Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства

 

(72) Автор изобретения

В.С. Левадный

Экспериментальное проектно-конструкторск

Главсевкавстрой Министерства строительст тямелой индустрии СССР (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

ОБЗОРНОСТИ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для определения обзорности транспортного средства, установленного на горизонтальной площадке через окна кабины и может быть использовано при проведении работ с опытным образцом, а также при проведении заводских и приемочных испытаний всех видов транспортных средств.

Известно устройство для определения обзорности транспортного средства, содержащее воспроизводящий места положения глаза оператора элемент, смонтированный на установленной внутри кабины штативе, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения. В указанном устройстве приспособление для трассирования в пространстве линии наблюдения выполнено в виде смонтированного на поворотной стойке телескопического штока, а элемент, воспроизводящий места положения глаз оператора, выполнен в виде пластины с от верстиями, в которые устанавливается стойка с телескопическим штоком.

С помощью известного устройства определяют предельные углы видимости на границах прозрачных и непро" зрачных частей кабины путем совмещения конца телескопического штока с характерными точками кабины, на практике же при проведении испытаний

10 транспортных средств необходимо из кабины оператора определить границу перехода невидимой части в ви" димую на поверхности площадки и результаты испытаний оформить в виде

t5 схемы обзорности P) .

Так как телескопический шток при выдвижении образует ступеньки по своей поверхности, то прямая линия взора оператора в известном устройстве заменяется ступенчатой, что приводит к значительным ошибкам при определении границ перехода невидимой части в видимую, т.е. при отыс9 2Ь 5

3 кании граничных точек обзорности, определить выступающие точки транспортного средства, влияющие на обзорность, также затруднительно из-за ступенчатой поверхности штока. 5

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для определения параметров обзорности кабины тран-: спортного средства, содержащее воспринимающий места положения глаз 10 оператора элемент, смонтированный на установленном в кабине штативе, и приспособления для трассирования в пространстве линий наблюдения, снабженное трассирующим элементом, выполненном с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси штатива l2) .

Указанное устройство также имеет высокую погрешность определения 20 граничных точек обзорности не обеспечивает определения точек транспортного средства, ухудшающих обзорность.

Цель изобретения — повышение точности определения граничных точек обзорности и выявления выступающих точек транспортного средства, ухудшающих обзорность.

Указанная цель достигается тем, что воспринимающий места положения глаз элемент .выполнен в виде головки, установленной с возможностью ее продольного перемещения в штативе на поверхности которой выполнена замкнутая дорожка, имеющая крайние левую и правую точки, определяющие соответственно крайние левое и правое положения глаз оператора, при этом устройство снабжено устанавливаемой вне транспортного средства перемещаемой стойкой, со смонтирован ным в ее верхней части барабаном, а приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения выполнено в виде колеса, установленного на указанной дорожке с возможностью перемещения по .ней, причем трассирующий элемент выполнен в виде струны, один конец которой закреплен на оси колеса, а другой пропущен через нижнюю часть стойки и закреплен на барабане последней.

Кроме того, для обеспечения сигнализации при определении граничных точек обэорности, головка выполнена 55 из электроизоляционного материала снабжена металлическим стаканом с установленным на нем корпусом цоко56 4 ля электролампы, контакт которой соединен с положительной клеммой ак кумуляторной батареи транспортного средства, а на оси колеса установлен с возможностью свободного вращения ролик, контактирующий с корпусом цоколя электролампы через металлический стакан, при этом один конец струны связан с роликом, а другой электроизолирован от стойки.

Причем с целью механизации отме(ок граничных точек обзорности, стой <а снабжена толкателем, который

:оединен с ней в. верхней части шарнирно установленным подпружиненным рычагом, нижняя часть толкателя снабжена П-образным коромыслом, шарнирно связанным толкателем в своей средней части, при этом один конец коромысла шарнирно связан со стойкой, а другой снабжен тампоном, взаимодействующим с установленной под ним емкостью с краской, На фиг. I изображено устройство для определения обзорности транспортного средства, общий вид; на фиг. 2элемент, воспроизводящий места поло-. жения глаз оператора, вид сбоку (разрез); на фиг. 3. — то же, вид сверху; на фиг. 4 - изображена стойка.

Устройство для определения обзорности транспортного средства 1 содержит воспроизводящий места положения. глаз оператора элемент, смонтированный на штативе 2, закрепленном внутри кабины транспортного средства и приспособление для трассирования и пространства линий наблюдения.

Воспроизводящий места положения глаз оператора элемент выполнен в виде головки 3 (фиг. 2). Головка установлена с возможностью осевого перемещения в штативе 2 и зафиксирована с помощью штыря 4 и ряда отверстий 5. На горизонтальной поверхностью головки 3 выполнена замкнутая . эллептической формы дорожка 6 (фиг. 3) с большой осью /. ((равая сторона дорожки 6 соответствует правой стороне эллипса А, левая сторона дорожки соответствует левой стороне эллипса Ь . Эллипсы A и Ь являются геометрическими местными точек возможного положения соответственно правого и левого глаз оператора, Приспособлений для трасировай» ния в пространстве линий наблюдения

5 9265 выполнено в виде колеса 8 (Фиг. 2), установленного на дорожке 6. На оси колеса 8 на уровне главного луча зрения закреплена металлическая струна 9, Устройство снабжено стойкой 10, $ выполненной в виде трубы (фиг. 4).

Стойка 10 установлена за пределами транспортного средства 1 на площадке 11 и с. воэможностью перемещения по последней. о

На площадке 11 очерчены по крайней мере две взаимно перпендикулярные оси 12 и 13. Другой конец струны 9 пропущен через оконный проем транспортного средства, нижнюю часть 1$ стойка 10 и закреплен на барабане ,14. Стойка 10 снабжена катками 15 для возможности перемещения по площадке 11 (фиг. 1).

Головка 3 выполнена из электро- 20 изоляционного материала и снабжена токопроводящим, например металлическим стаканом 16.(фиг. 2) в котором установлен корпус цоколя электролампы 17, при этом металлический 2$ стакан 16 и корпус цоколя, вставленный в стакан электролампы 17 обеспечивают электрический контакт.

Электролампа 17 размещена на большой оси 7 (фиг 3) в точке, определяю- зо щей центр поворота головы оператора.

На оси колеса 8 установлен с возможностью свободного вращения металлический ролик 18, который через стакан 16 электрически соединяет корпус цоколя электролампы 17 со струной 9.

Контакт электролампы 17 соединен проводом 19 через выключатель 20 с положительной клеммой аккумуляторной батареи транспортного средства 1 (не показано), а отрицательная клемма аккумуляторной батареи соединена с корпусом транспортного средства.

Для механизации отметок граничных точек обзорности стойка 10 (фиг. 4) снабжена толкателем 21, соединенным в верхней части со стойкой

10 с .помощью подпружиненного плоской пружиной 22 рычага 23, который шарнирно крепится к стойке 10 и тол$0 кателю 21. В нижней части толкатель

21 шарнирно связан со средней частью

П -образного коромысла,24, один конец которого шарниром 25 соединен со стойкой 10, а противоположныйснабжен тампоном 26, под которым

$$ установлена емкость 27 с краской.

Для предотвращения самопроизвольного разматывания струны 9 сверху

56 6 барабана 14 установлена собачка 28.

Провисание струны 9 от действия ее веса исключается грузилом 29, которое подвешено на одном из роликов

30, через которые в стойки 10 протянута струна 9. Чрезмерное натяжение струны 9 предотвращается скобой 31„ установленной на оси 32. На скобе

31 установлен упор 33 для ручки барабана 14.

Для предотвращения электрического контакта струны 9 со стойкой 10 барабан 14, ролики 30 и другие элементы стойки, с которыми контактирует струна 9, выполнены из электроизоляционного материала, Устройство работает следующим образом.

Испытуемое транспортное средство

1 до его окраски и со снятыми стеклами кабины устанавливают на горизонтальной площадке 11, разграфленной взаимно перпендикулярными ося» ми 12 и 13.

Затем в кабине на рабочем месте оператора закрепляют штатив 2 таким образом, чтобы вертикальная ось электролампы 17 совпала с вертикаль" ной осью 34, мысленно проведенной из точки пересечения осей 12 и 13 площадки ll. При этом ось 7 ориентируют параллельно колеи транспортного средства 1, т.е. оси 12 площадки 11. После этого высоту плоскости ручья ролика 18 доводят до уровня главного луча зрения оператора с помощью осевого перемещения головки 3 в штативе 2 и закреплением штырем 4 в отверстии 5.

Установив стойку l0 на площадке

ll, протягивают струну 9 через окко кабины транспортного средства 1 и закрепляют на ролике 18. Предвврительно натянув струну 9 поворотом рукоятки барабана !4, включают выключатель 20.

После включения выключателя перемещают катками 15 стойку по горизонтальной площадке 11, все время натягивая струну 9 до соприкасания струны с транспортным средством 1. При касании струны 9 с поверхностью транспортного средства 1 замыкается электрическая цепь: "+" клемма аккумуляторной батареи, выключатель

20, провод 19, контакт электролампы

17, корпус с цоколя электролампы, стакан 16, ролик 18, струна 9, кор6556

36

1S

36

35 о

4S

50 !

7 92 пус транспортного средства 1 и "-" клемма аккумуляторной батареи. Поэтому электролампа загорается.

При перемещении стойки 10 натянутая струна 9, имитируя луч зрения оператора, увлекает за собой ролик

18 и колесо 8. Последнее, вне зависимости от своего местонахождениясправа или слева относительно оси 7, под действием натяжения струны 9 обегает дорожку и останавливается, выбрав ближайшее расстояние до граничной точки.

Таким образом, загоревшаяся лампа 17 сигнализирует о нахождении граничной точки обзорности по линии взгляда. Для отметки граничной точки нажимают на рукоять толкателя 21, преодолевая противодействие пружины

22. При этом толкатель 21 опускается, увлекая коромысло 24 ° Так как коромысло 24 одним своим концом шарнирно закреплено по стойке 10, то при опускании толкателя 21 коромысло

24 поворачивается вокруг шарнира 25, при этом тампон 26, описывая дугу, опускается в емкость 27 с краской, затем выходит из нее и, соприкасаясь с .внутренней стенкой емкости, сбрасывает во внутрь ее излишние капли краски, потом продолжая траекторию дуги, смоченный краской тампон упирается,в горизонтальную площадку 1l (как показано на Фиг. 4 пунктирной линией) и поднимается над ней. На площадке под стойкой тампон оставляет след краски, соответствующий местонахождению граничной точки обзорности, Сделав отметку граничной точки, рукоять толкателя 21 отпускают, при этом пружина 22 выпрямляется и плечо 23 возвращает толкатель 2 1 в исходное положение.

Таким же образом производят отыскивание и отметку последующих граничных точек. Отмеченные на площадке 11 граничные точки, вырисовывают схему обзорности. 8 местах схемы, наиболее удаленных от транспортного средства, производят отыскивание выступающих точек транспортного средства 1, ухудшающих обзорность, путем установки стойки 10 повторно в это место и осуществления последующих работ так, как описано выше.

Предлагаемое устройство просто в эксплуатации и позволяет с высокой точностью определять граничные точки обзорности транспортного средства, сразу на площадке получать схему

1 обзорности и определять выступающие точки, ухудшающие обзорность, что приводит к упразднению промежуточных расчетов для вычисления координат граничных точек с последующей разработкой схемы обзорности, а это в свою очередь приводит к повышению производительности труда при проведении испытаний.

По сравнению с известным предлагаемое устройство полностью исключает необходимость переналадки элемента, воспроизводящего места положения глаз оператора, что также приводит к повышению производительности труда.

Формула изобретения

1. Устройство для определения параметров обзорности кабины транспорт ного средства, содержащее-воспринимающий места положений глаз оператора элемент, смонтированный на установленной в кабине штативе, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения, снабженное трассирующим элементом, выполненным с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси штатива, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определения граничных точек обзорности и BblRBJlG ния выступающих точек транспортного средства, ухудшающих обзорность, воспринимающий места положения глаз элемент выполнен в виде головки, установленной с возможностью ее продольного перемещения в штативе на поверхности которой выполнена замкнутая дорожка, имеющая крайние левую и правую. точки, определяющие соответственно крайние левое и правое положение глаз оператора, при этом устройство снабжено устанавливаемой вне транспортного средства перемещаемой стойкой, со смонтированными в ее верхней части барабаном, а приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения выполнено в виде колеса, установленного на указанной дорожке с возможностью перемещения по ней, причем трассирующий элемент выполнен в виде струны, один конец которой закреплен на оси колеса, а другой пропущен через нижнюю часть стойки и закреплен на барабане последней, 2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что для обеспечения сигнализации при определении граничных точек обзорности, головка выполнена из электроизоляционного материала и снабжена металлическим стаканом с установленным на нем корпусом цоколя электролампы, контакт которой соединен с положительной клеммой аккумуляторной батареи транспортного средства, а на оси колеса установлен с возможностью свободного вращения ролик, контактирующий с корпусом цоколя электролампы через металлический стакан, при этом один конец струны связан с роликом, а другой электроизолирован от стойки.

26556

1-0 .

3. Устройство по и. 1, о т,л ич а ю щ е е с я тем что с целью механизации отметок граничных точек обзорности, стойка снабжена толкателем, который соединен с ней в верхней части шарнирно установленным подпружиненным рычагом, нижняя часть толкателя снабжена П-образным коро" мыслом, шарнирно связанным с толкаio телем в своей средней части, при этом один конец коромысла шарнирно связан со стойкой, а другой снабжен тампоном, взаимодействующим с усзановленной под ним емкостью с краской

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 469907, кл. C 01 M 17/00, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

zo 491069, кл. С 01 М 17/00, 1974 (прототип).

Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх