Транспортно-перезарядный контейнер для перегрузки активной зоны ядерного реактора

 

1. ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕЗАРЯДНЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ АКТИВНОЙ ЗОНЫ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА, содержащий герметичный корпус, шиберную задвижку и автономную систему охлаждения с входным и выходным патрубками, о тли чающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения сборок в усИзобретение относится к ядерной технике и преимущественно может быть использовано для перегрузки всей активной зоны транспортного ядерного реактора. Известна перегрузочная машина для ядерных реакторов, содержащая камеру для хранения отработавшей топливной сборки и устройство для циркуляции охладителя вокруг топливной сборки в камере и по замкнутому контуру в машине, чтобы распределить тепло от топливной сборки по всей машине. Охладитель от контакта с топливной сборкой нагревается, отбирая у нее часть тепла, а затем зто тепло отдает корпусу гюрегрузочной машины. Тепло от корпуса перегрузочной машины отводится за счет естественной конвекции в атмосферу реакторного зала. тройстве, в нижней части герметичного корпуса над шиберной задвижкой выполнена соединенная с входным патрубком кольцевая камера с дифференциальным распределителем охладителя, а в части герметичного корпуса ниже выходного патрубка выполнена кольцевая проточка с расположенными В ней секторами, соединенными с приводом их радиального перемещения и образующими в выдвинутом положении замкнутое кольцо. 2.Контейнер поп.1,отличающийс я тем, что дифференциальный распределитель охладителя выполнен в виде окон переменного сечения, расположенных на внутренней обечайке герметичного корпуса . S Недостатком такого выполнения является невысокая эффективность отвода тепла 00 в устройстве вследствие естественной циркуляции охладителя в установке. Известен транслортно-перезарядный 00 контейнер для перегрузки активной зоны о ядерного реактора, содержащий герметичный корпус, шиберную задвижку и автономЧ ) ную систему охлаждения с входным и выходным патрубками. Устройство содержит магазин, в котором располагаются отработавшие сборки, и автономную систему охлаждения, имеющую в своем составе теплообменник, с помощью которого тепло отработавших сборок передаётся вторичному охладителю. Для этого первичный охладитель газодувкой направляется во нустреннюю полость перегрузом

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э G-21 С 19/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ВИВЛИОТВИА (21) 2966553/25 (22) 04,08.80 (46) 30.07.93. Бюл. М 28 (72) В.А. Морозов, В.B. Казаков и В.И.

Скворцов (56) Патент Великобритании М 847273, кл. 39(4), 1960.

Патент Швейцарии М 522269, кл. G 21 С 19/04, 1972. (54)(57) 1. ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕЗАРЯДНЫЙ

КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ АКТИВНОЙ ЗОНЫ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА, содержащий герметичный корпус, шиберную задвижку и автономную систему охлаждения с входным и выходным патрубками, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения сборок в усИзобретение относится к ядерной технике и преимущественно может быть использовано для перегрузки всей активной эоны транспортного ядерного реактора.

Известна перегрузочная машина для ядерных реакторов, содержащая камерудля . Хранения отработавшей топливной сборки и устройство для циркуляции охладителя вокруг топливной сборки в камере и по замкнутому контуру в машине, чтобы распределить тепло от топливной сборки по всей машине. Охладитель от контакта с топливной сборкой нагревается, отбирая у нее часть тепла, а затем это тепло отдает корпусу перегрузочной машины. Тепло от корпуса перегрузочной машины отводится за счет естественной конвекции в атмосферу реакторного зала.

„„ Ы„„890869 À1 тройстве, в нижней части герметичного корпуса над шиберной задвижкой выполнена соединенная с входным патрубком кольцевая камера с дифференциальным распределителем охладителя, а в верхней части герметичного корпуса ниже выходного патрубка выполнена кольцевая проточка с расположенными в ней секторами, соединенными с приводом их радиального перемещения и образующими в выдвинутом положении замкнутое кольцо.

2.Контейнер по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что дифференциальный распределитель охладителя выполнен в виде окон переменного сечения, расположенных на внутренней. обечайке герметичного корпуса.

Недостатком такого выполнения является невысокая эффективность отвода тепла в устройстве вследствие естественной цир- © куляции охладителя в установке.

Известен транспортно-переэарядный . С» контейнер для перегрузки активной зоны Q9 ядерного реактора, содержащий герметич- 0 ный корпус, шиберную задвижку и автоном- К) ную систему охлаждения с входным и выходным патрубками.

Устройство содержит магазин, s котором располагаются отработавшие сборки, и автономную систему охлаждения, имеющую в своем составе теплообменник, с помощью которого тепло отработавших сборок передается вторичному охладителю. Для этого первичный охладитель газодувкой направляется во внутреннюю полость перегрузоч890869 ной машины. Далее, растекаясь по отдельным камерам магазина, первичный охладитель омывает находящиеся в магазине сборки и поступает в теплообменник, в котором отдает свое тепло вторичному охладителю.

Недостаток такой конструкции заключается в недостаточно эффективном охлаждении сборок в конструкции, что не позволяет осуществлять перегрузку всей активной эоны, Целью изобретения является повышение эффективности хxлnаiя 4деeн иw я с б6о р о к в у с тройстве, Поставленная цель достигается тем, что в транспортно-перезарядном контейнере для перегрузки активной зоны ядерного реактора, содержащем герметичный корпус, шиберную задвижку и автономную систему охлаждения с входным и выходным патрубками. в нижней части герметичного корпуса над шиберной эадвижной выполнена соединенная с входным патрубком кольцевая камера с дифференциальным распределителем охладителя, а в верхней части герметичного корпуса ниже выходного патрубка выполнена кольцевая проточка. с расположенными в ней секторами, соединенными с приводом их радиального перемещения и образующими в выдвинутом положении замкнутое кольцо, Кроме того, для упрощения конструкции контейнера дифференциальный распределитель охладителя выполнен в виде окон переменного сечения, расположенных на внутренней обечайке герметичного корпуса, На фиг.1 показан общий вид устройства; на фиг.2- схема взаимодействия силовых цилиндров.

Транспортно-переэарядный контейнер содержит массивный герметичный корпус 1, который одновременно выполняет роль биологической защиты, шиберную задвижку 2 и автономную систему охлаждения 3 с входным 4 и выходным 5.патрубками. Система охлаждения 3 состоит из двух газодувок 6 первого контура; двух воздуходувок 7 второго контура, теплообменников 8, задвижек 9 и коллектора 10.

В нижней части герметичного корпуса 1 над шиберной задвижкой 2 выполнена соединенная с входным патрубком 4 кольцевая камера 11 с дифференциальным распределителем, выполненным в виде окон 12 переменного сечения, расположенных на внутренней обечайке 13 герметичного корпуса 1.

B верхней части герметичного корпуса

1 ниже выходного патрубка 5 выполнена кольцевая проточка 14, с расположенными в ней секторами 15, соединенными с приводом их радиального перемещения и образующими в выдвинутом положении замкнутое кольцо. Привод выполнен в виде силовых цилиндров 16, расположенных в расточках герметичного корпуса 1, при этом штоки 17 цилиндров соединены с секторами 15, а их впускные 18 и выпускные 19 камеры соответственно соединены между собой кольцевыми коллекторами 20 и 21.

Перегрузка активной зоны с помощью транспортно-перезарядного контейнера производится следующим образом. Контейнер устанавливается на проем корпуса реактора, открывается шиберная задвижка 2 и с помощью захватного устройства контейнера (на чертежах не показано) активная зона устанавливается внутри герметичного корпуса 1, после чего шиберная задвижка 2 закрывается и уплотняется. С помощью сжатого воздуха, подаваемого к силовым цилиндрам 16, секторы 15 выдвигаются к центру контейнера и перекрывают кольцевую щель между корпусом 1 и корпусом активной зоны, при этом в конце хода срабатывают конечные выключатели 22, сигнализирующие о перекрытии щели и дающие в цепь управления сигнал о разрешении включения системы охлаждения 3.

Охладитель первого контура, нагнетаемый газодувками 6, поступает через открытые задвижки 9 в коллектор 10, а из него через входные патрубки 4 — в кольцевую камеру

11. Из камеры 11 охладитель поступает в дифференциальный распределитель, выполненный s виде окон 12 переменного сечения так, чтобы охладитель равномерно распределялся по всем каналам активной эоны, обеспечивая эффективный отвод тепла от каждой топливной сборки. Нагретый охладитель через выходные патрубки 5 поступает в теплообменники 8, которые отдают достаточное тепло вторичному охладителю, прокачиваемому через теплообменники 8 с помощью воздуходувок 7.

Охлажденный охладитель иэ теплообменников 14 поступает обратно во всасывающие патрубки газодувок 6.

Преимущество предложенного устройства состоит в повышении эффективности охлаждения эа счет обеспечения прохода всего потока охладителя через выгруженную активную зону и за счет равномерного распределения охладителя по каналам активной эоны.

890869

0 5

Составитель

Техред М. Моргентал

Редактор О.Кузнецова

Корректор Н.Ревская

Производственно-изДательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3087 Тираж Подписное

В НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб.,4/5

Транспортно-перезарядный контейнер для перегрузки активной зоны ядерного реактора Транспортно-перезарядный контейнер для перегрузки активной зоны ядерного реактора Транспортно-перезарядный контейнер для перегрузки активной зоны ядерного реактора Транспортно-перезарядный контейнер для перегрузки активной зоны ядерного реактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к устройствам для обращения с отработанным ядерным топливом

Изобретение относится к ядерной технике и может быть использовано для перегрузки всей активной зоны ядерного реактора

Изобретение относится к устройствам для перегрузки топлива ядерных реакторов атомных станций с двумя и более энергоблоками

Изобретение относится к технике уплотнительных устройств, а именно к узлу уплотнения стыковочного патрубка перегрузочной машины, и предназначено для использования на АЭС с ядерными редакторами канального типа

Изобретение относится к области атомной энергетики, а именно области эксплуатации ядерных реакторов с жидким теплоносителем, и может быть использовано при изготовлении, эксплуатации, переработке и хранении ядерного топлива, размещенного в тепловыделяющих сборках (ТВС)

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к способу и системе перегрузки быстрого ядерного реактора, активная зона которого погружена в жидкометаллический теплоноситель с находящейся над ним зоной инертного газа

Изобретение относится к области атомной энергетики, в частности к конструкциям приводов захватов машины перегрузочной ядерного реактора для управления захватом ТВС и захватом кластера, и может быть использовано в приводах, имеющих регулирующий орган, управление которым осуществляется отдельным канатным приводом

Изобретение относится к области атомного машиностроения, касается, в частности, перегрузочных машин ядерных энергетических реакторов, и может быть использована при выполнении операций, связанных с перегрузкой топлива

Изобретение относится к области атомного машиностроения, в частности к оборудованию, предназначенному для проведения транспортно-технологических операций при загрузке и выгрузке тепловыделяющих сборок ядерного реактора
Наверх