Устройство управления коробкой передач транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЗЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51) М. Kll.з (22) Заявлено 191079 (21) 2833526/27-11 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет

В 60 К 20/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 1511.81 Бюллетень N942

Дата опубликования описания 15.11.81 (53) УДК 629.113-58 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. К. Вамчевский и Б . Б. Назаров (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОИ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДС .ВА

Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач транспортного средства.

Известно устройство управления ко5 робкой передач транспортного средства, содержащее элемент управления, связанный кинематически со штоком, имеющим поводки для включения передач переднего и заднего хода, причем поводок заднего хода установлен поворотно на корпусе и выполнен с пазом для размещения в нем цилиндрического выступа, закрепленного на указанном штоке (1) .

Недостатком известного устройства является сложность в изготовлении, требует повышенной точности изготовления. Кроме того, устройство не исключает заклинивание в результате работы. 20

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Цель достигается тем, что поводок заднего хода выполнен в виде рычага с двумя выступами, между которыми размещена управляемая шестерня передачи заднего хода, при этом упомянутый паз расположен по радиусу поворота поводка заднего хода и выполнен, с боковыми сторонами разной длины для взаимодействия с цилиндрическим выступом штока, а примыкающая к одному из выступов и к меньшей стороне паза поверхность впадины расположена под углом к оси паза, причем последняя расположена в нейтральном положении штока переключения передач под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода, кроме того, с целью повышения надежности, оно снабжено вкладышем из антифрикционного материала, на торцах которого выполнены проточки с размещенными в них с возможностью перемещения выступами поводка заднего хода, а в центральной части вкладыша выполнен паз, перпендикулярный проточке, в котором размещена управляемая шестерня передачи заднего хода.

Устройство снабжено фиксатором положения поводка заднего хода, На фиг.1 изображено устройство управления коробкой передач, вид сбоку, перпендикулярный разрез; на фиг.2 увеличенное изображение рычага с цилиндрическим поводком. Устройство управления коробкой передач имеет поводок заднего хода, выполненный в виде рычага 1, закреплен880803 ного с помощью оси 2 на кронштейне 3, шток 4 вилки 5 включения, например, тягой передачи, имеющей поводок 6, кинематически связанный с элементом управления, содержащим переключающий селектор 7 и вал 8 управления перек-. лючением силовой передачи, цилиндрический поводок 9, кинематически связынающий рычаг 1 со штоком 4 за счет сопряжения с пазом 10 поверхности 11 впадины рычага. Рычаг 1 связан c управляемой шестерней 12 заднего хода, установленной в картере 13. силовой передачи на оси 14, с помощью вкладыша 15, выполненного из антифрикционного материала. На торцах вкладыша 15 выполнены проточки 16, в них размещены с воэможностью перемещения выступы 17 и 18 рычага 1, а н центральной его части выполнен паз

19, перпендикулярный проточке, в ука эанном пазу размещена управляемая шестерня заднего хода.

Паз 10 имеет боковые стороны 20 и

21 разной длины, при этом они параллельны друг другу, длина стороны 20 ограничена поверхностью 11, примыкающей к выступу 17, расположенной под углом к оси 22 паза 10, причем укаэанная ocb расположена в нейтральном положении штока 4 под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода. йа цилиндрической поверхности 23 рычага 1 имеется лунка 24 для Фиксации. Ось 2 и ось поводка 9 расположены в плоскости симметрии охватываемого выступами 17 и

18 рычага 1 венца шестерни 12 в положении последней, соответствующем включенному заднему ходу. Такое расположение осей деталей 2 и 9 выбрано из соображений получения минимальных ходов штока 4, габаритов устройства в сочетании с надежной работой последнего. С этой целью цилиндрическая поверхность поводка снизу ограничена горизонтальной лыской 25.

11ток 4 выполнен эа одно целое с поводком б и цилиндрическим поводком 9, что не исключает их отдельное изготовление с последующим креплением.

Вилка закреплена на штоке и входит в сопряжение с муфтой 26 включения пятой передачи, которая со скользящей посадкой установлена на шлицах ступицы 27 . Иуфта 26 может находиться s зацеплении с венцом 28 шестерни 29.

Хронштейн 3 установлен цилиндрическим шипом 30 в картере 13 силоной передачи и зафиксирован болтом 31 со стопорной шайбой 32. Ыип 30 может одновременно являться и осью качания селектора 7. Между картером 13 и кронштейном 3 установлены регулировочные прокладки 33. В отверстии 34 кронштейна 3 установлена пружина 35, шарик фиксатора 36 рычага 1. Регулировочные прокладки 33 позволяют перемещать рычаг 1 вместе с осью 2 ка-. чания по нертикали для достижения оптимального расположения поверхностей 11 и 25 рычага 1 и цилиндрического поводка 9.

Устройство работает следующим об5 разом, Включение передачи переднего хода, например тягой передачи, осуществляется следующим образом. Вал 8 управления перемещается вверх, селектор 7 поворачивается против часовой стрелки и перемещает шток 4 с помощью поводка б влево в положение, соответствующее включенной пятой пзредаче. При этом вилка 5 перемещается влево и вводит муфту 26 в зацепление с венцом 28 шестерни 29, цилиндрический повод 9 занимает крайнее леное положение, а рычаг 1 остается неподвижным, так как лыска 25

20 свободно скользит по поверхности 11 рычага 1. Положение поводка 9 и муФты 26 при нключеннои пятой передаче показано штрих-пунктирнои линией. Самопроизнольное перемещение рычага 1, а следовательно шестерни 12 заднего хода, при включенной пятои передаче исключается фиксатором 36, упором шестерни 12 в картер 13, поверхности 11 рычага в лыску 25 поводка 9.

Выключение указанной передачи осуществляется возвращением деталей н исходное нейтральное положение перемещением их в обратном направлении.

При этом рычаг 1 по-прежнему остается неподвижным, а фиксация его исключает самопроизвольное ее перемещение и эаклининание н сопряжении поверхностей 11 и 25 за счет сил трения.

Включение заднего хода осуществляется следующим образом. Вал 8 управле40 ния перемещается нниэ, селектор 7 понорачинается по часовой стрелке и перемещает шток 4 с помощью поводка б нместе с поводком и вилкои 5 включения пятой передачи вправо в поло45 жение, соответствующее включенному заднему ходу. При этом вилка 5 перемещает вправо муфту 26 по ступице 27 вхолостую, а поводок 9, контактируя своей цилиндрической поверхностью с

5р боковой поверхностью паза 10 рычага

1, поворачивает последнюю по часоной стрелке, перемещая с помощью вкладыша 15 шестерню 12 в положение, соответствующее включенному заднему ходу. Положение деталей 12, 1 и 9, соответствующее включенному заднему ходу, показано штрих-пунктирной линией. Фиксатор 36 до полного выхода из лунки 24 препятствует повороту рычага 1 по часовой стрелке, что обеспе60 чивает беззазорное сопряжение цилиндрической поверхности поводка 9 и боковой поверхности паза 10 рычага 1, свободное без заклинивания утопание поводка 9 в пазу 10, которое начина65 ется с начала поворота рычага по ча880S03 совой стрелке. С этого момента и до полного включения заднего хода перемещение рычага 1 зависит от перемещения поводка 9, так как цилиндрическая поверхность его оказывается охваченной боковыми поверхностями паза

10 с минимальным зазором, гарантирующим свободу перемещения поводка 9 в пазу 10. Это сопряжение при включенном заднем ходе исключает самопроизвольное перемещение рычага 1 как по часовой, так и против часовой стрелки, а следовательно, и самопроизвольное перемещение шестерни 12. Выключение заднего хода осуществляется возвращением деталей в исходное нейтральное положение, перемещением их 15 в обратном направлении.

Формула изобретения

1. Устройство управления коробкой передач транспортного средства, содержащее элемент управления, связанный кинематически со штоком, имеющим поводки для включения передач пе" g$ реднего и заднего хода, причем поводок заднего хода установлен поворотно на корпусе и выполнен с пазом для размещения в нем цилиндрического выступа, закрепленного на указанном што- ЗО ке, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, :с целью упрощения конструкции, поводок заднего хода выполнен в виде рычага с двумя выступами, между которыми размещена управляемая шестерня передачи заднего хода, прн этом упомянутый паэ расположен по радиусу поворота поводка заднего хода и выполнен с боковыми сторонами разной дли" ны .для взаимодействия с цилиндрическим выступом штока, а примыкающая к одному из выступов и к меньшей боковой стороне паза поверхность впадины расположена под углом к оси паза, причем последняя расположена в нейтральном положении штока переключения передач под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено вкладышем иэ антифрикционного материала, на торцах которого выполнены проточки с размещенными в них с возможностью перемещения выступами поводка заднего хода, а в централь-. ной части вкладьыа выполнен паэ, перпендикулярный проточке, в котором размещена управляемая шестерня передачи заднего хода.

3. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено фиксатором положения поводка заднего хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CliIA 9 4022079, кл. 74-476, 1977 .

880803

12 рие 2

Тираж 735 Подписное

ВнииПй Государственного комитета СССР по делам изобретепий и открытия

113035, Москва, М-35, Раушская наО., д, 4/5

Закаэ 9831/27 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Н.Николаева

Редактор М. Дылын Техред М. Голинка корректор Н.Швыдкая

Устройство управления коробкой передач транспортного средства Устройство управления коробкой передач транспортного средства Устройство управления коробкой передач транспортного средства Устройство управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и в частности к системам управления строительно-дорожных машин с гидрообъемным приводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительным машинам типа одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач, и может быть использовано в конструкции механизма выбора передач с устройством блокировки включения задней передачи

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в транспортных средствах, на шасси которых установлены ходоуменьшители

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств
Наверх