Электропривод постоянного тока

 

ОП ИСАНИВ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социапистичвсник

Респубяии

Н 02 Р 5/16

3Ъеударстеаеый кемктет

СССР ае далем кзабретеекк к открытки (23) Приоритет

Опубликовано 15 0482. Бюллетень ¹14 (53) УДК621. 316." . 71 (088. 8) Дата опубликования описания 15.04.82 (72) Авторь1 изобретения

Н.А.Власов, А.И.Корытин, А.С.Про (7I) Заявитель

Одесский ордена Трудового Красно политехнический инстит (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА с присоединением заявки №

Изобретение относится к электротехнике, в частности к тиристорным. электроприводам постоянного тока для киноаппаратуры.

Известен электропривод постояйного тока, содержащий регулятор напряжения, источник питания, нагруженный на электродвигатель с последовательным резистором в цепи якоря, и опера" ционный усилитель в цепи обратной связи по скорости, входы которого ю . соединены с якорем электродвигателя и последовательным резистором 1 .

Недостатком электропривода является ограниченный диа азон устанав15 ливаемои мощности электродвигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является элект.ропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные задатчик

20 управляющего напряжения, регулятор напряжения, выполненный на последо вательно соединенных входном усилителе, блоке управления тиристорамй, формирователе импульсов и тиристорном преобразователе, электродвигатель с последовательным резистором в цепи якоря и цепь обратной связи по скорости, выполненную на операционном усилителе, входы которого соединены с якорем электродвигателя и с- последовательным резистором (2).

Недостатком электропривода являются низкие быстродействия и точность из-за большой постоянной времени в цепи обратной связи по скорости и погрешностей за счет индуктивного характера сопротивления якорной цепи.

Цель изобретения .- повышение быстродействия и точности электропривода.

Цель достигается за счет того,что в электропривод постоянного тока дополнительно введены последовательная цепь из элемента ИЛИ, второго Формирователя импульсов, элемента задержки, управляемого ключа и конденсатора, последовательно соединенные

3 9210 второй управляемый ключ, ячейка запоминания аналоговой величины и дифференцирующая цепь, включенная между последовательным резистором s цепи якоря электродвигателя и дополнительным входом операционного усилителя, причем входы элемента ИЛИ соединены с выходами первого формирователя импульсов, конденсатор включенмежду входом и выходом операционного 10 усилителя, соединенным со входом второго ключа, управляющий вход которого соединен с выходом второго формирователя импульсов, а выход . ячейки запоминания аналоговой величи- 1S ны соединен со вторым входом входного усилителя регулятора напряжения.

На фиг. 1 показана структурная. схема электропривода постоянного тока; на фиг. 2 - временная диаграмма, поясняющая его работу.

Электропривод содержит задатчик

1 управляющего напряжения, выход которого соединен со входом регулятора .2 напряжения, состоящего из последовательно соединенных входного усилителя 3, блока 4 управления тиристора ми, формирователя 5 импульсов и тиристорного преобразователя 6. К выходу регулятора 2 напряжения подключен якорь 7 электродвигателя и последовательно включенный с ним резистор 8. Выходы операционного усилителя 9 соединены с якорем 7 электродвигателя и резистором 8 через ре35 зисторы 10 и 11 и дифференцирующую цепь 12, а в цепь обратной связи операционного усилителя 9 параллельно включены конденсатор 13 и первый ключ 14, управляющий вход которого соединен с выходом формирователя 5 импульсов через последовательно включенные элементы ИЛИ 15, второй.формирователь 16 и элемент задержки

17. Выход операционного усилителя 9

4S через второй управляющий ключ 18 и ячейку 19 запоминания аналоговой величины соединен со вторым входом входного усилителя 3 регулятора 2 напряжения, а управляющий вход ключа 18 соединен с выходом. второго формирователя 16.

Электропривод работает следующим образом.

Сигнал обратной связи по ЭДС электродвигателя 7.«образуется на операционном усилителе 9 (фиг. 2б), работающем в режиме интегрирования, как алгебраическая сумма напряжения

15 ф на зажимах электродвигателя 7 и падений напряжения на активном и индуктивном сопротивлениях якорной цепи электродвигателя 7, величины которых учитываются соответствующим выбором входного сопротивления резистора 10 и параметрами дифференцирующей ячейки 12, При подаче очередного импульса отпирания на силовой блок тиристоров тиристорного преобразователя 6 элементом ИЛИ 1 выделяется, а на формирователе 16 формируется синхроимпульс управления (фиг. 2а). При этом измеренное в предыдущий, цикл работы значение напряжения, пропорциональное ЭДС электродвигателя, записывается через второй ключ 18 в ячейку

19 запоминания аналоговой величины. и с задержкой,. определяемой временем этой записи, первый ключ 14 разряжает конденсатор 13. Сигнал обратной связи (фиг. 2в), соответствующий среднему значению ЭДС электродвигателя 7, за предыдущий период интегрирования с выхода ячейки 19 запоминания аналоговой величины поступает на вход регулятора 2 напряжения. После этого начинается следующий цикл интегрирования напряжений, поступающих на вход усилителя 9.

Задатчиком 1 управляющего напряжения устанавливают требуемую скорость электродвигателя 7.

Таким образом, выделение сигнала обратной связи происходит за незначительное время, определяемое пульсностью тиристорного преобразователя, чта повышает быстродействие системы.

Применение усилителя, работающего в режиме интегрирования, повышает помехозащищенность узла измерения ЭДС электродвигателя, а присутствие составляющей, пропорциональной падению напряжения на индуктивном сопротивлении якорной цепи, повышает точность регулирования. формула изобретения

Электропривад постоянного тока, содержащий электродвигатель с последовательным резистором в цепи якоря и последовательна соединенные задатчик управляющего напряжения, регулятор напряжения, выполненный на последовательно соединенных входном усилителе, блоке управления тиристо5 92101 рами, формирователе. импульсов и тиристорном преобразователе, и цепь обратной связи по скорости, выполненную на операционном усилителе, входы которого соединены через резисторы с якорем электродвигателя и ,с последовательным резистором, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения быстродействия и точ" ности электропривода, в него допол" IO нительно введены последовательная цепь из элемента ИЛИ, второго формирователя импульсов,. элемента задержки управляемого ключа и конденсатора, последовательно соединенные вто- ts рой управляемый ключ, ячейка запоминания аналоговой величины и дифференцирующая цепь, включенная между последовательным резистором в цепи якоря электродвигателя и дополнитель- рв

5 6 ным входом операцйонного усклителя, причем входы элемента ИЛИ соединены с выходами первого формирователя импул сов, конденсатор включен между. входом и выходом. операционного усилителя,. соединенным со входом, второго ключа, управляющий вход которого соединен с выходом второго формирователя импульсов, а выход ячейки запоминания аналоговой величины сое,динен со вторым входом входного уси" лителя регулятора напряжения.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1 Патент ГЙР Н 117949, кл. Н 02 Р 5/12, 1965.

2. Лебедев Е.Д. Управление вентильными электроприводами постоянного тока. M. "Энергия", 1970,с.71.

921015 иг.2

Составитель В.Самохин

Редактор Л,Плисак Техред Е.Харитончик

Заказ 2375/71 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и.открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Корректор 8. Синицкая филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх