Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора

 

Союз Советсини

Соцнапнстнческик

Рос убпни

1 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51)М. Кл.

Е 02.Г 9/20 (6l ) Дополнительное к авт. санд- ву (22) Заявлено 2! . 12 ° 79 (21) 2855925/29-03 с присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликовано 07.05.82аБюллетень И 17

Дата опубликования описания 07.05.82

1осударстеснный комитет

СССР но делам иэооретеиий и открытий (53) УДК 621.879..34:62-52 (088.8) Н.Г.Переслегин, Е.Н.Кирбабин и /,И..Соааев (72) Авторы изобретения!

Московский ордена Трудового Красного Знак!вни.р горак!й

- институт а (71) Заявитель! (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА

Изобретение относится к электропри водам по системе "управляемый преоб-, разователь-двигатель" с системой подчиненного регулирования механизмов поворота экскаваторов, кранов и других машин с относительно большими значениями. маховых масс, содержащих упругие механические связи и значительный, приведенный к валу двигателя, зазор.

Известны устройства для управления электроприводом одноковшовых экскаваторов, предназначенные для плавного выбора зазора в передачах,обеспечивающих это путем значительного снижения темпа разгона двигателя на период выбора зазора, содержащие регуляторы тока и напряжения, датчики тока и напряжения, задатчик интенсив ности, включающий последовательно соединенные релейный элемент, инвертор и интегратор

Недостатком этого устройства яв ляется низкая управляемость машины при выполнении вспомогательных one" раций.

Известно также устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора, выполненное по системе " управляемый преобразователь-двигатель" с двухконтурной системой подчиненного регулирования, содержащее регуляторы тока и скорос" ти, датчики тока и скорости, командос аппарат, триггер, клюя, репейный элемент, инвертор, источник пита" ния (2), К недостаткам этого устройства относится снижение темпа разгона двигателя на период выбора зазора, что вызывает увеличение продолжи- тельности цикла поворота и приводит

20 к снижению производительности экскаватора.

Целью изобретения является умень; шение времени выбора зазоров.

92618

Цель достигается тем, что уст-, ройство снабжено датчиком упругого момента, блоком памяти, блоком задания и суммирующим усилителем, причем блок памяти выполнен в виде последовательно соединенных ключа и инвертора, в цепь обратной связи и на вход которого включены конден. саторы, блок задания выполнен в .виде дифференцирующей цепочки, транзистора, триггера и трех ключей, при этом один из входов первого и второго ключей соединены с источ ником питания, их управляющие входы соединены с выходами триггера, а выходы первого и второго ключей сое; динены с входами третьего ключа, управляющий вход которого. соединен через Релейный элемент с датчиком упругого момента и непосредственно с управляющим входом ключа блока памяти, вход которого через инвертор соединен с датчиком скорости и одним из входов регулятора скорости, а выход — с одним из входов суммирующего усилителя, другой вход которого соединен с выходом третьего ключа, третий вход связан с командоаппаратом, дифференцирующей цепочкой и другим входом регулятора скорости, третий вход которого через кл®ч соединен с выходом суммирующего усилитиля, причем управляющий вход ключа соединен с управляющим входом ключа блока памяти.

На фиг.1 изображена принципиальная электрическая схема устройства для управления электроприводом одноковшового экскаватора; на фиг.2 - временные диаграммы, поясняющие его работу

Устройство содержит электропривод по системе "управляемый преобразователь-двигатель" с двухконтурной системой подчиненного регулирования, состоящий из последовательно включенного регулятора 1 скорости и регулятора 2 тока, подключенного к тиристорному преобразователю, который подсоединен с двигателем 4. Обратные связи в системе управления осуществляется с помощью датчика 5 скорости и датчика 6 тока, Сигнал на поворот поступает с командоаппарата 7.

С командоаппарата 7 сигнал поступает на регулятор 1 скорости, сум55 мирующий усилитель 8, на емкость 9 и резистор 10 дифференцирующей цепочки 11 и через ограничительное сопротивление 12,. диод 13 поступает на 1

1 4 вход триггера 14, который соответственным выходом связан с управляющей цепью ключа 15, а через диод

16 на базу транзистора 17 и сопротивление 18 смещения, которое связано с источником 19 питания и ограничительным сопротивлением 20, которое связано с коллектором транзистора 17 BtopblM входом триггера 14, второй выход которого подключен к управляющей цепи ключа 21. 8ходные цепи ключей 15 и 21 подсоединены к источнику 19 питания, а выходные к входу ключа 22, выход которого является выходом 23 задания и связан с суммирующим усилителем 8. С датчика 5 скорости сигнал поступает через инвертор 24 на ключ 25, который связан через емкость 26 с емкостью 27 и инвертором 28 блока 29 памяти и с инвертором 28 поступает на емкость

27 и на суммирующий усилитель 8. Выход датчика 30 упругого момента подключен через релейный элемент 31 к цепям управления ключей 32, 22 и 25, а вход его соединен с датчиком 5 скорости и датчиком 6 тока. !

Устройство работает следующим образом.

При подаче с командоаппарата 7 сигнала 0 в момент времени „на поворот платформы нарастание U> в положительном направлении вызывает положительный импульс в дифференцирующей цепочке 11, который через ограничительное сопротивление 12, диод 16 поступает на базу транзистора 17, закрывает его вызывая запись "1" в триггере 14 на его выходе, связанном с управляющей цепью ключа 21, замыкая ключ 2 1 и коммутируя источник 19 питания с входом ключа ?2. При наличии зазора сигнал с датчика 3 упругого момента отсутствует и ключи 22 и 32 замкнуты, а ключ 25 разомкнут. При этом на регулятор 1 скорости поступают сигналы с командоаппарата ф-11, с д чика 5 скорости 05-- ос ю) и суммирующего усилителя 8, на вход которого поступают сигналы с блока

23 задания(-Upped командоаппарата 0 т) и блока 29 памяти (00 -- 0c =0, так как привод до этого стоял) ° Управляющим сигналом при этом, поступающим на регулятор 1 скорости, бу" дет сигнал с блока 23 задания, ко" торый обеспечивает разгон двигателя по скорости, равной 5-10 от заданЬЪрС 0С Ос 3

5 92618 ной скорости поворота платформы,, (Ю . В момент времени t дви. гатель 4 достигает ее и продолжает установившееся движение до момента зацепления с платформой (to). 5

При зацеплении с датчика 30 упругого момента через релейный элемент 31 поступает сигнал, размыкающий ключи 22 и 32 и замыкающий ключ 25 блока 29 памяти, на который через инвер. 10 тор 24 поступает. сигнал с датчика 5 скорости, равный К ®- uu, где Ю текущее значение скорости двигателя 4.

Выход суммирующего усилителя 8 при этом отключается от входа регулято- 15 ра 1 скорости и на вход последнего поступает только сигнал с командоаппарата 7 (U ), обеспечивающий разгон привода до скорости оэ ; и сигнал обратной связи по скорости с датчика 20

5 скорости (() -k. -иЛ.В интервале времени t 4 — t привод работает в установившемся режиме. При реверсе с командоаппарата 7 поступает сигнал (г0т), вызывающий отрицательный импульс в 25 дифференцирующей цепочке ll, который через ограничительное сопротивление

12, диод 13 поступает на триггер 14, вызывая запись "1" на его выходе, свя занном с управляющей цепью ключа 15, зо замыкая ключ 15 и коммутируя источник 19 питания с входом 22 ключа.

Одновременно с выходом двигателя из зацепления сигнал с датчика

30 упругого момента становится равным нулю и ключи 22 и 32 замыкаются, а ключ 25 размыкается, При этом на блоке 29 памяти запоминается скорость двигателя 4, предшествуя реяапсу сигналом И>! = -К ыэ и нЬ 40 вход регулятора 1 скоростй поступают сигналы с командоаппараra 7 (-0т), с датчика 5 скорости (U5 Koc ) и суммирующего усилителя 7, на вход которого поступают сигналы с блока 29 памяти (О уКо -u)>) . При этом на вход регулятора 1 скорости поступает сигнал обеспечивающий снижение скорости . двигателя 4 на 5-103 от заданной, т.е. зацепление двигателя 4 с платформой происходит при ограниченной разнице скоростей между н> чи„ равной соответственно 5-104(tg) . В момент времени двигатель 4 входит в зацепление. С датчика 30 упругого

1 6 момента через релейный элемент 31 поступает сигнал на управляющие цепи ключей 22, 32 и 25. При этом ключи 22 и 32 размыкаются, а ключ

23 замыкается, обеспечивая подачу на блок 29 памяти сигнала с датчика 5 скорости через инвертор 24, равного - Кос Ю . В этом случае на регулятор 1 скорости поступает сигнал с командоаппарата 7(-U ) и сигнал обратной связи по скорости с датчика 5 скорости (u>- К0с <»>) обеспечивающие достижение приводом заданной скорости- M>(tg)3. В интервале времени происходит торможение привода. При этом сигнал с командоаппарата 7{-1)т) изменяется в положительном направлении, к нулю, двигатель 4 выходит из зацепления и выход с датчика 30 упругого момента через репейный элемент 31 равен нулю, ключи 22 и 32 замыкаются, а ключ 25 размыкается. Изменение -Uy в положительном направлении вызывает положительный импульс в дифференцирующей цепочке 11(() ), который проходит через ограничительное сопротивление 12, диод 16, поступает на базу транзистора 17, закрывает его, вызывая запись "1" на выходе триггера 14, c""язанном с управляющей цепью ключа 21, и, включая его, подключает источник 19 питания с входом ключа 22.

Ъ

В этом случае на регулятор 1 скорости поступают сигналы обратной связи по скорости с датчика 5 скорости (0 =Кос-а> ) и с суммирующего усилителя 8, на вход которого поступают сигналы с блока.29 памяти(0gg=K<< M3) и блока 23 задания (-Url>). На вход регулятора скорости при этом поступает сигнал "Ьхрс = Кос 1 > +О 1.Ъ Ос g обеспечивающий снижение скорости дви" гателя на 5-104 от заданной (tlc>), В интервале времени -t. -t„„ двигатель

4 вращается с постоянной скоростью до зацепления с платформой (й 1 ), При зацеплении с датчика 30 упругого момента через релейный элемент 31 на управляющие цепи ключей 22, 32 и 25 поступает сигнал, замыкающий ключ 25 и размыкающий ключи 22 и 32. При этом на блок 29 памяти через инвертор 24 с датчика 5 скорости поступает сиг" нал -К -оэ, а на вход регулятора

1 скоросги поступает сигнал обратНои Связи По СКОрОС ги 0 = Квс- 0 С

7 92618 датчика 5 скорости, осуществляющий . торможение привода (й,,- <).

В интервале временй t g t

Устройство позволяет полностью использовать электропривод в случае работы контура ограничения тока, тем самым способствуя снижению продолжи- tO тельности цикла выбора зазора.

1$

Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора, выполненное по системе "управляемый преобразователь- двйгатель" с регулято рами и датчиками тока и скорости, ком.ро мутатором, триггером, ключом, релейным элементом, инвертором и источником питания, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повыщения производительности экскаватора, оно 2$ снабжено датчиком упругого момента, блоком памяти, блоком задания и сум мирующим усилителем, причем блок памяти выполнен в виде последовательно соединенных ключа и инвертора, в цепь обратной связи и на вхоц которого включены конденсаторы, блок задания выполнен в виде дифференцируюИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР зо N 412358, кл. Е. 02 0 9/20, 1975, 2. Авторское свидетельство СССР и 601360, кл. E 02 F 9/20, 1978 (прототип).

Формула изобретения

1 8 щей цепочки, транзистора, триггера и трех ключей, при этом один из входов первого и второго ключей соедине ны с источником питания, их управляющие входы соединены с выходами триггера, а выходы первого и второго ключей соединены с входами третьего ключа, управляющий вход которого соединен через релейный элемент с датчиком упругого момента и непосредственно с управляющим входом ключа блока hBMRTH вход которого через инвертор соединен с датчиком скорости и одним из входов регулятора скорости, а выход - с одним из входов суммирующего усилителя, другой вход которого соединен с выходом третьего ключа, третий

5 вход связан с командоаппаратом, дифференцирующей цепочкой и другим вхо. дом регулятора скорости, третий вход которого через ключ соединен с выI ходом суммирующего: усилителя, причем управляющий вход. ключа соединен с управляющим входом ключа блока памяти.

926181

Ъ», p4 ! lt i i

Р 1 t p

8 У 1О 11 4 Я44 /7 6g

Фиг. Г

44 б tè 446

Заказ 2912/18 Тираж 711 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал All(i "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Е.Елизаров

Редактор Т.Кугрышева Техред И, Гайду Корректор,М.Шароши

Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора Устройство для управления электроприводом одноковшового экскаватора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению электроприводом механизма поворота экскаватора-лопаты

Изобретение относится к дорожно-строительной технике, в частности к автогрейдерам

Изобретение относится к строительному производству и предназначено для определения местоположения рабочего органа, например пневмопробойника, в грунте при бестраншейной прокладке подземных коммуникаций

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна

Изобретение относится к землеройной технике, используемой для рытья траншей и т.п

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и позволяет автоматизировать процесс разработки грунта ими

Изобретение относится к управлению рабочими машинами, используемыми для земляных работ, в частности экскаваторами

Изобретение относится к устройствам управления копанием экскаватора и предназначено для автоматического контроля приближения ковша к массивным металлическим изделиям, в частности к поверхности трубопровода

Изобретение относится к экскаваторам, подъемным кранам, перегрузчикам и другим подобным устройствам с электрическим приводом, совершающим в процессе работы поворот вокруг своей вертикальной оси
Наверх