Устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля

 

ОП ИСАНИЕ ()937247

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву. (22) Заявлено 01.11.79 (21) 2849494/27-11 с присоединением заявки № (23) П р иоритет— (51) М. Кл.

В 60 Q 9/00

Гееудврствеиный кюмитет

Опубликовано 23.06.82. Бюллетень № 23 (53) УДК 629.113..066 (088.8) во делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 28.06.82 (72) Авторы изобретения

В. К. Васильев и В. М. Шляхтин (71) заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРЕВЫШЕНИЯ

ДОПУСТИМОЙ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к устройствам сигналйзации и контроля величины скорости и предназначено для установки на автомобилях с целью повышения безопасности движения.

Известно устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля, содержащее звуковой индикатор превышения скорости, вращающийся магнит, которым снабжен спидометр, индукционную катушку и блок преобразования заданной частоты электрических импульсов в электрический сигнал, снабженный переключателем пределов допустимой скорости автомобиля, причем к выходу этого блока подключен генератор звукового сигнала, нагруженный на телефон (1).

Недостатком этого устройства является то, что оно. только предупреждает водителя о превышении допустимой скорости автомобиля, но не анализирует характер этого превышения и не фиксирует факты преднамеренного превышения этой скорости.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля, 2 содержащее датчик скорости, подключенный к входу порогового преобразователя, выход которого через релейный коммутатор соединен с входом блока выдержки времени, и генератор импульсов, соединенный с узлом внешней звуковой сигнализации P).

Однако в этом устройстве также не обеспечивается возможность достоверной фиксации фактов преднамеренного превышения скорости, что отрицательно сказывается на эффективности контроля. о

Цель изобретения — повышение эффективности контроля.

Эта цель достигается тем, что устройство для контроля превышения допустимой скорости движения снабжено блоком самоконтроля, подключенным к входу порогового преобразователя, узлом внешней световой сигнализации и блоком памяти фактов преднамеренного превышения скорости, подключенным входом к выходу блока выдержки времени, а выходом — к цепям питания узла внешней световой сигнализации и генератора импульсов.

Кроме того, блок памяти фактов преднамеренного превышения скорости выполнен на двухобмоточном двухпозиционном

937247

3 реле, в цепь питания одной из обмоток которого включена кнопка сброса, один из контактов которого включен в цепь питания генератора импульсов, а другой последовательно с контактом релейного коммутатора в цепь питания узла внешней сигнализации.

Кроме того, устройство снабжено счетчиком, подключенным к выходу блока выдержки времени.

На чертеже представлена схема одного из возможных вариантов выполнения устройства для контроля превышения допустимой скорости автомобиля.

Устройство содержит датчик скорости, соетоящий, например из вращающегося магнита 1, спидометра и индукционной катушки, 2, укрепленной на крышке спидометра, пороговый преобразователь 3 частот электрических импульсов в электрический сигнал, снабженный переключателем с кнопками

4 и 5, имеющими два положения, соответствующих двум пределам допустимых скоростей автомобиля (например 60 и 90 км/ч) и соединенный выходом с коммутатором, выполненным на реле 6, имеющим контакты 6.1 — 6.2.

Устройство содержит также блок выдержки времени, например конденсаторное реле времени, включающее в себя транзистор 7, в эмиттерную цепь которого включен стабилизатор 8, а к базе подключен общий провод RC-цепи, состоящий из последовательно соединенных конденсатора 9 и резистора IO, причем второй вывод резистора 10 соединен через диод 11 с проводом 12, который является и входом блока выдержки времени. Выходным каскадом этого блока является транзистор 13, Устройство содержит также блок памяти фактов преднамеренного превышения скорости, выполненный на двухобмоточном двухпозициониом реле

14 с контактами 14.1 — !4.2, одна из обмоток которого включена в коллекторную цепь транзистора 13, а другая через кнопку 15 сброса, реле 14 в исходное положение подключена к проводу питания устройства. Эта кнопка является кнопкой возврата реле 14 в исходное состояние. Устройство имеет также электромеханический счетчик импульсов, обмотка 16 электромагнита которого также включена в качестве нагрузки транзистора 13. Устройство содержит также генератор 17 импульсов с подключенным к нему выходным реле 18, имеющим контакты 18.1 — 18.2 и узел внешней световой сигнализации с сигнальной лампой 19. Блок самоконтроля содержит генератор 20 контрольной частоты, выход которого подключен к дополнительной обмотке 21, индуктивно связанной с индукционной катушкой 2 датчика скорости. Общий провод электропитания («масса» автомобиля) подключен к зажиму 22, к зажиму 23 подключен провод электропитания устройства, а к зажиму 24— цепь включения узла внешней звуковой сиг10

25 зо

4 нализации, например, звукового сигнала 25 автомобиля. Зажим 26 соединен с положительной шиной источника питания.

Устройство устанавливается на приборной панели автомобиля, однако оно может быть встроено непосредственно в корпус спидометра. Сигнальная лампа 19 .установлена на автомобиле так, чтобы ее сигналы были видны извне.

Устройство работает следующим образом.

При включении зажигания автомобиля подается электропитание на зажим 23. В качестве исходного принимается состояние, когда автомобиль неподвижен, а в устройстве нажата кнопка 4, что соответствует включению низшего предела допустимой скорости (60 км/ч) . При этом все реле устройства остаются обесточенными, а лампа

19 выключена.

При движении автомобиля в индукционной катушке 2 под действием переменного магнитного поля, создаваемого вращающимся магнитом 1 спидометра, наводится

ЭДС электромагнитной индукции, которая поступает на вход порогового преобразователя 3. Наведенная ЭДС, частота которого пропорциональна скорости движения автомо» биля, усиливается и сравнивается с пороговой величиной, установленной переключателем предела величины допустимой скорости.

При превышении заданного этим переключателем значения скорости, на выходе преобразователя 3 появляется напряжение, поступающее на обмотку реле 6, которое, срабатывая, замыкает контакт 6.2 в цепи звукового сигнала 25, контактом 6.1 размыкает цепь непосредственного включения лампы 19 и подает напряжение электропитания на провод

12, т. е. на вход блока выдержки времени и через замкнутый контакт 14.1 реле 14— на генератор 17 импульсов, нагрузкой которого служит обмотка реле 18. Срабатывая с частотой генератора 17, реле 18 замыкающими контактами 18.1 и 18.2 периодич ески замыкает цепи электропитания лампы 19 и звукового сигнала 25. Наличие этих сигналов является предупреждением о том, что в данный момент автомобиль превысил допустимую скорость. Так как при этом контактом 6.1 реле 6 включен блок выдержки времени, то через цепь, образованную диодом 11 и резистором 10, идет процесс заряда конденсатора 9. Если в течение некоторого времени, например 12 — 14 с, скорость автомобиля будет снижена до допустимой величины, реле 6 вновь обесточится, его контакты 6.1 и-6.2 возвратятся в исходное состояние и сигналы прекратятся. Это означает, что превышение допустимой скорости было случайным, непреднамеренным и устройство его не зафиксировало. Если же несмотря на предупредительные сигналы, водитель не примет мер к снижению скорости, то конденсатор 9 зарядится до веФормула изобретения

1. Устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля, содержащее датчик скорости, подключенный к входу порогового преобразователя, выход которого чЕрез релейный коммутатор соединен с входом блока выдержки времени, и генератор импульсов, соединенный с узлом внешней звуковой сигнализации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности контроля, оно снабжено блоком самоконтроля, подключенным к входу порогового преобразователя, узлом внешней световой сигнализации и блоком памяти фактов преднамеренного превышения скорости, подключенным входом к выходу блока выдержки времени, а выходом — к цепям питания узла внешней световой сигнализации и генератора импульсов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок памяти фактов преднамеренного превышения скорости выполнен на двухобмоточном двухпозиционном реле, в цепь питания одной из обмоток которого включена кнопка сброса, один из контактов которого включен в цепь питания генератора импульсов, а другой последовательно с контактом релейного коммутатора — в цепь питания узла внешней световой сигнализации.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено счетчиком, подключенным к выходу блока выдержки времени.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Автомобильный звуковой индикатор скорости «Сигнал» ВТУ УССР № 1248 — 5 — 75,Киев.

2. Авторское свидетельство СССР № 151576, кл. В 60 О. 11/00, 1961 (прототип).

93724 личины, превышающей падение напряжения на стабилитроне 8, транзисторы 7 и 13 откроются сработает реле 14 и электромагнит счетчика импульсов, показания которого возрастут на единицу. При этом контакт 14.1 реле 14 подключит генератор 17 непосредственно к проводу электропитания, а контакт 14.2, несущий функции блок-контакта этого реле, разомкнет цепь непосредственного включения лампы 19. Теперь при снижении скорости автомобиля до допустимой величины реле 6 контактами 6.1 и 6.2 обес- 1о точит цепи включения блока выдержки времени и звукового сигнала 25, но реле 14 останется переключенным в позицию противоположную исходному состоянию. При этом лампа 19 будет гореть мигающим све15 том, сигнализируя о том, что устройством зафиксировано преднамеренное превышение допустимой скорости автомобиля. Реле

14 может возвратиться в исходное состояние лишь при включении кнопки 15 сброса, однако она опломбирована и к ней имеют 2о доступ только работники Госавтоиспекции.

Если вскоре после случайного кратковременного превышения допустимой скорости (не зафиксированного устройством ), произойдет повторное превышение скорости, то оно будет зафиксировано тем, скорее, чем прошло времени с момента предыдущего нарушения. Это происходит потому, что после выключения блока выдержки времени конденсатор 9 остается заряженным до той величины,до которой он успел зарядиться в период, когда скорость автомобиля была выше допустимой. Цепь разряда конденсатора 9 блокирована диодом 11, поэтому он разряжается очень медленно (15 — 20 мин).

При кратковременных, но частых повторных превышениях допустимой скорости кон- 35 денсатор 9 быстро дозарядится до полного напряжения и устройство зафиксирует превышение скорости как преднамеренное.

Если нажать кнопку 5, т. е. установить более высокий предел допустимой скоv

4О рости, то замыкающии контакт этои кнопки замкнется и подключит лампу 19 в цепь электропитания. При движении автомобиля с допустимой скоростью лампа 19 будет гореть непрерывным (немигающим) светом, сигнализируя о том, что водителем включен 45 более высокий предел допустимой скорости.

В остальном устройство работает аналогично описанному выше.

Блок самоконтроля, предназначенный для проверки правильности работы устройства при неподвижном автомобиле, работает следующим образом. Если не нажать обе кнопки 4 и 5, через цепь, образованную последовательно включенными размыкающими контактами этих кнопок,.включается генератор 20 контрольной частоты. Этот генератор вырабатывает электрические импульсы с частотой, заведомо превышающей частоту, индуцируемую в индукционной ка7

6 тушке 2 при движении автомобиля с максимальной допустимой скоростью. Так как генератор 20 нагружен на обмотку 21, индуктивно связанную с обмоткой индукционной катушки 2, то работа блока самоконтроля искусственно имитирует факт превышения допустимой скорости автомобиля и, таким образом, позволяет убедиться в правильности работы устройства.

Предлагаемое устройство просто в изготовлении и эксплуатации, оно сохраняет свою работоспособность при воздействии вибраций и температуры окружающего воздуха от - 50 до + 50 С, что вполне отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильной аппаратуре.

Учитывая, что превышение допустимой скорости является основной причиной дорожно-транспортных происшествий, массовое применение предлагаемого устройства позволит значительно. повысить безопасность движения автомобилей.

937247

Составитель Л. Цо бан

Редактор В. Иванова Техред А. Бойкас Корректор E. Рошко

Заказ 2340 21 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля Устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля Устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля Устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-управляющей аппаратуре транспортных средств, например автомобилей

Изобретение относится к транспортной контрольно-измерительной технике и может использоваться в устройствах для допускового контроля режимных параметров и сигнализации аварийного и неадекватного состояния функциональных узлов автомобиля

Изобретение относится к автомобильным сигнальным системам и предназначено для контроля за реакцией водителя о восприятии им дорожных знаков, линий разметки дорог, сигналов светофоров, а также получения информации о допущенных нарушениях правил дорожного движения при обучении вождению автомобиля как самостоятельно, так и под присмотром тренера

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а более конкретно к электрооборудованию транспортных средств и, в частности, к светосигнальным устройствам автомобилей

Изобретение относится к системам оповещения и предупреждения об аварийной ситуации на дороге
Наверх