Тренажер радиотелеграфиста

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 200380 (21) 2900694/18-24 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

Опубликовано 071281. Бюллетень ЙЯ 45

Дата опубликования описания 071281 (51)М. Клз

С 09 В 19/26

Государстаениый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий 5З) У@К 681.3.071 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.Б.Кудрявцев, Н.И. Кудряшов и А.Ю.Чи ов

1 ! (71) Заявитель (54 ) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для обучения навыкам работы радиотелеграфистов на кла5 виатурных аппаратах.

Известен тренажер (1), предназначенный для обучения радиотелеграфистов и содержащий датчик случайных чисел, блок программы, шифратор, дат- 10 чик кода, головные телефоны, блок сравнения, блок регулировки скорости, фиксатор и счетчик ошибок, блок .ответов, формирователь корреляционных знаков, микрофон, выпрямитель, пороговый блок и переключатель "приемпередача" .

Данное устройство ускоряет приобретение профессиональных навыков (передача на ключе и прием на слух) радиотелеграфистом, но не может использо- 20 ваться для обучения навыкам работы на клавиатурных аппаратах.

Известен тренажер (21, содержащий трансмиттер, дешифратор, анализатор, реверсивный счетчик, дополнительный дешифратор, управляющий блок, световое табло, блок учета результатов работы и устройство ответа. Оно позволяет обучаемому при необходимости воспользоваться "подсказкой". 30

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаеому результату к изобретению является тренажер (3 J, содержащий последовательно соединенные датчик случайных чисел, блок программ, шифратор и буферное запоминающее устройство, вход управления которого связан с соответствующими выходами блока управления а выход — с информационным входом блока управления, выход предъявляемой знаковой последовательности которого соединен с входом датчика кода Морзе, выход которого через блок управления клавиатурой связан со входом блока клавиатуры, а выход эталонной знаковой поверхности — c первым входом блока сравнения, ко второму входу которого подсоединен выход блока клавиатуры, выход сигнала ошибки блока сравнения подсоединен ко входу повторения предъявленной знаковой последовательности блока управления и соответствующему входу блока учета результатов работы, а выход сигнала отсутствия ошибки блока сравнения связан с входом предъявления следующей знаковой последовательности блока управления и соответствующим входом блока учета реэульта888178 тон работы и блок индикации (регистрации).

Однако данное устройство не позволяет оценивать работу радиотелеграфистов н экстремальных условиях, что снижает эффективность обучения.

Цель изобретения — повышение точности обучения радиотелеграфистон за счет оценки качества работы оператора н экстремальных условиях и обеспечения контроля era эмоциональной устойчивости. 30

Указанная цель достигается тем, что н тренажер, содержащий последовательно включенные формирователь случайных сигналов, блок ввода программы обучения, шифратор, блок памяти, 15 формирователь управляющих импульсов,. формирователь импульсов кода Морзе, блок управления вводом информации, первый блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения и первый ;щ блок регистрации, первый и второй выходы и второй вход блока сравнения соединены соответственно с вторым и третьим входами и вторым выходом формирователя управляющих импульсов, подключенного третьим выходом ко второму входу блока памяти, второй блок ввода ответных действий оператора и второй блок регистрации, введены последовательно включенные блок адаптивного управления, измеритель электрокожной проводимости оператора и блок оценки эмоциональной напряженности оператора, соединенный первым выходом с первым входом блока адаптивного управления, а вторым выхо- З5 дом — с первым входом второго блока регистрации, второй вход которого подключен к третьему выходу первого блока регистрации, второй вход блока адаптивного управления соединен с 40 вторым выходом блока сравнения, а второй выход — с вторым входом измерителя электрокожной проводимости оператора, второй выход которого связан с входом нторого блока ввода ответ- 4 ных действий оператора, причем блок адаптивного управления содержит последовательно соединенные источник тока, первый делитель тока, первый ключ и первый элемент ИЛИ, последовательно включенные первый триггер и реле времени и последовательно соединенные второй делитель тока и второй ключ, подключенный выходом к второму вх ду первого элемента ИЛИ, а вторым вх дом — к второму выходу первого И т ггера, первый выход которого соединен с вторым входом первого ключа, вход второго делителя тока подключен к выходу источника тока, а блок оценки эмоциональной напряженности опера- 0 тора содержит последовательно включенные усилитель, амплитудные селекторы и группу триггеров, а также второй элемент ИЛИ, соединенный входами с выхОдами Одних триггерОв группыр а 65 выходом — c входом другого триггера группы, подключенного выходом к вторым входам одних триггеров группы.

