Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii)909241 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.12.79 (21) 2860036/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.в

F 01 P 3/20

Гееударствеииый камитет (23) Приоритет— (53) УДК 621.43. .071 (088.8) Опубликовано 28.02.82. Бюллетень №8

Дата опубликования описания 05.03.82

IIo делам изебретеиий и етермтий (72) Авторы изобретения нский

Н. А. Егоров, В. О. Нифонтов, В.

Московский трижды ордена Ленин и ордена Трудового Красного им. И. А. волюцни завод (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания с дополнительными контурами предпускового подогрева и отопления.

Известны системы охлаждения, содержащие основной контур с рубашкой охлаждения цилиндров, радиатором и циркуляционньчм насосом, всасывающий патрубок которого подсоединен к радиатору и дополнительные параллельно соединенные контуры предпускового подогрева и отопления. Контур предпускового подогрева включает котел-подогреватель и вспомогательный насос, напорный патрубок которого подключен к впускному патрубку котла, а контур отопления включает радиатор отопителя. Дополнительные контуры подключены к рубашке охлаждения цилиндров и всасывающему патрубку циркуляционного насоса. Подключение дополнительных конт уров к всасывающему патрубку циркуляционного насоса осуществляется с помощью трехходового крана, соединяющего их. При этом кран соединен с всасывающим патрубком вспомогательного насоса (1) .

При предпусковом подогреве двигателя происходит движение теплоносителя через циркуляционный насос основного контура, который не работая, создает дополнительное гидравлическое сопротивление. При этом снижается эффективность предпускового подогрева двигателя. Кроме того, при одновременном использовании для отопления помещения тепла двигателя и котлаподогревателя (смешанное отопление) в известной системе тепло от котла-подогревателя передается с начала в двигатель, где часть его рассеивается вследствие перетечек охлаждающей жидкости через радиатор основного контура и конвекции от наружной поверхности двигателя. В результате затра 5 чивается лишнее топливе котла-подогревателя и снижается тем самым эффективность смешанного отопления.

Цель изобретения — повышение эффективности предпусково го подогрева и смешанного отопления при обеспечении возможности автономного отопления.

Поставленная цель достигается тем, что трехходовой кран установлен в контуре предпускового подогрева и непосредственно подключен к рубашке охлаждения цилиндров, 90924!

3 а трубопровод, связывающий всасывающий патрубок циркуляционного насоса с контуром отопления, снабжен проходным краном

На фиг. 1 показана схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — узел на фиг. 1 в двух положениях.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит основной контур, включающий рубашку охлаждения 1 цилиндров, радиатор 2 и циркуляционный насос 3, связанные с помощью труб 4 — 6 и, тройника 7, и дополнительные контуры предпускового подогрева и отопления.

Контур предпускового подогрева включает котел-подогреватель 8, вспомогательный насос 9, трехходовой кран с Г-образной пробкой 10, связанные с помощью труб

11 и 12, трубы 13 и 14: Напорный патрубок вспомогательного насоса 9 подключен к впускному патрубку котла-подогревателя 8.

Контур отопления, включающий радиатор отопителя !5 трубы 16 и 17, с помощью тройников 18 и 19 параллельно соединен с контуром предпускового подогрева. Тройники 7 и 19 соединены трубой 20, в которой установлен проходной кран 21. С рубашкой 1 охлаждения цилиндров соединены трубой 22 тройник 19 и трубо" 23 трехходовой кран 10.

Система работает следующим образом.

При положении А трехходового крана 10 осуществляется шесть режимов работы системы. При неработающем двигателе внутреннего сгорания, работающем котле-подо-, гревателе 8 и вспомогательном насосе 9 и при закрытом проходном кране 21 обеспечивается предпусковой подогрев двигателя. При этом охлаждающая жидкость забирается из рубашки 1 охлаждения цилиндров, посредством трубы 23 и краном 10 по трубе 11 направляется к вспомогательному насосу 9, оттуда в котел-подогреватель 8, где охлаждающая жидкость нагревается и поступает по трубе 13, тройнику 18 и трубе 22 в рубашку 1 охлаждения, двигаясь по которой к трубе 23 она подогревает двигатель.

Если одновременно с предпусковым подогревом двигателя требуется отопление помещения, то открывается кран 21, регулирующий расход охлаждающей жидкости из тройника 18, по трубе 16 через радиатор 15 отопителя. Далее охлаждающая жидкость следует по трубе 17, тройнику 19, трубе 20 и направляется тройником 7 по трубе 6 через насос 3 в рубашку 1 охлаждения цилиндров. Циркуляция охлаждающей жидкости из тройника 7 по трубе 5 через радиатор 2 и по трубе 4 в рубашку охлаждения цилиндров ограничивается термостатом (не показан) .

При работающем двигателе внутреннего сгорания, котле-подогревателе 8 и вспомоПри работающем двигателе и неработаюн щем котле-подогревателе 8 и вспомогательном насосе 9 осуществляется отопление с использованием тепла только от двигателя.

При открытом кране 21 циркуляционный насос 3 обеспечивает движение охлаждающей жидкости по контуру отопления. При закрытом кране 21 осуществляется только охлаждение двигателя.

15 эю

3S

35 гательном насосе 9 можно осуществлять дополнительный подогрев двигателя. При закрытом проходном кране 21 осуществляется циркуляция подогревающего двигатель теплоносителя по тому же контуру, что и при неработающем двигателе.

При открытом кране 21 циркуляционный насос 3 обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор 15. При этом она поступает к нему из рубашки 1 охлаждения цилиндров по трубе 22, тройнику 18 и трубе 16, а отводится — по трубе 17, тройнику 19, трубе 20, тройнику 7 и трубе 6. Вспомогательный насос 9 обеспечивает подмешивание охлаждающей жидкости подогретой в котле-подогревателе 8 к контуру отопления. При этом охлаждающая жидкость забирается из рубашки 1 охлаждения цилиндров по трубе 23 и направляется краном 10 по трубе 11 к насосу 9, который по трубе 12 нагнетает ее в котелподогреватель 8, откуда по трубе 13 охл аждающая жидкость подмешивается в тройник 18, увеличивая расход жидкости через радиатор !5 и повышая ее температуру.

При положении Б трехходового крана

10 осуществляется один режим работы системы. При неработающем двигателе внутреннего сгорания, работающем котле-подогревателе 8 и вспомогательном насосе 9 и при закрытом проходном кране 21 обеспечивается только автономное (независимое, от двигателя) отопление помещения. При этом охлаждающая жидкость нагнетается насосом 9 в котел-подогреватель 8, оттуда по трубе 13, тройнику 18 и трубе 16, поступает в радиатор 15 и далее по трубе 17, тройнику 19, трубе 1ф — к крану 10, который направляет охлаждающую жидкость по трубе 11 во всасывающий патрубок вспомогательного насоса 9.

Таким образом, размещение проходного крана в магистрали, связывающей дополнительные контуры с циркуляционным насосом, и дополнительное подключение контура, предпускового подогрева к рубашке охлаждения цилиндров при помощи трехходового крана позволяет организовать во время предпускового подогрева наиболее выгодное в тепловом отношении движение подогрева ющего теплоносителя по рубашке охлаждения цилиндров при наименьшем гидравлическом сопротивлении циркуляционного контура.

Формула изобретения

Пслсжюниеб

Ролачеиое А

Составитель Т. Бериовскаи

Редактор Ю. Середа Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 830/49 Тираж 537 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, - Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая основной контур циркуляции теплоносителя, включающий рубашку охлаждения цилиндров, радиатор и подключенный к нему через всасывающий патрубок циркуляционный насос, и два дополнительных контура, параллельно соединенных между собой и подключенных трубопроводами к рубашке охлаждения цилиндров и всасывающему патрубку циркуляционного насоса, первый из которых — контур предпускового подогрева, включает котел и вспомогательный насос, а второй — кон-, тур отопления с отопителем, и трехходо909241 вой кран, соединенный с всасывающими патрубками вспомогательного и циркуляционного насосов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности предпускового подогрева двигателя, трехходовой кран установлен в контуре предпускового подогрева и непосредственно подключен к рубашке охлаждения цилиндров, а трубопровод, связывающий всасывающий патрубок циркуляционного насоса с контуром отопления, снабжен запорным краном. о

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Заявка ФРГ № 1961286, кл. 63 с. 73, опублик. 1971.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к охлаждению двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и подогрева двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, имеющим двух- либо одноконтурную систему охлаждения
Наверх