Прибор для определения коэффициентов трения скольжения

 

РА 91281

Класс 42k, 29а1

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В. Б. Лебедев и Г. А. Зайцев

ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТРЕНИЯ

СКОЛЬЖЕНИЯ

Заявлено 29 августа )949 г. за № 403522 в Гостехнику СССР

Предлагается прибор, позволяющий определять коэффициент трения непосредственно по величине угла трения. Для этого о!» выполнен в виде изготовленного из одного из испытуемых материалов и снабженного шкалой движка, соединенного с несущим стрелку-указатель корч сом посредством работающих на растяжение и ориентирующихся по направлению действующей силы шарнирных звеньев связок, причем шарниры крепления завязок с корпусом расположены ниже шарниров крепления этих связок с движком.

На фиг. 1 изображен прибор в общем виде; на фиг. 2 — то же, в продольном разрезе; на фиг. 3 — то же, вид сбоку; на фи1. 4 — схемы работы прибора.

Прибор выполнен в виде корпуса 1, изготовленного из одного из испытуемых материалов, внутри которого размещен движок 2, снабженный в нижней части двухсторонней шкалой, по которой производится отсчет показания прибора.

Движок 2 подвешен к корпусу 1 при помощи двух звечьев связок 3, работающих на растяжение. Связки 3 шарниром 4 соединены с верхней частью движка 2, а шарниром 5 — p нижней частью корпуса 1.

Основной эталонной поверхностью прибора является стальная закаленная нижняя плоскость движка 2, выполненная с чистотой поверхности под три треугольника. При необходимости определения коэффициента трения скольжения для другого материала н другой чистоты обработки к прибору делают соответствующие насадки, которые надевают на выступающую часть движка. Для определения величины угла трения корпус имеет стрелку-указатель.

Для определения коэффициента трения прибор берут в руку за корпус, прижимают с усилием Рв2 — 3 кг эталонной поверхностью,дви „ка к испытуемой поверхности н медленно перемещают с постоянной скоростью вперед или назад, следя при этом за показанием прибора по шкале.

Прибор определяет коэффициенты трения скольжения при движении, но можно замерить и значение коэффициента трения скольжения покоя, для чего нужно заметить показание прибора в момент страгивания его с места.

Прибор работает следующим образом.

Возьмем невесомое подвижное звено, например, коленчатый вал А, покоящийся в двух подшипниках (фиг. 4). Если тело В прижать к шейке коленчатого вала силой N и начать его двигать по направлению стрелки (вправо), то колено, увлека"-мое силой трения F, начнет поворачиваться в сторону движения тела В и перейдет из положения 1 в положение II.

Согласно закону Кулона, для сухого и полусухого трения сила трения F = N f = N . tg o, где N — нормальное давление, f — коэфнциент трения скольжения между трущимися поверхностями, р= arctgf — угол трения, определяющий направление равнодекств>юшкой

Рсил NaF.

Если пренебречь незначительным трением в подшипниках, то очевидно, что равновесие коленчатого вала наступит тогда, когда угол поворота его станет равным углу трения (см. положение II).

В приборе подвижным звеном являются связки 3, соединенные с движком 2, и, следовательно, при движении прибора поворачивающиеся на угол трения. При этом прибор показывает непосредственно величину коэффициента трения скольжения.

Если силу Р, приложенную к прибору (фиг. 1), разложить на два взаимно-перпендикулярных направления — нормальное N к испытуемой поверхности и касательное F к ней, то совершенно очевидно, что при равномерном движении прибора касательная составляющая всегда будет равна силе трения.

Благодаря наличию трения в шарнирах связок показания прибора несколько меньше фактического коэффициента трения, но эта погрешность настолько незначительна, что ею можно пренебречь.

Предмет изобретения

Прибор для определения коэффициентов трения скольжения, о тл ич а ю шийся тем, что, с целью определения коэффициента трения непосредственно по величине угла трения, он выполнен в виде изготовленного из одного из испытуемых материалов и снабженного шкалой движка, соединенного с несущим стрелку-указатель корпусом посредством работающих на растяжение и ориентирующихся по направлению действующей силы шарнирных звеньев-связок, причем шарниры крепления связок с корпусом расположены ниже шарниров крепления этих связок с движком.

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. А. Блатова

Типогпя*па VAMtlTwë пл па и лкоavsв л ки-и r м,...- - гг п

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,34 и. л. Зак. 5727

Подп. к печ 61-59 г.

Тираж Зд) Цена 50 коп.

Прибор для определения коэффициентов трения скольжения Прибор для определения коэффициентов трения скольжения Прибор для определения коэффициентов трения скольжения Прибор для определения коэффициентов трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх