Ходоуменьшитель транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскик

Социалистическик

Республик

Опубликовано 07.05.82; Бюллетень М 17

Дата опубликования описания 07.05 . 82

{51)М. Кл.

В 60 K 17/10

6Ъаударотевииый комитат

СССР иа делан изобретений! и аткритий (3) Уд 629.113 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A.M,АбРадушкин К.И;Городецкий, В.М.Ма

В.Л.Довжик, В,А.Зайцев и В.В.Кийко

° » rl;

/ !

Государственный союзный научно-исследбват тракторный институт {НАТИ) и Челябинск! !

1„-,, еаЩк 4, (7I) Заявители (54) ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к. трансмиссиям транспортных средств, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий-ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения этих

S средств на пониженных скоростях.

По основному авт.св. !т 673477 известен ходоуменьшитель транспортного средства, содержащий трехзвенный дифференциал, первое звено которого связано с двигателем, второе — с движителем транспортного средства, а третье - с основной гидромашиной flo» стоянного рабочего объема, дополнительную гидромашину постоянного рабочего обьема с дроссельным регулятором потока, приводимую от двигателя, и основной двухпозиционный распределитель, связанный с одной стороны с напорной гидролинией дополнительной гидромашины, а с другой - с напорной гидролинией основной гидромашины, гидттолиния низкого давления которой сообщена с гидробаком, причем вход и выход дроссельного регулятора потока сообщены соответственно с напорной гидролинией и гидролинией низкого давления основной гидромашины, и напорная гидролиния дополнительной гидромашины связана с основным двухпозиционным распределителем, сообщающим в одном положении напорную гидролинию дополнительной гидромашины с гидролинией низкого давления основной гидромашины, а в другом положении - напорные гидролинии основной и дополнительной гидромашин В }.

Недостатком известного ходоуменьшителя является ограниченный диапазон регулирования скорости транспортного средства, а именно отсутствует возможность быстрого реверсирования средства. Реверсирование хода транспортного средства при его работе с известным ходоуменьшителем возможно осуществить только путем переключения передач в коробку перемены передач с переднего на задний ход. Для этого

3 925689 4 о затратить опреде- двухпозиционному распределителю 7ремещение рычага с помощью дополнительной гидролинии ередач и педали 13 и напорной гидролинии 14. Гидрори этом теряется машина 9 подключена к гидробаку 6 и транспортного 5 распределителю 7 соответственно гидролиниями 15 и 16. Вал гидромашины я - расширение диа- 8 соединен через зубчатую передачу с ия за счет введения солнечной шестерней 5 дифференциала, верса, предохране- а вал гидромашины 9 - через зубчатую при реверсировании 30 передачу с двигателем 17. Дроссельромашины, автомати- ный регулятор 10 подключен к распредвухпозиционным делителю 7 и одновременно к напорной и включении "быст- гидролинии 14. лнительной гидрома- В гидролинию 12 низкого давления

15 установлен дополнительный распредетем, что извест- литель 18, который соединен с напорь тРанспоРтного ной гидролинией 14 и с гидробаком 6. ополнительным рас- Кроме того, имеется дополнительный г"дРо предохранительный клапан 19, вход

20 которого соединен с гидролинией 12 до ь м с напорной гид подключения к ней дополнительного гидРомашины M с распределителя 18, а выход - с наительным пРедохРа- порной гидролинией 14. водителю необходим ленное время на пе коробки перемены и муфты сцепления, и производительность средства.

Цель изобретени пазона регулирован режима быстрого ре ние.от перегрузок дополнительной гид ческое управление распределителем пр рого реверса" допо шины.

Это достигается ный ходоуменьшител средства снабжен д пределителем, уста линии низкого давл ромашины и связанн ролинией основной гидробаком, дополн нительным клапаном, вход которого соединен с гидролинией низкого давления до включения к ней дополнительного распределителя, а выход - с напорной гидролинией основной гидромашины, а двухпозиционный распределитель снабжен гидроцилиндром, соединенным с гидролинией низкого давления до подключения к ней .дополнительного распределителя.

На чертеже изображена схема ходоуменьшителя транспортного средства.

Ходоумен ьшитель включает трехзвенный дифференциал и гидросистему.

Тоехзвенный дифференциал 1 установлен в кинематической цепи трансмиссии так, что его первое - ведущее звено, например коронная шестерня 2, соединено с двигателем, второе - ведомое звено, например водило 3 - с коробкой перемены передач 4, а третье — проме45 жуточное звено, солнечная шестерня 5с основной гидромашиной постоянного рабочего объема.

Гидросистема ходоуменьшителя включает гидробак 6, двухпозиционный распределитель 7, основную 8 и допол50 нительную,9 гидромашины постоянного рабочего объема, а также дроссельный регулятор потока 10. 8 гидросистеме используется предохранительный клапан ll и фильтр (не показан) в гидро- 55 линии l2. Гидромашина 8 подключена к гидробаку 6 с помощью гидролинии

12 низкого давления, а к основному

Двухпоэиционный распределитель

7 дополнительно снабжен гидроцилиндром управления 20 для его переключения, соединенным посредством дополнительной. гидролинии 13 с гидролинией 12 низкого давления до подключения .к ней дополнительного распределителя 18.

При работе ходоуменьшитель обеспечивает движение транспортного средства в одном иэ двух поддиапазонов бесступенчатого изменения пониженной ско ости движения впереднизшем и высшем. Настройка на каждый поддиапаэон осуществляется водителем с помощью основного двухпозиционного распределителя 7. При этом дополнительный распределитель 18 должен соединять гидролинию 12 низкого давления с гидробаком 6.

В первом положении распределителя

7 транспортное средство будет работать в низшем поддиапазоне скорости.

В этом случае от двигателя через звенья дифференциала и зубчатую передачу гидромашина 8 приводится во вращение и совместно с дроссельным регулятором потока 10 работает в режи- ме гидротормоза. При изменении настройки регулятора потока скорость транспортного средства изменяется следующим образом: для настройки на минимальный расход скорость транспортного средства максимальная, для настройки на максимальный расход -

25689 б дился в верхней позиции; когда он соединяет гидролинию 16 с гидролиниями 13 и 12. Переключение распределителя 7 в верхнюю позицию осуществляется автоматически, когда распределитель 18 разрывает связь гидролинии 12 с гидробаком, давление в гидролинии 12 повышается и подается к гидроцилиндру управления 19, пор1о шень которого, преодолевая усилие пружинного Фиксатора ручного упоавпения (не показан) распределителя 7, переключает его в верхнюю позицию.

Дополнительным условием обеспечения,возможности быстрого реверсирования хода транспортного средства является большая производительность гидромашины 9 в сравнении с гидромашиной 8 ходоуменьшителя при полностьюоткрытом регуляторе по-ока 10 и верх- нем положении распределителя 7. С этой целью параметры гидромашины 8 и зубчатой передачи ее привода должны быть выбраны в следующей зависимости

t от параметров гидромашины 9 и зубчатой передачи ее привода

5 9 скорость транспортного средства минимальная.

В низшем поддиапазоне дополнительная гидромашина 9 соединяется через распределитель 7 с помощью дополнительной гидролинии 13 с гидромашиной 8 и гидролинией низкого давления 12.

При этом работа гидромашины 8 осуществляется с подпиткой, что улучшает ее всасывающую способность, удлиняет срок службы, а также позволяет испольэовать более быстроходные и менее металлоемкие гидромашины.

При необходимости увеличить скорость транспортного средства водитель . переключает распределитель 7 во второе положение - высший поддиапазон движения вперед. Тогда гидромашина

9 соединяется с гидромашиной 8 и одновременно с регулятором потока 10.

В этом случае гидромашина 9 засасывает рабочую жидкость иэ гидробака 6 по гидролинии 15 и подает ее по гидролинии l6 через. распределитель 7 к гидромашине S; Гидромашина 8 реверсируется, вращаясь под действием напора жидкости, определяемого тяговым усилием, .и заставляет также через зубчатую передачу вращаться солнеч- зо ную шестерню 5 дифференциала. Одйовременно вал вращает другое звено дифференциала - коронную шестерню.

