, принятые во внимание при,экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 23854, кл. F 16 С 17/00, 1931.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке - 2597539, кл. F )6 С 17/24, 1978 (прототип).

875263

Составитель М.Добычин .

Редактор Т. Кугрышева Техред I.Маточка Корректор M,Äåì÷èê

Заказ 9323 68 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля пары трения Устройство для контроля пары трения Устройство для контроля пары трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх