Электропривод постоянного тока

 

О ll И С А Н И В (п 924814

ИЗОВРЕТИН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЛЬСТВУ

Союз Советсннк

Социалистические

Республик

{61) Дополнительное к авт. свнд-ву

{22)Заявлено 23,10,80 {2E) 2996242/24-07 (51)М. Кл.

Н 02 Р Gl06 с присоединением заявки М

Йвулврстеееи0 кеиктет

CCCP ав аваи кзабретенкй в вскрытий

{23) Приоритет (53) УДК62-83з "

:621.314.5

{ 088.83

Онублнковано 30.04 82. Бюллетень М 16

-Дата опубликования описания 03.05.82

{72) Авторы изобретения б

Г. Г. Ефимов, Г. М. Левин и Ф. P. Родкин

М

Ленинградское отделение Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института Тяжпромэлектропроект

{7l ) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено для управления приводами постоянного тока с реверсом потока возбуждения двигателя.

В якорной цепи двигателя постоянного тока имеется нереверсивный источник регулируемого напряжения (ионный либо тиристорный преобразователь), а в цепи возбуждения — реверс ивный.

Такой привод имеет некоторые техни- ® ко-экономические преимушества по сравнению с приводом, в котором используется реверсивный преобразователь в якорной цепи - меньшее количество вентилей и, соответственно, более низкая стоимость, более простая схема главной цепи и, «ак следсвтге, большая надежность, более высокие электрические показатели элекъропрнвода и т. д.

Основной недостаток заключается в более длительном по сравнению с реверсивным якорным преобразователем времени реверса момента двигателя. Однако имеется большое количество приводов, для которых указанный недостаток не имеет существенного значения. Имеются в виду приводы механизмов, не требую ших реверса момента при разгоне и при неизменном задании скорости. Реверс момента у таких приводов {к иим относятся главные приводы широкополосных. станов горячей прокатки, приводы прошивных трубных станов и др) производится только при подаче команды на торможение преимущественно на холостом ходу привода.

Известен электропривод постоянного тока, содержащий в пепи регулирования напряжения на якоре регуляторы скорости и тока, в котором задающий вход регулятора тока соединен с выходом регулятора скорости через множительный элемент, вход обратной связи регулятора возбуждения соединен с выходом датчика модуля ЭДС через второй множительный элемент, а вторые входы обоих множи тельных элементов соединены с выходом датчика знака магнитного потока 31j

3 9248

Электропривод имеет высокое быстродействие и хорошее качество переходного процесса, однако в нем, вследствие наличия пульсаций тахогенератора на выходе регулятора скорости, являющемся заданием для цепи возбуждения, возникают колебания напряжения, которые на холостом ходу могут привести к ложным реверсам магнитного потока электродвигателя с периодическим возникновением режима неуправляемости, что снижает качество регулирования скорости.

Наиболее билзким техническим решением к предлагаемому является электропривод постоянного тока, содержащий нереверсивный преобразователь в цеди якоря двигателя, последовательно включенные релейный элемент и интегратор задатчика интенсивности, регулятор ско20 рости и регулятор тока в цепи управления нереверсивного преобразователя, подключенные к входам соответствуюших регуляторов датчики скорости и тока якоря, реверсивный преобразователь в цепи питания обмотки возбуждения двигателя с регулятором ЭДС в цепи управ ления, вход которого через дискриминатор подключен к датчику ЭДС двигателя я к датчику тока возбуждения. В этом

30 электроприводе за счет включения между регулятором скорости и регулятором тока блока нелинейности с характеристикой типа зона нечувствительности устранены ложные реверсы магнитного потока двигателя, вызванные пульсациями напряжения тахогенератора 2 3.

14 4 нуль-орган соединен с третьим входом реверсивного релейного элемента.

На чертеже изображена блок-схема элек тропривода.

Устройство содержит нереверсивный преобразователь 1 в цепи питания якоря электродвигателя 2, последовательно включенный релейный элемент 3 и интегратор 4, регулятор 5 скорости и регулятор 6 тока в цепи управления нереверсивного преобразователя 1, подключенные к входам соответствующих регуляторов, датчик 7 скорости и датчик

8 тока якоря, реверсивный преобразователь 9 в цепи 10 питания обмотки возбуждения электродвигателя 2 с регулятором 11 ЭДС в цепи управления, вход которого через дискриминатор 12 подключен к датчику 13 ЭДС электродвигателя и к датчику 14 тока возбуждения.

Входы реверсивного релейного элемента

15 соединены с источником 16 напряжния смещения и с выходом релейного элемента 3 задатчика интенсивности, а его выход подключен к второму входу регулятора 11 ЭДС. Датчик 17 статического тока через нуль-орган 18 соединен с третьим входом реверсивного элемента 15, выход которого соединен с блоком 19 умножения, второй вход которого через реверсивный элемент 20 соединен с датчиком 13 ЭДС. Выход блока 19 умножения через схемы 21 и

22 И соединен соответственно с ключами

23 и 24. Ключ 24 соединен через инвертируюший элемент 25 с узлом 26 токоограничения, выход которого связан с входом интегратора 4.

Однако наличие зоны нечувствителт ности приводит к ухудшению характерис тик электропривода: появляется статизм в механической характеристики и увеличивается время реверса.

Бель изобретения «сокращение вре мени реверса и уменьшение статизма механической характеристики электропривода.

Поставленная пель достигается тем, что в электропривод введены реверсивный репейный элемент и источник напряжения смещения, при этом входы релейного элемента соединены с источником напряжения смешения и с выходом релейного элемента задатчика интенсивности, а его выход подключен ко второму взводу регулятора ЭДС.

Кроме того, в электропривод введены датчик статического тока и нуль-орган, причем датчик статического тока через .

4$

$0

Устройство работает следующим об» разом.

Ключ 23 замкнут,при подаче команды на разгон и в режиме работы Вперед .

Ключ 24 замкнут при торможении привода.

Замыкание только одной пепи необходимо для того, чтобы привод не разогнался до максимальной скорости или не затормозился. до нуля. Если бы обе цепи были замкнуты, то в процессе разгона или торможения при нерегулировании привода цо скорости на выходе любого из регуляторов 5 или 6 появился бы сигнал задания тока, и привод продолжал бы разгоняться или тормозиться.

Оба ключа разомкнуты в неуправляемый период, т. е. когда знак задания потока двигателя и знак ЭДС не совпадают.

9248

Формула изобретения

l. Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, неревер сивный преобразователь в пепи питания якоря двигателя, последовательно щцпоченные репейный элемент и интегратор

5

Размыкание обеих цепей на неуправляемый период необходим, чтобы предок вратить дополнительный разгон привода в тот период времени, когда пришла команда на торможение, а поток возбуждения не изменил знак. С этой же целью предусмотрена положительная обратная связь по ЭДС на входе регулятора 6 тока.

Командой на реверс потока является сигнал с выхода релейного элемента 3.

Окончание торможения и обратный реверс потока определяются отсутствием сигнала на выходе релейного элемента 3.

Сигнал наличия статического тока двигателя на выходе датчика 14 статического тока накладывает запрет на подачу команды на реверс потока при срабатывании релейного элемента 3.

Узел токоограничения 26, который работает с воздействием на интегратор

4 задатчика интенсивности, осушествля ет слежение напряжения задатчика ин тенсивности за действительным значением скорости;.

14 зада тчика интенсивности, регулятор скорости и регулятор тока в жпи управления нереверс явного преобразователя, подклю ченные к входам соответствуюших регуляторов датчики скорости и тока якоря, реверсивный преобразователь в цепи питания обмотки возбуждения двигателя с регулятором ЭДС в цепи управления, вход которого через: дискриминатор пщщлючен к датчику ЭДС двигателя и к датчику токавозбуждения, о тличаюшийс я тем, что, с целью сокрашения времени реверса и уменьшения статизма механической характеристики электропривода, в него введены реверсивный релейный элемент и источник напряжения сме шения, при этом входы реверсивного релейного элемента соединены с источником напряжения смешения и с выходом репейного элемента задатчика интенсивности, а его выход подключен к второму входу регулятора ЭДС.

2. Электропривод по п. 1, о т л ич а ю ш и и с я тем, что в него введены датчик статического тока и нульорган, причем датчик статического тока через пап орган соединен с третьим входом реверсивного релейного элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ж 375743, кл. Н 02 Р 5/06, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

N. 574840, кл. Н 02 P S/06, 1975.

924814

Составитель В. Кузнецова

Редактор Е. Лушникова Техред С.Мигунова Корректор А. Язятко

Заказ 2834/72 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-ÇS, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх