Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К AQTOPCKOhAÓ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 27.0 .80 (21) 2930460/24-07 (5 I ) M Кл.

Н 02 К 15/06 с присоединением заявки М

3Ъаударствашые коивтет

CCCP (23) Приоритет

Опубликовано 1 5. 04. 82. Бюллетень М 1 4 (53) УДК 621. .у8.44 (088,8) ае демам нзобретенвй и открытки.Дата опубликования описания 18. 04.82

Ф .,1" . ч шян

T.П. Ахаладзе, И.И. Геселев, И.А. Ка и В С. Карабекян (72) Авторы изобретения

Всесоюзный. научно-исследовательский роек1 конструкторский институт технологии электрических машин малой мощности (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ КЛИНЬЕВ В ПАЗЫ

ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИАШИН

Изобретение относится к технологи4ческому оборудованию для установки клиньев в пазы якорей электрческих машин и может быть использовано в электромашиностроении.

Известно устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин, содержащее корпус, на котором смонтированы механизм зажима и поворота якоря с обоймой для размещения пазовых клиньев, связанный с ! приводом, механизм ввода клиньев в пазы якоря, содержащий досылатель клиньев, снабженный упорами и уплотнительным утюгом, и механизм загрузки обоймы клиньями (13.

Однако устройство недостаточно надежно в работе из-за невозможности обеспечения ориентированного расположения клиньев относительно пазов якоря при большой высоте лобовых частей обмотки якоря и малой длине сердечника якоря. Кроме того, в известном устройстве не обеспечивается устой2 чивое положение клина в продольных пазах обоймы в зоне досылателя.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства °

Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит механизм для прижима досылателя к обойме и механизм для фиксации клина в обойме, при этом механизм для прижима досылателя выполнен в виде двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на корпусе, на одном конце которого установлен прижим, а на другом конце шарнирно закреплен подпружиненный к корпусу шток, снабженный приводом его возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном . оси обоймы, механизм для фиксации клина в обойме выполнен в виде полэуна, смонтированного в корпусе, снаб» женного штырями со скосами на их рабочей поверхности и приводом его возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном

3 92 оси обоймы, досылатель клиньев снабжен пазами для размещения штырей ме. ханизма фиксации, на обойме выполне ны радиальные канавки, а механизм загрузки обоймы клиньями выполнен в виде каретки, установленной в корпусе и снабженной приводом ее возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном оси обоймы, на каретке в направляющих элементах установлен сухарь, снабженный зубцами, расположенными против радиальных канавок обоймы, на зубцах выполнены прорези для размещения, клиньев, при этом на сухаре установлен палец, контактирующий с кулисой, шарнирно закрепленной на .корпусе и подпружиненной к нему, а на каретке смонтирован регулируемый .упор, расположенный между пальцем и шарниром кулисы и контактирующий с кулисой.

20 вое деление. Храповик 26 жестко посажен на обойму 28, снабженную торцовыми выступами 29 для упора в торец якоря 27, сцентрированного с противоположной стороны центром 30.

Обойма 28 снабжена также радиальными канавками 31 и продольными пазами 32 (фиг. 1 и 2), При этом число последних и число зубьев храповика 26 соответствует числу пазов якоря 27.

Механизм 3 подачи материала содержит кулачок 18, который через рычажную систему 33, вал 34 и обгонную муфту 35, подторможенную тормозной колодкой 36, связан с ведущим роликом 37. Подпружиненный ролик 38

0969 . . 4 а также флажок 23 счетного приспособления (не показано) .

Механизм 2 поворота якоря содержит кулачок 17, который через подпружиненный ползун 24 и собачку. 25 связан с храповиком 26,.предназначенным для поворота якоря 2 на одном пазоНа фиг. 1 изображена кинематическая схема устройства для установки клиньев в пазы якорей электрических машин; на фиг. 2 - разрез Я-Я на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. t; на фиг. 4 — досылатель клиньев, исходное положение; на фиг. 5 разрез 8-В на фиг. 4; на фиг. бдосылатель клиньев, прижатый к обойме; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг.6; на фиг. 8 - досылатель клиньев в положении ввода клина в паз сердечника якоря; на фиг. 9 - разрез Д-Д на фиг. 8.