Таким образом, в рассматриваемом режиме мощность от двигателя передается на привод хода средства двумя потоками - механическим и гидравлическим, причем оба потока суммируются на дифференциале. Бесступенчатое изменение скорости средства осу- 4О ществляется при изменении настройки регулятора потока. При возникновении перегрузок давление в гидролинии .14 превышает давление настройки предохранительного клапана l1, и в результате его срабатывания транспортное средство останавливается, При необходимости быстрого реверса хода транспортного средства дополнительный распределитель 18 переключается водителем в положение, когда напорная гидролиния 14 соединяется с гидробаком, а связь гидролинии 12 с гидробаком прерывается.

Для того, чтобы реверсирование

55 хода было быстрым, т.е. от одного переключения распределителя 18, необходимо, чтобы в этот момент двухпозиционный распределитель 7 нахоч 1п (С1 пI} 1 где q - рабочий объем основной гид1 ромашины;

q — рабочий объем дополнительной гидромашины;

n - частота вращения вала основ1 ной гидромашины;

n - частота вращения вала допол° нительной гидромашины; уо- объемный КПД дополнительной гидромашины и гидросистемы на участке от выхода потока из дополнительной гидромашины и до входа в основную гидромашину со стороны дополнительной гидролинии 13.

При реверсировании рабочая жидкость от гидромашины 9 по напорной гидролинии 16 и гидролинии l3 подводится к гидромашине 8, которая начинает работать в режиме гидромотора, вращаясь в том же направлении, что и в низшем поддиапаэоне движения вперед. В этом случае частота вращения гидромашины 8 будет превышать ее максимальное значение в низшем поддиапазоне движения вперед, поскольку производительность гидромашины 9 задана большей максимальной производительности основной гидромашины 8 при ее работе в низшем поддиапаэоне. 3а

7 9256 счет этого гидромашина 8, разгоняясь, реверсирует вращение солнечной шестерни 5, а следовательно, и ход транспортного средства.

Предохранительный клапан 19 нужен в основном при работе средства задним ходом. При возникновении перегрузок давление в гидролиниях 13 и 12 превысит давление настройки дополнительного предохранительного клапана to

19, и в результате его срабатывания транспортное средство останавливаетСя.

Таким образом, за счет введения дополнительного распределителя 18 и ts соединения его определенным образом с гидросистемой ходоуменьшителя обеспечивается расширение скоростного диапазона путем реверсирования.хода транспортного средства. го

Зкономический эффект от внедрения ходоуменьшителя в соответствии с изобретением в расчете на один трак" тор Т-130 составит около 100 руб. в год. 25

Формула изобретения

1. Ходоуменьшитель транспортного средства по авт.св. У 673477, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования за счет обеспечения режима

89 8 быстрого реверса, он снабжен дополнительным распределителем, установленным в гидролинии низкого давления, основной гидромашины и гидравлически связанным с напорной гидролинией основной гидромашины и гидробаком.

2. Ходоуменьшитель по п.1, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью предохранения от перегрузок при реверсировании дополнительной гидромашины, он снабжен дополнитель" ным предохранительным клапаном, вход которого соединен с гидролинией низкого давления до подключения к ней дополнительного распределителя, а выход - с напорной гидролинией основной гидромашины.

3. Ходоуменьшитель по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения автоматического управления двухпозиционным распределителем при включении режима "быстрого реверса" дополнительной гидромашины, двухпозиционный распределитель снабжен гидроцилиндром, соединенным с гидролинией низкого давления до подключения к ней дополнительного распределителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 673477, кп. В 60 К 17/10, 1977 (прототип).

925689

Составитель А;Хабаров

Редактор С.Титова Техред Д. Пекарь Корректор И.Муска

Заказ 4722/7 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, 4

Ходоуменьшитель транспортного средства Ходоуменьшитель транспортного средства Ходоуменьшитель транспортного средства Ходоуменьшитель транспортного средства Ходоуменьшитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх