Ротор центробежного насоса

 

Союз Советскик

Социалист мчески к

Респубпик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ () 954631 (6() Дополнительное к авт. свид-ау (22)Заявлено 23.01.80 (21) 2874669/25-06 с присоелиненнем заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30. 08. 82 ° Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 30.08.82 (5! )М. Кл.

F 04 D 29/22

F 04 0 15/00

9кударстеенный камнтет

-СССР не делам нзабретеннй н открытнй (53) УДК621. .671(088.8) (72) Автор изобретения

П.P. Хлопенков

Всесоюзный заочный инженерно-строительн (7l) Заявитель (54) РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

1

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в центробежных насосах с переменными режимами работы.

Известен ротор центробежного насоса, содержащий установленный на валу ведущий диск с закрепленными на нем основными и дополнительными лопастями, входные кромки последних из которых расположены на большем диаметре, чем входные кромки основных лопастей, а выходные участки. лопастей отогнуты вперед hl).

Ротор развивает большие напор и подачу, обладает хорошими антикавитационными качествами, однако при изменении режимов работы КПД устройства резко падает, поскольку с увеличением подачи сопротивление сети и водоводов увеличивается, а напор насоса уменьшается, в результате чего напор приходится принимать в расчете на максимальную подачу, а при пониженной подаче избыточный

2 напор гасить задвижками, что на

10-303 снижает КПД. В случае работы без гашения избыточного напора задвижками перегружается запорно-регулирующая арматура у потребителя и водопроводная сеть системы.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является ротор центробежного насоса, содержащий

1О установленное на валу рабочее колесо с неподвижными лопастями, расположенными между ведущим и ведомым дисками, имеющими пазы, в которых расположены подвижные лопасти, снабженные механизмом перемещения 523.

Недостатком данного насоса является невозможность автоматического регулирования расхода насоса в зависимости от напора.

jp,,Цель изобретения — обеспечение автоматического регулирования расхода насоса в зависимости от напора.

Указанная цель достигается тем, что вал имеет внутреннюю полость, а

9546 механизм перемещения выполнен в виде, установленного в ней штока, снабженного приводом осевого перемещения и конической втулкой с прорезями и расположенными в них стержнями, соединенными с подвижными лопастями.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг. 2— сечение А-А на фиг. 1. 10

Ротор центробежного насоса содержит установленное на валу 1 рабочее колесо 2 с неподвижными лопастями

3, расположенными между ведущим и ве" домым дисками 4 и 5 соответственно, имеющими пазы 6, в которых расположены подвижные лопасти 7, снабженные механизмом перемещения, выполненными в виде установленного во внутренней полости 8 вала 1 штока 9, снабженного приводом 10 осевого перемещения и конической втулкой 11 с прорезями 12 и расположенными в них стержнями 13, соединенными с подвижными лопастями 7.

Ротор насоса работает следующим образом.

При увеличении водопотребления растут гидравлические потери в сети, что приводит к необходимости увели30 чения развиваемого насосом напора.

Для этого подвижные лопасти 7 перемещают в пазах 6 к периферии колеса

2, за счет чего увеличивается его рабочий диаметр. С увеличением рабочего диаметра колеса 2 напор растет быстрее (в квадратичной зависимости), чем подана (в линейной зависимости). благодаря чему появляется возможность установить на насосных станциях насосы с восходящей характеристикой "подача-напор", зеркально отражающей гидравлическую характеристику сети и водоводов и синхронно следующей за ней. Для снижения сопротивлений перемещению подвижных лопастей 7 они со.— членяются с дисками 4 и 5 посредством подшипников скольжения или качения (не показано). Внедрение лопастей 7 осуществляется перемещением в полости 8 вала 1 штока 9 с втулкой Ы

11 от привода 10. При этом стержни

13 движутся в направляющих прорезях

12 конической втулки 11 и выдвигают лопасти 7.

31 4

Такое выполнение ротора центробежного насоса позволяет изменять рабочий диаметр колеса синхронно изменению режимов работы насоса путем автоматического перемещения подвижных лопастей в радиальном или наклонном к радиусу направлении. При выдвижении подвижных лопастей во внешнюю сторону рабочий диаметр колеса увеличивается и пропорционально этому увеличению (согласно теории центробежных насосов) растет напор в квадратичной, а подача в линейной зависимости, т.е. по тем же, что и для водоводов, зависимостям. При движении подвижных лопастей в направлении к валу рабочий диаметр колеса уменьшается и процорционально этому уменьшается напор в квадратичной, а подача в линейной зависимости.

Предлагаемое конструктивное выполнение дает возможность простыми средствами менять характеристики насосов в зависимости от режима работы без потери КПД.

Формула изобретения

Ротор центробежного насоса, содержащий установленное на валу рабочее колесо с неподвижными лопастями, расположенными между ведущим и ведомым дисками, имеющими пазы, в которых расположены подвижные лопасти, снабженные механизмом перемещения, отличающийся тем, что, с целью. обеспечения автоматического регулирования расхода насоса в зависимости от напора, вал имеет внутреннюю полость, а механизм перемещения выполнен в виде установленного в ней штока, снабженного приводом осевого перемещения и конической втулкой с прорезями и расположенными в них стержнями, соединенными с подвижными лопастями.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2570176, кл. F 04 D 29/2", 1979.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке V 22666600001133, кл. F 04 0 29/22, 1979.

Ротор центробежного насоса Ротор центробежного насоса Ротор центробежного насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосам, обеспечивающим подачу жидкости к ДВС

Изобретение относится к насосостроению, в частности к области нефтегазодобычи

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более конкретно к устройствам для определения эпюр давления в пазухах рабочего колеса центробежного насоса

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора

Изобретение относится к конструкциям компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений и позволяет повысить надежность и кпд компрессора за счет уменьшения износа наружных цапф поворотных лопаток
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности роторов авиационных ГТД, газотурбинных стартеров и вспомогательных силовых установок

Изобретение относится к области гидравлических испытаний центробежных насосов, в частности к балансовым испытаниям, определяющим величины разных видов потерь энергии в насосе на различных режимах его работы, и может быть использовано как при разработке новых агрегатов, так и при испытании уже существующих

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора
Наверх