Устройство для установки клиньев в .пазы якорей электрических машин состоит из привода 1 (фиг. 1), механизма 2 поворота якоря, механизма 3 подачи материала, механизма 4 загрузки обоймы клиньями, механйзма 5 ввода клиньев в пазы якоря, ме ханизма 6 для прижима досылателя, механизма 7 для фиксации клина к обойме (фиг. 3) и механизма 8 зажима якоря.

Привод 1 состоит из электродвигателя 9, связанного через клиноременную передачу 10 с валом ll и расположенными на нем тормозной муфтой 12 и червяком 13. Червяк 13 через червячное колесо 14 связан с предохранительной муфтой 15. Привод через предохранительную муфту 15 связан с распределительным валом 16, на котором жестко насажены кулачки 17 — 22 исполнительных механизмов, ?5 зо

á5

5О предназначен для прижатия материала для клиньев 39 к ведущему ролику 37.

Механизм 4 загрузки обоймы клиньями содержит кулачок 19, который через подпружиненную каретку 40 жестко связан с подвижным ножом 41, имеющим возможность возвратно-поступательного перемещения относительно неподвижного ножа 42, снабженного щелью 43 (фиг. 2). Каретка 40 (фиг, 1 и 2) снабжена регулируемым упором 44, контактирующим с подпружиненной кулисой 45, установленной одним концом с возможностью поворота относительно оси, а другим контактирующей с пальцем 46, установленным на сухаре 47, снабженном зубцами 48, расположенными против радиальных канавок обоймы, и прорезью 49 для размещения клиньев (фиг. 1 и 2). Кулиса 46 имеет возмож" ность возвратно-поступательного перемещения относительно подвижного ножа 41. Сухарь 47 предназначен для переноса клина 50 от щели 43 к продольным пазам 32.

Иеханизм 5 ввода клиньев в пазы якоря содержит кулачок 20, который (фиг. 1) через рычаг 51 связан с ползуном 52, жестко соединенным с толкателем 53, соединенным шарнирно с досылателем 54 клиньев. Досылатель

54 клиньев пружиной кручения 55 прижат к подпружиненному рычагу 56 и установлен с возможностью качательного движения вокруг неподвижной оси. Досылатель 54 клиньев выполнен с пряЯ

5 9209 моугольной выемкой 57 и.пазами 58 и снабжен вогнутым вдоль оси досылателя

54 утюгом 59 (фиг. 4 и 5) для проги. ба концов изоляционных коробов 60 и уплотнения обмотки в пазах якоря 27, а также толкателем 61 для перемещения клина 50 и выступом 62 для взаимодействия с подпружиненным упором

63 (фиг. 1).

Иеханизм 6 для .прижима досылателя 1о содержит .кулачок 21, который через подпружиненный шток 64 шарнирно сое- динен c двуплечим рычагом 65, установ: ленным с возможностью поворота вокруг неподвижной оси, закрепленной на кор- ts пусе, и. снабженным на свободном кон це прижимом 66.

Иеханиэм 7 для Фиксации клина в . обойме содержит кулачок 22, который (фиг. 1 и 3) через Рычаг 67, контак- ?о тирующий с подпружиненным стержнем

68 рычага 69, связан с ползуном 70, имеющим возможность возвратно-посту-. пательного пеоемещения в направлении, перпендикулярном оси обоймы 28. Пол- 25 зун 70 снабжен штырями 71, со скосами на. их рабочей поверхности, предназначенными для обеспечения устойчивого положения клиньев 50 в продольных пазах 32 обоймы 28 при развороте зо последней и выходе клина 50 н5 зону досылателя 54.

Иеханизм 8 зажима якоря (Фиг. 1) состоит из цанги 72, жестко соеди-. ненной с тягой 73 и втулкой 74, жест- з ко соединенной с тяговым механизмом, например пневмоцилиндром 75. Цанга

72 и тяга 73 размещены в обойме 28 с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а обойма 28 4о имеет возможность вращательного движения относительно втулки 74, Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин работает следующим образом. 45

&корь 27 устанавливается в цангу 72 до упора торцом сердечника якоря 27 в торцовые выступы 29 обоймы

28, после чего он ориентируется с помощью механизма его ориентации (не показан) и поджимается центром 30.

Затем якорь 27 зажимается механизмом 8 зажима якоря посредством цанги 72, тяги 73, втулки 74 и пневмоцилиндра 75, после чего включается электродвигатель 9, и через клиноременную передачу 10, вал lf, червяк

13, червяное колесо 14, предохра нительную муфту 15 передается враще-..

69 S ние распределительному валу 16, а следовательно, кулачкам 17-22 и

Флажку 23.

Вращением кулачка 21 механизма 6 для прижима досылателя (фиг. 1) передается возвратно-поступательное движение подпружиненному штоку 64, двуплечий рычаг 65 поворачивается вокруг неподвижной оси, поджимая прижимом 66 досылатель 54 клиньев к обойме 28, тем самым отрывая досылатель 54 от подпружиненного рычага 56, и, пригибая концы изоляционных коробов 60 утюгом 59, освобождает тем самым зону для прохождения клина 50 между прогнутыми концами изоляционного короба 60 и внутреннйми поверхностями паза якоря 27.

Вращением кулачка 20 механизма 5. ввода клиньев в пазы якоря (фиг.1-9) передается качательное движение рычагу 51, который в свою очередь через ползун 52 и толкатель 53 передает поступательное движение досылателю 54 клиньев, утюг 59 которого вводится в пространство, образованное прогнутыми концами изоляционного короба 60 и внутренней поверхностью паза якоря 27.

Одновременно с началом поступательного перемещения досылателя 54 клиньев 50 перемещается толкателем 61 в продольных пазах 32 обоймы 28. В момент нахождения утюга 59 в пазу якоря 27 прижим 66 с помощью кулачка 21 через подпружиненный шток 64 и двуплечий рычаг 65 отводится от поверхности досылателя 54 клиньев, и утюг

59 под действием усилия пружины кручения 55 силой сопротивления обмотки и изогнутого пазового короба 60 прижимается к внутренней стенке паза яко ря 27 и передвигается в нем, тем самым уплотняя обмотку, прогибая концы изоляционного короба 60 и устанавливая поверх него клин 50.

После выхода утюга 59 из паза якоря 27, т.е. окончания установки кли-. на 50, досылатель 54 клиньев усилием пружины кручения 55 и воздействием подпружиненного упора 63 на выступ

62 приподнимается до упора в подпружиненный рычаг 56. По мере дальнейшего вращения кулачка 20 досылатель 54 клиньев возвращается в исходное по-. ложение посредством качающегося ры" чага 51, ползуна 52 и толкателя 53.

При этом выступ 62 отводится от упора 63, а досылатель 54 остается при7

92 жатым к рычагу 56. При перемещении досылателя 54 клиньев в исходное no" ложение, последний под действием рычага 56 соприкасается с наружной поверхностью якоря 27 и в конце своего хода вдоль последнего сходит с него, занимая исходное положение.

Одновременно с началом возвратнопоступательного перемещения штока 64 вал 34 проворачивается с помощью кулачка 18 и рычажной системы 33, а материал клиньев 39 подается в зону отрезки через щель 43 ножа 42 в про, рези 49 зубцов 48 сухаря 47 с по мощью обгонной муфты 35, а также ведущего 37 и ведомого 38 .роликов.

По окончании подачи материала для клиньев 39 вал 34 проворачивается в обратном направлении с помощью кулачка 18 и рычажной системы 33. При этом ведущий ролик 37 и материал 39 остаются неподвижными благодаря наличию в механизме 3 обгонной муфты 35 и тормозной колодки 36.

0969

35 формула изобретения

Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин, ф) содержащее корпус,на котором смонтированы механизм зажима и поворота якоря с обоймой для размещения пазовых клиньев, связанный с приводом, ме.ханизм ввода клиньев в пазы якоря, 45 содержащий досылатель клиньев, снабженный упорами и уплотнительным утюгом, и механизм загрузки обоймы клиньями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно содержит механизм для прижи50 ма досылателя к обойме и механизм для фиксации клина в обойме, при этом механизм для прижима досылателя выполнен в виде двуплечего рычага, шар. нирно закрепленного на корпусе, на одном конце которого установлен при55 жим, а на другом конце шарнирно закреплен подпружиненный к корпусу шток, снабженный приводом его возвратноПо окончании подачи материала 39 подвижный нож 4.1 перемещается относительно неподвижного ножа 42 с помощью кулачка 19 и подпружиненной каретки 40 (фиг. 1 и 2); При достижении подвижным ножом 41 своей юстрой кромкой щели 43 в неподвижном ноже

42, материал 39 отрезается, благодаря чему получается готовый клин 50, который остается в прорези 49 зубцов

48 сухаря 47. Одновременно с этим, подпружиненная .кулиса 45 под действием упирающегося в нее регулируемого упора 44 проворачивается вокруг

-неподвижной оси, и сахарь 47 вместе с клином 50, находящимся в прорези

49 его зубцов 48 (Фиг. l), посредством пальца 46 перемещается относительно ножа 41 к обойме 28. Перемещение клина 50 относительно подвижного ножа 41 достигается за счет того, что подвижный нож 41 и регулируемый упор 44 перемещаются с одинаковой скоростью, а регулируемый упор 44, упираясь в подпружиненную кулису 45 между пальцем 46 и неподвижной осью кулисы, перемещает сухарь 47 со скоростью, большей скорости движения подвижного ножа 41.

В конце хода сухаря 47 его зубцы 48 вводятся в радиальные канавки 31 обоймы 28, укладывая готовый клин

50, расположенный в щели 49 зубца

48, в продольный паз 32 обоймы 28.

После возвращения досылателя 54 клиньев в исходное положение штыри

71 перемещаются s пазы 58 досылателя 54 клиньев (фиг. 4) с помощью кулачка 22, рычага 67, подпружиненного стержня 68 рычага 69 и ползуна 70. Затем с помощью кулачка 17, подпружиненного ползуна 24, собачки 25 обойма 28 храповиком 26 поворачивается на одно пазовое деление.

При атом под штыри 71 поступает новый клин 50, а прорезь 49 зубцов 48 сухаря 47 освобождается от предыдУ,щего клина 50, после чего по мере дальнейшего вращения распределительного вала 16 все механизмы устанавливаются в исходное положение. В конце одного оборота распределительного вала 16, Флажком 23 счетного приспособления выдается импульс о заклинивании первого паза якоря 27, После окончания заклинивания всех пазов якоря 27 с помощью счетного приспособления отключается двигатель

9 и включается тормозная муфта 12.

Затем производится замена заклиненного якоря новым незаклиненным. применение изобретения позволяет повысить надежность работы устройства для установки клиньев в пазы якорей электрических машин за счет использования в устройстве механизма для прижима досылателя к бойме и механизма для фиксации клина в обойме.

9 920969

10 поступательного перемещения в направ-, ном оси обоймы, на каретке в направпении; перпендикулярном оси обоймы, ляющих элементах установлен сухарь,,механизм для фиксации клина в обойме снабженный зубцами, расположенными выполнен в аиде ползуна, смонтирован- против радиальных канавок обоймы, на ного в корпусе, снабженного штырями зубцах выполнены прорези для разме со скосами на их рабочей поверхности щения клиньев при этом на сухаре ус- . и приводом его возвратно-поступатель" тановЛен палец, контактирующий с куного перемещения в направлении, пер-. лисой, шарнирно закрепленной на корпеидикулярном оси обоймы, досылатель пусе и подпружиненной к нему, а на клиньев снабжен пазами для размеще- io каретке смонтирован регулируемый ния штырей механизма фиксации, иа упор, расположенный между пальцем и обойме выполнены радиальные канавки, шарниром кулисы и контактирующий с а механизм загрузки обоймы клиньями кулисой. выполнен в виде каретки, установлен- . . Источники информации, ной в корпусе и снабженной приаодом

920969

27

Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 8-35, Раушская .наб., д. 4/5

Заказ 2371/68

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Г. Александров

Редактор Л. Плисак Техред И. Гайду Корректор С. Цомак

Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается способа укладки волновой обмотки в статор многофазной электрической машины переменного тока, в частности генератора переменного тока, а также конструкции статоров с любым количеством пазов и уложенной таким способом фазной обмоткой с любым количеством секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается способов формования и укладки волновых обмоток соединенными посредством их лобовых частей перемычками в шихтованные пакеты роторов или статоров электрических машин

Изобретение относится к микромехатронике и микроробототехнике, в частности к шаговым линейным микроприводам

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин
Наверх