Гаситель крутильных колебаний

 

О П И С А Н И Е „,1894264

Союз Советсккк

Соцналмсткческмк

Республик

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.03.80 (21) 2891674/25-28 с присоединением заявки No— (23) Приоритет— (51) М. Кл

F 16 F 15/10

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621-752..2 (088.8) Опубликовано 30.12.81. Бюллетень Ме 48

Дата оп бликования описания 30.12.81 по делам иэооретений и открытий

В 49М5йлй

11,а,ТЩТ110

ВИЬЛйэтекд (72) Авторы изобретения

С. В. Елисеев и А. A. Кадников

Иркутский политехнический институт (71) Заявитель (54) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ

Изобретение относится к средствам гашения колебаний валов в машиностроении.

Известен гаситель крутильных колебаний, содержащий маховик и закрепленные на нем грузы в виде центробежных маятников (1).

Недостатками гасителя являются сложность конструкции и малая надежность.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является гаситель крутильных колебаний, содержащий устанавливаемый между ведущим и ведомым валами маховик со сквозным отверстием, имеющим по длине шлицевой, цилиндрический и винтовой участки, размещенный в цилиндрическом участке упругий элемент и жестко закрепляемый на ведомом валу винт, взаимодействующий с винтовым участком отверстия маховика, а шлицевой участок отверстия взаимодействует со шлицами ведущего вала (2).

Недостатком гасителя является малая эффективность, обусловленная узким частотным диапазоном гашения колебаний. 20

Цель изобретения — увеличение эффективности гашения колебаний в широком диапазоне частот.

Указанная цель достигается тем, что гаситель снабжен соосно расположенными и связываемыми с ведущим валом и маховиком дисками с закрепленными на них управляемыми электромагнитами, датчиком колебаний, установленным на маховике, и устройством управления, вход которого подключен к датчику, а выход — к электромагнитам.

На чертеже изображена схема гасителя крутильных колебаний.

Гаситель содержит устанавливаемый между ведущим 1 и ведомым 2 валами маховик 3 со сквозным отверстием, имеющим шлицевой, цилиндрический и винтовой участки, размещенный в цилиндрическом участке, упругий элемент 4, жестко закрепляемый на ведомом валу 2 винт 5, взаимодействующий с винтовым участком отверстия маховика 3, а шлицевой участок отверстия взаимодействует со шлицами 7 ведущего вала 1, соосно расположенные и связываемые с ведушим валом 1 и маховиком 3 диски 7 и 8 с закрепленными на них управляемыми электромагнитами 9 с подвижными сердечниками 10, датчик 11 колебаний, установленный на маховике, устройство 12 управления, 894264

Составитель А. Андреев

Редактор И. Тыкей Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 1428 56 Тираж 009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вход которого подключен к датчику 11, а выход — к электромагнитам 9 через токосъемники 13 и 14.

Гаситель работает следующим образом.

При изменении нагрузки возникает разность угловых скоростей между ведущим 1 и ведомым 2 валами, маховик 3 накручивается на винт 5, деформируя упругий элемент 4. Крутильные колебания, ослабленные за счет взаимодействия винтовой пары, передаются на ведомый вал 2.

Сигнал с датчика 11 колебаний поступает в устройство 12 управления, которое подает сигнал управления на электромагниты 9 через токосъемники 13 и 14. Изменением силы притяжения между дисками 7 и 8 путем втягивания или выталкивания подвижных сердечников 10 изменяется жесткость гасителя в соответствии с частотой действующей нагрузки.

Предлагаемый гаситель позволит стабилизировать угловые скорости вращения валов, что приведет в конечном счете к повышению надежности. «х работы.

Формула изобретения

Гаситель крутильных колебаний, содержащий, устанавливаемый между ведущим и ведомым валами маховик со сквозным отверстием, имеющим по длине шлицевой, цилиндрический и винтовой участки, размещенный в цилиндрическом участке упругий элемент и жестко закрепляемый на ведомом валу винт, взаимодействующий с винтовым участком отверстия маховика, а шлицевой участок отверстия взаимодействует со шлицами ведущего вала, отличающийся тем, что, с целью увеличения эффективности гашения колебаний в широком диапазоне частот, гаситель снабжен соосно расположенными и связываемыми с ведущим валом. и маховиком дисками, с закрепленными на них управляемыми электромагнитами, датчиком колебаний, установленным на махо15 вике и устройством управления, вход которого подключен к датчику, а выход — к электромагнитам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 200348, кл. F 16 F 15/10, !966.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2687548/25-28, кл. F 16 F 15/10, 1979 (прототип).

Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в швейном, обувном, трикотажном и других производствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, к усовершенствованию гасителей крутильно-изгибных колебаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а более конкретно к усовершенствованию демпферов крутильных колебаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний упругоустановленных конструкций

Изобретение относится к поршневому двигателю с гасителем крутильных колебаний, а также к гасителю крутильных колебаний для применения с поршневым двигателем или в поршневом двигателе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для устранения паразитных крутильных и поперечных колебаний вращающихся тел, в частности, в зубчатых передачах, двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к роторным установкам с вертикальной осью вращения ротора и может найти применение в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ориентации и стабилизации положения в пространстве материальных объектов
Наверх