Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советск их

Социалистических

Рес убнни (и) 936) 84

s г (Sl ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 27.08. 80 (21) 2990206/24-07 ..с присоелинениект заявки РЙ (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.82. Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 15 (5I)М. Кл.

Н 02 Н 7/08

Ркудоротвоаый комитат

СССР во долам изобретений.и открытий (53) УДК 621 ° 316. . 925 (0 88. 8) (72) Авторы изобретения

А.О.Грундулис, А.А.Шнидерс и П.Э.Лещевиц

Латвийская ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ РАБОТЫ HA ДВУХ ФАЗАХ И ПЕРЕГРУЗОК

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защиты трехфазных электродвигателей.

Известно устройство защиты трехфазного двигателя, содержащее два измерительных трансформатора тока, включенные в цепь питания электродвигателя, орган сравнения в виде фазочувствительного детектора, подключенный ко вторичным обмоткам трансформатора тока, исполнительный орган, включенный между средними точками трансформаторов тока (1).

Описанная схема повышает стабильность защиты электродвигателя.

Известно также устройство защиты электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок, содержащее два трансформатора тока, включенные в цепь питания электродвигателя, элемент сравнения, подключенный ко вторичным обмоткам трансформаторов тока, исполнительный орган, включенный между средними точками трансформато"

2 ров тока-, реагирующий элемент, включенный между элементом сравнения и отключающим элементом, элемент контроля перегрузки, включенный меж" ду вторичной обмоткой одного из трансформаторов тока и элементом с ра вн ения f 2 ).

Недостатком описанных устройств является то, что они ненадежно защищают двигатель при изменении температуры окружающей среды, а также при аварии в системе охлаждения двигателя.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для защиты трех3% фазного электродвигателя, содержащее трансформаторы тока, фазочувствительный детектор и исполнительный орган f3).

Однако защитные характеристики данного устройства не удовлетворяют требованиям максимального использования перегрузочных способностей электродвигателя, так как оно имеет не-.

936184 большую задержку времени срабатывания при относительно невысоких перегрузках. Кроме того, при измене. нии температуры окружающей среды имеет место значительный разброс защитных характеристик, это приводит к тому, что не обеспечивается надежная защита электродвигателя при нарушении его охлаждения.

Цель изобретения - повышение на- щ дежности защиты трехфазного электродвигате 1я а

Поставленная цель. достигается тем, что в устройство в зарядную цепь дополнительно введены два терморезистора, первый из которых установлен на корпусе электродвигателя,. и однопереходный транзистор, базоколлекторный переход которого шун тирован параллельно включенным первым ро конденсатором и первым стабилитроном и который через диод и резисторы подключен ко вторичной обмотке второго трансформатора тока, а эмиттер вышеупомянутого однопереходного 2$ транзистора подключен к вышеупомянутой зарядной цепи второго конденсатора, нключенного между эмиттером вышеупомянутого транзистора и через резистор с катодом управляемого вы- щ прямителя - второго тиристара, причем в одну из сторон вышеупомянутой зарядной цепи включен второй терморезистор, соединенный с первым термо" резистором, второй конец которого соединен с переменным резистором, включенным в управляющую цепь второго тиристора, На фиг, 1 показана электрическая о схема предлагаемого устройства для защиты трехфазных электродвигателей, на фиг. 2 - защитные характеристики.

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя 1 включает два фазавращающих трансформатора тока 2 и 3, между средними точками вторичных обмоток которых подключено электромагнитное реле 4. Остальные выводы вторичных обмоток трансформаторов тока 2 и 3 подключены к фазочувствительному детектору 5. фазочувствительный детектор 5 состоит из последовательно соединенных четырех диодов и резисторов. Вторичная обмотка трансформатора тока 3 подсоединена к управляемому выпрямителю 6, в цепи управления которого включены последовательно соединенные терморезисторы 7 и 8, причем терморезистор 7 установлен на корпус электродвигателя 1, а терморезистор

8 включен параллельно ограничительному резистору Я, Регулируемый резистор 10, соединенный последовательно с режимным резистором 11, предназначен для регулировки тока срабатывания устройства для защиты двигателя при перегрузке. Дополнительный зарядный резистор 12, соединенный последовательно со стабилитроном 13, включен параллельно основному зарядному резистору 14 и образует зарядную цепь 15 для увеличения скорости заряда конденсатора 16, включенного между эмиттером однопереходного транзистора 17 и катодом управляемого выпрямителя 6 через разрядный резистор 18, служащий для разряда конденсатора 16 при кратновременных перегрузках, Для питания однопереходного транзистора 17 служат диод 19, резистор 20, фильтрующий конденсатор

21, включенный параллельно стабилитрону 22. Нагрузочный резистор

23 однопереходного транзистора 17 соединен с управляющим электродом шунтирующего тиристора 24, включенного параллельно одному из балластных резисторов фазочувствительного детектора.

Схема работает следующим образом, При обрыве любой фазы угол сдвига между вторичными напряжениями трансформаторов тока 2 и 3 составляет

0 или 180, что вызывает появление сигнала на выходе фазового детектора

5 и срабатывание реле 4.

При полнофазном режиме при номинальной нагрузке электродвигателя 1 через реле 4 проходит небольшой начальный ток, значительно меньший, чем ток срабатывания, При этом управляемый выпрямитель 6 закрыт и на конденсаторе 16 заряда нет. При появлении перегрузки электродвигателя 1 управляемый выпрямитель 6 открывается и пропускает импульсы тока, проходящие через зарядный резистор 14, которые заряжают конденсатор

16. Если перегрузка длительная, напряжение на конденсаторе 16 постепенно увеличивается и, достигая напряжения включения однопереходного транзистора 17, открывает его, и конденсатор 16 быстро разряжается через резистор нагрузки 23. При этом

936184 шунтирующий тиристор 24 открывается полученным импульсом тока управления, происходит шунтирование одного из балластных резисторов фазочувствительного детектора, фазочувствительный детектор 5 сильно разбалансирован и токи разбаланса включают реле 4.

Если перегрузка значительна, на. пример двигатель заклинен, то на выходе управляемого выпрямителя б появляются импульсы напряжения, по амплитуде превышающие напряжение пробоя стабилитрона 13. При этом ток заряда конденсатора 16 течет по двум параллельно включенным зарядным резисторам 12 и 14. Время заряда конденсатора 16 значительно уменьшается и потенциал на нем быстро достигает напряжения срабатывания однопереходного транзистора

17, обеспечивая срабатывание устройства защиты в случае больших перегрузок с малой выдержкой времени.

После кратковременной перегрузки конденсатор 16 разряжается через разрядный резистор 18.

При нарушении охлаждения электродвигателя 1 терморезистор 7, установленный на корпусе электродвигателя 1, реагирует на повышение температуры корпуса электродвигателя 1 и изменением своего сопротивления кор. ректирует режим работы управляемого выпрямителя б. При превышении допус" тимой температуры корпуса управляемый выпрямитель 6 открывается при любых токах нагрузки, в том числе меньше номинальных. Терморезистор 8, установленный в устройстве, контролирует изменение температуры окружающей среды, что позволяет стабилизировать режим работы управляемого выпрямителя 6, т.е. за счет обеспечения контроля температуры корпуса двигателя и температуры окружающей среды повышается надежность защиты двигателя при любых изменениях температурного режима.

Предлагаемое устройство обеспечивает комплексную защиту двигателя от анормальных режимов и может быть применено для защиты двигателя, работающего в условиях повышенной температуры, влажности, запыленности и т.д. Устройство имеет стабильную, мало зависящую от колебаний окружающих температур, защитную характерис1О

lS

25 зо

3S

45 тику с увеличенными выдержками времени срабатывания при небольших перегрузках.

Формула изобретения

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок, содержащее два фазовращающих трансформатора тока, включенных в цепь питания электродвигателя, фазочувствительный детектор, псдключенный ко вторичным обмоткам фазовращающих трансформаторов тока, исполнительный орган, включенный между средними точками вторичных обмоток фазовращающих трансформаторов тока, первый тиристор, подключенный параллельно балластному резистору фаэочувствительного детектора, и второй тиристор, подключенный через резистор ко вторичной обмотке второго трансформатора тока и к фазочувствительному детектору и зарядную цепь, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности защиты, в зарядную цепь дополнительно введены два терморезистора, причем первый терморезистор установлен на корпусе электродвигателя, и однопереходный транзистор,базоколиекторный переход которого шунтирован параллельно включенными первым конденсатором и первым стабилитроном и который через диод и резисторы подключен ко вторичной обмотке второго трансформатора тока, а эмит" тер вышеупомянутого однопереходного транзистора подключен к вышеупомянутой зарядной цепи второго конденсатора, включенного между эмиттером вышеупомянутого транзистора и через резистор катодом управляемого выпрямителя - второго тиристора, причем в одну иэ сторон вышеупомянутой зарядной цепи включен второй термо" резистор, соединенный с первым терморезистором, второй конец которого соединен с переменным резистором, включенным в управляющую цепь второго тиристора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР и 298987, кл. H 02 H 7/08, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР Г613439, кл. Н 02 Н 7/08, 1976.

3. Авторское свидетельство -СССР по заявке N 2675587/24-07, кл. Н 02 H 7/08, 1978.

936184

Редактор М. Келемеш

Закаэ 4238/64 Тираж 669 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

У

У

И

Я

Составитель С. Курбан галиева

Техред А. Бабинец Корректор Н. Стец

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы на двух фазах и перегрузок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх