Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()948756 (61) Дополнительное к авт. свид-ву —(22) Заявлено 09.0181 (21) 3234851/27-11 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет—

Опубликовано 070882. Бюллетень ¹29

Дата опубликования описания 100882

Р1 М Кп з

В 63 В 21/бб

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (S3) УДК 629. 12. 02/

/. 09 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Б.A. Бугаенко, Ю.А. Короленко, IO A Хлынов (71) Заявитель (54) СУДОВОЕ УСТРОИСТЭО ДЛЧ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНЫХ

AIIIIAPAT0B

Изобретение относйтся к области судостроения, в частности к судовым устройствам для буксировки подводных аппаратов.

Известно судовое устройство для буксировки подводных аппаратов, содержащее смонтированный с возможностью вращения в кормовой оконечности судна опорный шкив с установленным за ним на его обойме направляющим узлом, а также кабельтрос, связанный с механизмом выбирания-травления его и пропущенный через опорный шкив и направляющий узел (1).

Недостатком известного устройства является малая надежность его в работе.

Целью изобретения является пОвышение надежности устройства в работе.

Поставленная цель достигается тем, что направляющий узел содержит два располо:денных в одной плоскости блока и ролик, смонтированные с возможностью вращения на одних плечах двуплечих рычагов, установленных с воэможностью поворота вокруг оси, проходящей чер..э ось вращения опорного шкива, при этом другие плечи двуплечих рычагов снабжены укрепленными на них противовесами, блоки расположены симметрично rro обе стороны от плоскости, проходящей через ручей опорного шкива, и перпендикулярны к оси последнего, оси вращения блоков перпендикулярны к оси вращения ролика и к оси вращения опорного шкива, плоскости симметрии блоков, перпендикулярные к их осям, пересекают ручей опорного шкива, расположены от оси вращения последнего на расстоянии, равном суммарной величине радиуса внутренней кромки ручья шкива и радиуса кабель-троса, и расположены от оси вращения ролика на расстоянии, равном суммарной величине радиуса ролика и радиуса кабель-троса, а последний выполнен сопрягаемым с блоками и роликом, ось которого и ось опорного шкива расположены по одну сторону от плоскостей симметрии блоков.

Для улучшения эксплуатационных

2 качеств путем ускорения проведения операции установки в направляющий . узел устройства и освобождения из направляющего узла устройства кабельтроса реборды блоков, расположенЗО ные на большем расстоянии от оси вра948756

65 щения опорного шкива, выполнены с диаметром меньшим, чем диаметр ре» борд, расположенных на меньшем рас- стоянии от оси вращения опорного шкива, при этом расстояние между периферийными кромками реборд меньше- 5

ro диаметра блоков превышает диаметр кабель-троса, а на первых плечах двуплечих рычагов смонтирован с возможностью вращения дополнительный ролик, расположенный над блоками 10 и сопрягаемый с кабель-тросом, при этом дополнительный ролик смонтирован с воэможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения опорного шкива, и снабжен кинема-15 тически связанным с. ним приводом его поворота.

На фиг.1 изображено устройство; на фиг.2 — узел 1 на фиг.1у на фиг.3 вид A на фиг.2; на фиг.4 - то же, вариант исполнения; на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.3; на фиг.б — вид В на фиг.4.

Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов содержит смонтированный с возможностью вращения в кормовой оконечности судна опорный шкив 1 с установленным за ним на его обойме 2 направляющим узлом, а также кабель-трос 3, связанный с механизмом выбирания-травления 30 его лебедкой 4 и пропущенный через опорный шкив 1 и направляющий узел.

Направляющий узел содержит два расположенных в одной плоскости блока 5 и ролик б, смонтированные с воэ-35 можностью вращения на одних плечах

0 двуплечих рычагов 7, установленных . с возможностью поворота вокруг оси

0- 0, проходящей через ось 8 вращения опорного шкива. 40 ,Другие плечи о двуплечих рычагов

7 снабжены укрепленными на них противовесами 9, блоки 5 расположены симметрично.по обе стороны от плоскости, проходящей через ручей 4 опорного 41 шкива 1 и перпендикулярной к оси последнего. Оси 10 вращения блоков перпендикулярны к оси 11 вращения ролика и к оси S,âðàöåíèÿ опорного шкива. Плоскости симметрии блоков, перпендикулярные к их осям 10, пересекают ручей 4 опорного шкива и расположены от оси 11 вращения ролика, на расстоянии, равном суммарной величине радиуса ролика б и радиуса кабель-троса 3, а последний выполнен сопрягаемым с упомянутыми блоками 5 -. и роликом 6, ось 11 которого и ось

8 опорного шкива расположены по одну сторону от плоскостей симметрии блоков 5. 60

Плоскости симметрии блоков, пер-, пендикулярные к их осям 10, расположены от оси 8 вращения опорного шкива на расстоянии, равном суммарной ве ичине радиуса внутренней кромки ручья.8 шкива и радиуса кабель-троса 3.

В варианте выполнения направляющего узла устройства реборды 8 бло- ков 5, расположенные на большем расстоянии от оси 8 вращения опорного шкива, выполнены с диаметром меньшим, чем диаметр реборд с7, расположенных на меньшем расстоянии от оси

8 вращения опорного шкива.

Расстояние между периферийными кромками реборд Z меньшего диаметра превышает диаметр кабель-троса 3, а на первых плечах 0 двуплечих рычагов 7 смонтирован с возможностью вращения дополнительный ролик 12, расположенный над блоками 5 и сопрягаемый с кабель-тросом 3. Дополнительный ролик 12 смонтирован с возможностью поворота вокруг оси 13, перпендикулярной к оси 8 вращения опорного шкива и снабжен кинематически связанным с ним трособлочным приводом 14 его поворота.

Затвор между блоками 5 в первом варианте направляющего узла меньше диаметра кабель-троса 3 и выбран так что исключает закусывание его.

В случае необходимости заводки и освобождения кабель-троса в условиях буксировки конструкция блоков 5 может быть изменена.

Блоки 5 могут быть обеспечены приводом разведения их в стороны для заводки или освобождения кабельтроса 3.

Зазор между нижними ребордами у. во втором варианте меньше диаметра кабель-троса 3 и выбран так, что исключает закусывание его.

Устройство работает следующим образом.

С помощью специального спускоподъемного устройства с захватом, установленного на судне, подводный аппарат, соединенный кабель-тросом

3 с лебедкой 4, выносится за корму судна и погружается в воду. При этом лебедка 4 подтравливает кабель-трос

4, обеспечивая необходимую слабину

его натяжения.

Предварительно дополнительный ролик 12 приводом 14 устанавливается в положение, показанное пунктиром (см.фиг.4), и не препятствует укладке кабель-троса 3 в ручей опорного шкива 1. После укладки кабель-троса

3 в ручей о опорного шкива 1, на ролик 6 и в проем между блоками 5, ролик 12 переводится в положение, при котором ось его вращения параллельна оси 8 вращения опорного шкива 1 °

Установкой противовесов 9 обеспечивается постоянное поджатие ролика

6 к кабель-тросу 3.

В режиме буксировки кабель-трос

3, занимая различные положения по

948756 окружности ручья опорного шкива, разворачивает двуплечие рычаги 7 посредством воздействия на ролик 6.

При этом разворачиваются и блоки 5, занимая определенное положение, необходимое для прохода кабель-троса 3.5

При отклонениях кабель-троса 3 влево или вправо он укладывается в ручьи блоков 5.

Предложенное устройство обладает повышенной надежностью работы за 0 счет уменьшения износа кабель-троса.

Формула изобретения

1. Судовое устройство для букси- 15 ровни подводных. аппаратов, содержащее смонтированный с воэможностью вращения в кормовой оконечности судна опорный шкив с установленным за ним на его обойме направляющим уэ- 20 лом, а также. кабель-трос, связанный с механизмом выбирания-.травления его и пропущенный через опорный шкив и направляющий узел, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности его в работе, направляющий узел содержит два расположенных в одной плоскости блока и ролик, смонтированный с возможностью вращения на одних плечах двуплечих рычагов, установленных с возможностью поворота вокруг оси, проходящей через ось вращения опорного шкива, при этом другие плечи двуплечих рычагов снабжены укрепленными на них противовесами, блоки расположены симметрично по обе стороны от плоскости, проходящей через ручей опорного шкива, и перпендикулярны к оси последнего оси вращения блоков перпендикулярны к оси вращения ролика и к оси 40 вращения опорного шкива, плоскости симметрии блоков, перпендикулярные к их осям, пересекают ручей опорного шкива, расположены от оси вращения последнего на расстоянии, равном суммарной величине радиуса внутренней кромки ручья шкива и радиуса кабель-троса, и расположены от оси вращения ролика на расстоянии, равном суммарной величине радиуса ролика и радиуса кабель-троса, а последний выполнен сопрягаемым с блоками и роликом, ось которого и ось опорного шкива расположены по одну сторону от плоскостей симметрии блоков.

2. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем ускорения проведения операции установки в направляющий узел и освобождения из него кабель-троса, реборды блоков, расположенные на большем расстоянии от .оси вращения опорного шкива, выполнены с диаметром меньшим, чем диаметр реборд, расположенных на меньшем расстоянии от оси вращения опорного шкива, при этом расстояние между периферийными кромками реборд меньшего диаметра блоков превышает .диаметр кабель-троса а на первых плечах двуплечих рычагов смонтирован с возможностью вращения дополнительный ролик, расположенный над блоками и сопрягаемый с кабельтросом, при этом дополнительный ролик.смонтирован с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения опорного шкива, и снабжен кинематически связанным с ним приводом его поворрта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2908960/27-11, кл. В 63 В 21/66, 1980 (прототип .

9 4 8 7 с> q, ЮаЯ У лобсянчао

4с2 б

ВНИИПИ Заказ 6098/21 . Тираж 462 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4

Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем

Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий
Наверх