Обучаемому предъявляется случайная последовательность знакон кода

Морзе. В процессе обучения непрерывно контролируется сопротивление, по величине которого оценивается эмоциональная напряженность оператора, что позволяет своевременно зарегистрировать отклонение состояния от нормы. Оператор отрабатывает знаковую последовательность и при допущении ошибки подвергается воздействию кратковременного тока определенной величины.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 и 3 — схемы блоков адаптивного управления и оценки эмоциональной напряженности оператора.

Тренажер содержит последонательно соединенные формирователь 1 случайных сигналов, блок 2 ввода программы обучения, шифратор 3, блок 4 памяти, формирователь 5 управляющих импульсон, формирователь 6 импульсов кода

Морзе, блок 7 сравнения, блок 8 ввода ответных действий оператора, блок

9 управления вводом информации, блок

10 регистрации, блок 11 адаптивного управления, измеритель 12 электрокожной проводимости оператора, блок

13 ввода ответных действий оператора, блок 14 оценки эмоциональной напряженности оператора и блок 15 регистрации.

Блок 14 содержит усилитель 16, вход которого является входом блока

14, а выход соединен с блоком 15 и с входами амплитудных селекторов 17, 18, 19, выходы которых подключены соотнетстненно к единичным входам группы триггеров 20, 21, 22, выходы которых являются выходом блока 14, подключаемого к блоку 11, причем выход триггера 22 соединен с одним входом элемента ИЛИ 23, другой вход которого связан с выходом триггера

20, а выход подключен к нулевому входу триггера 21, выход которого соединен с нулеными входами триггеров

20 и 22.

Блок 11 содержит последовательно соединенные источник 24 тока, (управляемый) делитель 25 тока, ключ

26, выход которого подключен к одному входу элемента ИЛИ 27, выход которого является первым выходом блока 11, к другому входу которого подключены последовательно включенные ключ 28 и (неуправляемый) делитель.

29 тока, входом. своим .связанный с выходом источника 24, триггер 30, единичный вход которого является входом блока 11, а единичный выход, являющийся вторым выходом блока 11, подключен к управляющему входу ключа 26 и запускающему входу реле 31

388178 времени, выход которого соединен с нулевым входом триггера 30, нулевой выход которого соединен с управляющим входом ключа 28, а входы делителя 25 тока соединяют блок 11 с бло-.. ком 14.

Устройство работает следующим образом.

С помощью формирователя 1, блока

2 (представляющего собой, например кольцевой регистр сдвига на и чисел и матрицу на п горизонтальных и m вертикальных шин, причем как соединение, так и отключение любых п горизонтальных шин с любой m вертйкальной шиной обеспечивается пер4 фокартой, вкладываемой в матрицу) и шифратора 3 осуществляется формирование и перевод знаков в код Морзе, а затем осуществляется их запись в блок 4.

Блок 4 постоянно удерживает серию из 1 знаков, которые используются для тренировки радиотелеграфиста.

Из блока 4 каждый знак последовательности через формирователь 5 поступает на формирователь 6 и головные те- 25 лефоны (на схеме не показаны). При этом блок 9 во время работы формирователя 6 запирает блок 8. После выдачи блоком 4 всей последовательности знаков блок 9 открывает блок 8 и 3(} одновременно первый знак последовательности из блока 4 через формирователь 5 поступит на блок 7. На второй вход блока 7 поступает сигнал с блока 8, с помощью которого обучаемый формирует ответ.

Сигнал в правильном ответе обучаемого подается на формирователь 5, который осуществляет выдачу из блока

4 следующего знака на вход блока 7, и фиксируется блоком 10.

Если обучаемый правильно отрабатывает всю последовательность знаков, то формирователь 5 подает команду в блок 4 на стирание этой серии и запись новой серии знаков. 45

Если обучаемый допускает ошибку, то блок 7 вырабатывает сигнал ошибки, который фиксируется блоком 10 и поступает на формирователь 5 и на вход блока 11. В этом случае на формирова- 50 тель 6 из блока 4, будет вновь последовательно выдана вся серия знаков, и цикл работы устройства повторяется, причем одновременно при появлении сигнала ошибки, с выхода блока 11 на 55 измеритель 12,поступает сигнал, которым отключаются измерительные цепи измерителя 12 и на контактные датчики блока 13 подается кратковременно ток воздействия заданной величины.

При этом болевые ощущения создают, экстремальные условия обучения радиотелеграфиста, вызывая изменение успешности его обучения.

В тех случаях, когда обучаеьий отвечает правильно, блок 11 через цепи измерителя 12 на контактные датчики блока 13 подает ток слабой величины, При этом с выхода измерителя 12 снимается сигнал, пропорциональный электрокожному сопротивлению, по величине которого с помощью блока 14 определяют степень изменения функционального состояния радиотелеграфиста и корректируют величину тока воздействия»

В схемах блоков 11 и 14 происходит следующее. В тех случаях, когда обучаемый не совершает ошибок, триггер 30 блока 11 находится в нулевом состоянии, при котором открыт ключ

28 и через элемент ИЛИ 27 на измерительные цепи измерителя 12 подается ток слабой величины, конкретное значение которой определяется нерегулируемым делителем 29 тока, включенным между источником 24 и ключом 28.

Сигнал с выхода измерителя 12 поступает на вход усилителя 16 блока

14 и с его выхода - в блок 15 и на выходы амплитудных селекторов 17, 18 и 19, с помощью которых выделяются три участка изменения проводимости.

Появление сигнала на входе одного из селекторов вызывает срабатывание соединенного с ним триггера и удержание его в таком состоянии, пока величина проводимости находится в интервалах, определяемых данным амплитудным селектором. Срабатывание одного триггера переводит остальные триггеры в нулевое состояние.

Блок 14 позволяет получить три оценки эмоциональной напряженности, и в соответствии с ними управляет коэффициентом делителя 25 блок@

11, осуществляя тем самым корректировку величины тока воздействия.

При появлении на выходе блока 7 сигнала ошибки триггер 30 блока 11 переводится в единичное состояние, при котором сигналом с его единичного выхода включаются измерительные цепи измерителя 12 от датчика блока 13, открывается ключ 26, включается реле.

31 и на контактные датчики блока 13 подается кратковременный (длительность определения параметрами реле времени) ток воздействия, величина которого определяется состоянием управляемого делителя 25. Через заданное время сигнал с выхода реле 31 переводит триггер 30 в нулевое состояние, возвращая тем саьым блок 11 в исходное положение и подключая измерительные цепи измерителя 12 к контактным датчикам блока 13.

Значение эмоциональной направленности и оценки действий радиотелеграфиста фиксируется в блоке 15.

Использование данного изобретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позволяет создавать и учитывать влияние экстремальных усло888178 вий и процессе обучения, получать оценку эмоциональной устойчивости обучаемого, что способствует повышению эффективности обучения, сокращению сроков.

Формула изобретения

1. Тренажер радиотелеграфиста, содержащий последовательно включенные формирователь случайных сигналов, блок ввода программы обучения, шифратор, блок памяти, формирователь управляющих импульсов, формирователь импульсов кода Морзе, блок управления вводом информации, первый блок 15 ввода ответных действий оператора, блок сравнения и первый блок регистрации, первый и второй выходы и второй вход блока сравнения соединены соответственно с вторым и третьим . Щ входами и вторым выходом формирователя управляющих импульсов, подключенного третьим выходом к второму входу блока памяти, второй блок ввода ответных действий оператора и второй блок регистрации, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повиаения точности обучения, в него введены последовательно включанные блок адаптивного управления, измеритель электрокожной проводимости оператора и блок оценки эмоциональной напряженности оператора, соединенный пер- вым выходом с первым входом блока адаптивного управления, а вторым выходом — с первым входом второго блока регистрации, второй вход которого подключен к третьему выходу первого блока регистрации, второй вход блока адаптивного управления соединен с вторым выходом блока сравнения, а 40 второй выход — с вторым входом измеИсточники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское

М 612276, кл. С

2. Авторское

М 511723, кл. Н

3. Авторское

9 555422, кл. G (прототип). свидетельство СССР

09 В 7/00, 1976. свидетельство СССР

04 В 15/00, 1975. свидетельство СССР

09 В 7/00, 1975 рителя электрокожной проводимости оператора, второй выход которого связан с входом второго блока ввода ответных действий оператора.

2. Тренажер по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что в нем блок адаптивного управления содержит последовательно соединенные источник тока, первый делитель тока, первый ключ и первый элемент ИЛИ, последовательно включенные первый триггер и реле времени и последовательно соединенные второй делитель тока и второй ключ, подключенный выходом к второму входу первого элемента ИЛИ, а вторым входом — к второму выходу первого триггера, первый выход которого соединен с вторым входом первого ключа, вход второго делителя тока подключен к выходу источника тока.

3. Тренажер по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что в нем блок оценки эмоциональной напряженности оператора содержит последовательно включенные усилитель, амплитудные селекторы и группу триггеров, а также второй элемент ИЛИ, соединенный входами с выходами одних триггеров группы, а выходом — с входом другого триггера группы, подключенного. выходом к вторым входам одних триггеров группы.

888178

Срставитель A. Карлов

Редактор Г.Петрова Техред З.Фанта Корректор Л.Бокшан

Заказ 10730/15 Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент" г. Ужгород, Ул. Проектная, 4

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх