Батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Соцмалмсткческмх

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Опубликовано. 23. 06. 82. Бюллетень М 23

Дата опубликования описания 23 . 06 . 82 (5l)M. Кд.

F 02 P 3/04

3Ъеудерстееиный комитет

СССР (53)УДК 621.3 ° . 032. 4 (088. 8) аю аелаи изебретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

A.Х.Синельников, Б.Г.Боричев и С.А.Иноземцев

1-.. (7l) Заявитель (54) БАТАРЕЙНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

1 . Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания.

По основному авт.св. 1Р 752054, известна батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащая преобразователь напряжения, выпрямитель, накопительный конденсатор, тиристор, цепь управления тиристорами, схему стабилизации, схему антидребезга, прерыватель, катушку зажигания и плюсовую и минусовую шиныi1J.

Однако эта система не способна работать s режиме многократного искрообразования. В то время как именно такой режим в значительной степени облегчает пуск двигателя в холодное время года.

Цель изобретения - повышение надежности пуска двигателя эа счет работы системы зажигания в режиме многократного искрообразования. 1оста вленная цель достигается тем, что трансформатор преобразователя содержит дополнительную обмотку, а в систему дополнительно включены три транзистора и пять резисторов, причем база первого транзистора (n-p-и проводимости) подключена к коллектору второго транзистора (р-и-р проводимости) через первый резистор, коллектор первого транзис1О тора подключен к базе первого транзистора схемы антидребезга через второй резистор, эмиттер первого транзистора подключен к началу дополни15 тельной обмотки трансформатора преобразователя, конец которой связан с минусовой шиной, к базе второго транзистора, к коллектору третьего транзистора (р-n-p проводимости) що через третйй резистор и через четвертый резистор - к базе третьего транзистора, которая через пятый .резистор соединена с плюсовой шиной через выключатель, а эммттеры второ3 93775 го и третьего транзисторов подключены к минусовой шине, причем база второго транзистора соединена с коллектором третьего транзистора.

На чертеже изображена схема системы для двигателя внутреннего сгорания.

Система зажигания содержит преобразователь напряжения, состоящий из тиристора 1, резистора 2, диода 3, fo силового транзистора 4 и трансформатора 5 с тремя обмотками 6-8, вы" прямитель на диоде 9, накопительный конденсатор 10, тиристор 11, цепь управления тиристором, состоящую иэ конденсатора 12, резистора 13 и диоа 14, схему стабилизации на транзисторах 15 и 16, .резисторах 17-21 и стабилизатор 22, схему антидребезга на транзисторах 23 и 24,. резисторах 25-30, диодах 31 и 32 и конден29 саторе 33, прерыватель 34, катушку 35 зажигания, каскад многократного искрообразования, состоящий иэ транзисторов 36-38 и резисторов

39-42, и выключатель 43 режима многократного искрообразования.

Устройство работает следующим образом.

Допустим, что в момент включения питания контакты прерывателя

34 разомкнуты. В этом случае транзистор 23 отпирается током в его базу через резисторы 29 и 28 и диод 32. Отпертый транзистор 23 шунтирует базу транзистора 24, вследствие чего последний запирается.

Конденсатор 33 заряжается через резисторы 29 и 25 и диод 32 до напряжения, близкого к направлению питания Е. Тиристор 1 после включения питания заперт, так как его напряжение переключения заведомо больше напряжения питания Е. Силовой транзистор 4 отпирается током в его базу через резистор 2 и диод 3. Через обмотку 6 трансформатора 5 начинает протекать линейно нарастающий. ток. По иере нарастания тока через обмотку 6, увеличивается падение напряжения на резис- ьО торе 21, и когда оно достигает величины напряжения стабилизации стабилизатора 22, транзистор 15 схемы стабилизации отпирается, а транзистор 16 запирается. Положительный ss импульс с коллектора транзистора 16 через резистор 19 поступает к управляющему электроду тиристора 1, 7 4 вследствие чего последний переключается и шунтирует цепь базы силового транзистора 4. Транзистор 4 запирается и ток в обмотке 6 трансформатора 5 прекращается. При этом энергия, накопленная в магнитном поле трансформатора, создает в его обмотках импульсы напряжения.

Положительный импульс с конца обмотки 7 начала обмоток на фиг.l обозначены точками ) отпирает диод 9 и заряжает накопительный конденсатор 10 Ао напряжения 300-400 В.

Допустим, что выключатель 43 разомкнут, что соответствует режиму однократного искрообразования.

В этом случае в течение времени действия импульса в обмотке 8 трансформатора 5, во время заряда накопительного конденсатора 10 через диод 9, транзистор 38 отпирается током через резистор 39. Его переход коллектор-эмиттер шунтирует переход база-эмиттер транзистора 37, вследствие чего последний запирается, разрывая цепь базы транзистора 36. Транзистор 36 также запирается, и отрицательный импульс с начала обмотки 8 к базе транзистора 23 схемы антидребезга не проходит. Следовательно, каскад многократного искрообраэования при разомкнутом выключателе

43 на работу системы не влияет, и система работает в режиме однократного искрообразования.

После замыкания контактов прерывателя 34 ток через диод 32 в базу транзистора 23 прекращается. Однако транзистор .23 некоторое время остается отпертым до тех пор, пока не разрядится конденсатор 33. Ток разряда конденсатора 33 протекает через диод 31, резистор 28 и переход база"эмиттер транзистора 23. В течение времени пока транзистора 23 отперт, транзистор 24 заперт и тиристор 1 остается во включенном состоянии. Следовательно, пюложительwe импульсы, появляющиеся в течение этого времени вследствие дребезга кон,тактов 34 прерывателя, на базу си. лового транзистора 4 не попадают, он остается запертым и тиристор 11 выключен,т.е. система оказывается нечувствительной к дробеэгу контактов прерывателя °

После разряда конденсатора 33 транзистор 23 запирается, а транзистор

24 отпирается, шунтируя анодный ток

5 937 транзистора 1. Вследствие этого транзистор 1 выключается, и система готова к следующему циклу работы.

В момент раэмыкания контактов 34 прерывателя транзистор 23 отпирается. Силовой транзистор 4 открывается током через резистор 2 и диод 3.

Обмотка 6 трансформатора 5 снова подключается к источнику питания и через нее начинает протекать линейно нарас- 1О тающий ток. При этом в обмотках трансформатора возникают импульсы напряжения. Положительный импульс с начала обмотки 7 через конденсатор 12 и диод 14 поступает на управляющий элект- И род тиристора 11, вследствие чего последний переключается и подключает заряженный до напряжения 300-400 В накопительный конденсатор 10 к первичной обмотке катушки 35 зажигания. Во 20 вторичной обмотке катушки возникает импульс высокого напряжения, который поступает к распределителю и затеи к свечам зажигания, т.е. происходит искрообразование. При замыкании кон- 2s тактов выключателя 43, например при включении стартера, транзистор 38 каскада многократного искрообразования запирается и больше не шунтирует переход база-эмиттер транзистора 37. Вследствие этого отрицательный импульс, появляющийся в обмотке

8 трансформатора 5 во время заряда накопительного конденсатора 1ф через диод 9, отпирает транзистор 37.

Это вызывает отпирание транзистора

36. Ток в его базу протекает через переход эмиттер-коллектор отпертого транзистора 37 и резистор 41. Следовательно, начало обмотки 8, во время действия в ней отрицательного импульса через отпертый транзистор 36 оказывается подключенным через резистор

27 к базе транзистора 23 каскада антидребезга. Система начинает работать в режиме многократного искрообразования.

Первый цикл искрообразования происходит, как и обычно, после размыкания контактов 34 прерывателя. Затем искрообразование продолжается в

Я течение всего времени, пока контакты 34 прерывателя не заикнутся.

При отсутствии тока в обмотке 6 трансформатора 5 в течение времени заряда накопительного конденсатора 10 через диод 9, отрицательный импульс с конца обмотки 8 через отпертый транзистор 36 и резистор 27

757 поступает на базу первого транзистора 23 схемы антидребезга и запирает его, что равносильно замыканию контактов прерывателя. По окончании заряда накопительного конденсатора, импульс в обмотке 8 исчезает и транзистор 23 отпирается, что равносительно раэмыканию контактов прерывателя. При этом тиристор 11 переключается и в системе происходит искрообразование. Затем процессы повторяются: транзистор 4 отпирается, в обмотке 6 начинает npbтекать линейно нарастающий ток и т.д.

Таким образом, каждая новая искра в системе возникает после окончания заряда накопительного конденсатора 10 т.е. когда система накопила номинальную энергию и готова к следующему циклу искрообразования. При этом частота искрообраэования определяется лишь быстродействием самой системы, т.е. временем нарастания тока в обмотке 6 и временем заряда накопительного конденсатора 10.

После замыкания контактов 34 прерывателя многократное образование в системе прекращается, так как транзистор 23 не может отпереться после окончания действия отрицательного импульса в обмотке 8.

Способность системы зажигания работать в режиме многократного искрообразования облегчает запуск холодного двигателя. формула изобретения

Батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания по авт. св. М 752054, отличающаяся тем, что с целью повышения надежности пуска двигателя, трансформатор преобразователя содержит дополнительную обмотку, а в систему дополнительно включены три транзистора и пять резисторов, причем база первого транзистора (n-.р-п проводимости) подключена к коллектору второго транзистора (n-р-п проводимости) через первый резистор, коллектор первого транзистора подключен к базе первого транзистора схемы антидребезга через второй резистор, эмиттер первого транзистора подключен к началу дополнительной обмотки трансформатора преобразовате937757

Составитель А.Зубков

Техред Ж. Кастелевич Корректор М.Шароши

Редактор Л.Гратилло

Тираж 552 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4409/47

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ля, конец которой связан с минусовой шиной, к базе второго .транзистора к коллектору третьего транзистора (p-n-p проводимости) через третий резистор и через четвертый резистор к базе третьего транзистора, которая через пятый резистор соединена с плюсовой шиной через выключатель, а эмиттеры второго и третьего транэисторов подключены к минусовой шине, причем база второго транзистора соединена с коллектором третьего транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР и 752054, Ka. F 02 P 3!04, 1978.

Батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Батарейная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию силовых установок, в частности к системам зажигания на магнето

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для повышения энергии искры в свечах зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в электронных системах зажигания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам зажигания, преимущественно, для автомобильных карбюраторных двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность зажигания и повысить срок службы элементов системы (свечи и проч.)

Изобретение относится к устройствам электрооборудования автомобилей, в частности к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания, и позволяет в необходимый момент времени получить искру с повышенной энергией и длительностью и тем самым обеспечить оптимальность режима работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к устройствам электронного зажигания двигателей внутреннего сгорания, может быть использовано для воспламенения рабочей смеси бензиновых двигателей и позволяет повысить надежность системы зажигания, увеличить сроки службы свечей зажигания за счет изменения энергии искры в зависимости от режимов работы двигателя

Изобретение относится к системам зажигания и может быть использовано в качестве аварийного коммутатора системы зажигания на двигателях внутреннего сгорания, а также в отопительно-вентиляционных и предпусковых устройствах для воспламенения рабочей смеси и в устройстве проверки катушек зажигания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам зажигания автомобильных двигателей внутреннего сгорания, и позволяет улучшить воспламенение горючей смеси
Наверх