Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<>955471 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено05.01.81 (21) 3232513/24-07

РЦ М. Кл.з с присоединением заявки №

Н 02 Р 5/00

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет. () УДК 681.846..73:621-531.6 (088.8) Опубликовано 300882, Бюллетень ¹ 32

Дата опубликования описания 300882 (72) Авторы изобретения

Ю.В.Закорюкин, Б.А;Староверов и В.Г.Терехо

Лен- ..т.3 „ ";"-, 3:Азу Лсч."",- ", с

Ивановский энергетический институт им. В, И (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ВРМ ЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в текстильной, бумагоделательной и других отраслях проьишленности, там, где требуется высокая плавность регулирования и высокая точность поддержания скорости вращения.

Известно устройство стабилизации и регулирования скорости вращения двигателя, содержащее последовательно соединенные частотный датчик скорости, формирователь импульсов, делитель частоты импульсов датчика, корректирующее устройство, включающее выявитель отклонения, расширитель и формирователь заднего фронта, устройство разделения двух последователю ностей импульсов, устройство сравнения, силовой преобразователь и двигатель, а также задающий генератор и делитель эталонной частоты, выход которого подключен к второму входу устройства разделения (11 .

Данное устройство имеет высокие статические и динамические характеристики, но недостатком его является ,низкие плавность и точность устав.ки .регулирования скорости вращения двигателя, так как изменение установок скорости может осуществляться только изменением коэффициента деления делителя импульсов частотного датчика.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя, содержащее генератор импульсов, вход которого через последовательно соединенные первый делитель частоты,-блок распре- деления импульсов, компаратор и силовой ключ подключен к электродвигателю, датчик частоты вращения кото15 рого через последовательно соеднен ные первый формирователь, второй делитель частоты и элемент задержки соединен с первым входом первого триггера, к второму входу которого подключены последовательно соединенные третий делитель частоты, входом подключенный к выходу генератора импульсов, и. элемент ИЛИ, а выход первого триггера через расширитель импульсов и второй формирователь подключен к блоку разделения импульсов, вторые входы третьего делители частоты и элемента ИЛИ объединены и подключены к выходу второго

ЗО делителя частоты (2f .

955471 4

Данное устройство позволяет регулиронать скорость вращения вала исполHèтельного двигателя измеíением коэффициентов деления первого и третьего делителей. При этом первым делителем производится плавное регули- 5 рон.ание скорости, третьим делителем грубое.

Недостатком известного устройства является недостаточные плавность и точность установки регулируемой о скорости вращения исполнительного двигателя. Частота игнала, поступающего на силовой ключ, должна находиться н пределах 500-?000 Гц. Ниж-, няя граница обусловлена недопустимы- д ми пульсациями тока н двигателе, что вызывает его нагрев, и малой добротностью контура регулирования, ухудшающей динамику регулятора скорости. Верхняя граница обусловлена потерями в силовых ключах и уменьшением устойчивости устройства из.за увеличения добротности контура регулирования. При повышенных требованиях к помехоустойчивости применяются микросхемы с относительно малым быстродействием, что ограничивает частоту кварцевого генератора на уровне 0,5-1 МГц.

Учитывая, что К при устойчивой работе устройства и хороших динамических показателях находится в диапазоне K = 15-20, п = 2K = 30-40 и при указанных выше ограничениях изменением коэффициента деления первого делителя можно получить не бо- 35 лее 65 ступеней скорости. Полученное значение ступеней при плавном регулировании недостаточно для использования устройства в автоматизированных установках, работающих сон- 4р местно с вычислительными устройстваMH .

Цель изобретения — повышение точ-. ности регулирования скорости., 45

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены три буферных блока, дешифратор блок элементов ИЛИ, схема И, второй триггер, дна одновибратора и переключатель, одни выходы которого через первый буферный блок подключены к входам первого делителя частоты, другие через второй буферный блок подключены к входам третьего делителя частоты, причем одни непосредственно, а другие через блок элементов ИЛИ, другие входы которого .через третий буферный блок и дешифратор подключены к выходам переключателя, вход первого одновибратора подключен 60 к выходу первого. делителя частоты, а выход — к управляющему входу первого буферного блока, вход другого одновибратора подключен к выходу второго делителя частоты, а выход — 65 к второму буферному блоку и через последовательно соединенные нторой триггер и схему И к входу третьего буферного блока, причем вход схемы

И соединен с третьим делителем частоты, а выход с вторым входом второго триггера.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя содержит генератор 1 импульсов, выход которого через последовательно соединенные первый делитель 2 частоты, блок 3 распределения импульсов, компаратор 4 и силовой ключ 5 подключен к исполнительному электродвигателю

6, датчик 7 частоты вращения которого через последовательно соединенные первый формирователь 8, второй делитель 9 частоты и элемент 10 задержки соединен с первым входом первого триггера 11, к второму входу которого подключены последовательно соединенные третий делитель 12 частоты, входом подключенный,к выходу генератора 1 импульсов, и элемент ИЛИ

13, а выход первого триггера 11 через расширитель 14 импульсов и нторой формирователь 15 подключен к блоку 3 разделения импульсов, вторые входы третьего делителя 12 частоты и элемента ИЛИ 13 объединены и подключены к выходу второго делителя 9 частоты, переключатель 16, одни выходы которого через первый буферный блок 17 подключены к входам первого делителя 2 частоты, другие через второй буферный блок 18 подключены к входам третьего делителя 12 частоты, причем одни непосредственно, а другие через блок 19 элементов ИЛИ, другие входы которого через третий буферный блок 20 и дешифратор 21 подключены к выходам переключателя 16, вход первого одновибратора 22 подключен к выходу первого делителя 2 частоты, а выход— к управляющему входу первого буфер- . ного блока 17, вход другого одновибратора 23 подключен к выходу второго делителя 9 частоты, а выход к второму буферному блоку 18 и через последовательно соединенные второй триггер 24 и схему И 25 к входу третьего буферного блока 20, причем вход схемы И 25 соединен с третьим делителем 12 частоты, а выход с вторым входом второго триггера 24.

Устройство работает следующим образом.

Импульсы эталонной частоты Еэ, получаемой делением на делителе 2 в К раз частоты f„ ãåíåðàòîðà 1, сравниваются по фазе со скорректированными импульсами частоты f„„. Частота f„„ н среднем равна измеренной частоте и имеет фазовый сдвиг, пропорциональ955471

К = Р— А

I (Тн — Те)К =Ч наи+ i ный корректирующему сигналу. Частота

Ен получается путем деления делителем 9 частотного сигнала, вырабатываемого частотным датчиком 7, соединенным с валом исполнительного электродвигателя 6. При этом сигнал с частотного датчика предварительно формируется формирователем В. С приходом каждого импульса частоты f> компаратор подключает через силовой . ключ 5 исполнительный двигатель 6 к сети, а с приходом каждого импульса частоты К„„ выдает сигнал на торможение исполнительного электродвигателя, т.е. среднее напряжение получается пропорциональным разности фаз 15 сравниваемых частот f и

Коррекция, необходимая для обеспечения устойчивости работы регулятора скорости и работающая только при небольших рассогласованиях час- 20 тот f и fz, осуществляется изменением фазы сигнала частоты Ен на величину, пропорциональную отклонению скорости вращения вала исполнительного двигателя. 25

Установившийся режим работы устройства возможен только при или Тз = Т„. Поэтому отклонение скорости от установившегося значения . можно выявить, сравнивая период TII измеренной частоты с периодом Тз эталонной частоты.

Для упрощения введения опережающего по фазе частоту f> сигнала при отрицательной разности сравниваемых периодов, возникающей при отклонении

35 скорости вращения двигателя вверх от установившегося значения, в устройство вводится начальный сдвиг по фазе в установившемся режиме (fð = Еэ ) между измеренной fN и скорректиро- 40 ванной f „ частотами такой величины, чтобы расширенная в К раз разность между периодом .Тн и вычитаемым временным интервалом То была равна половине периода Тз эталонной частоты 45 с точностью до допустимо малой величи ны (Тн — Т<>)К9 — у- + б (1) где Кц — коэффициент расширения от- клонения, выбираемый из 50 условия обеспечения устойчивой работы и качественной динамики регулятора .скорости;

6 — абсолютная ошибка расши- 55 ренного отклонения от середины периода эталонной частоты в установившемся режиме работы устройства.

При отклонении измеренной часто- Q) ты f от эталонной сдвиг по фазе частоты 1н„относительно частоты f< определяется выражением

1 где T„ — период частота Е„, соответствующий скорости вращения исполнительного двигателя

4) при И P (dусr

Янам анан (2)

Изменение коэффициента деления делителя 2 эталонного канала для регулирования Ез, осуществляется начальной записью в делитель числа A которое определяется переключателем 16.

Обозначая через D максимальное число, которое можно "записать в делитель, или полный объем, получаем коэффициент деления К эталонного делителя 2 частоты

Эапись числа A в делитель 2 происходит после его переполнения, когда все его триггеры находятся в состоянии "0". По заднему фронту импульса, возникающего на выходе делителя в момент переполнения, запускается и формирует короткий импульс одновибратор 22, подключающий кратковременно шины задающего переключателя к установочным. входам триггеров делителя, что и производит запись числа A через буферный блок 17.

При изменении эталонной частоты

f в соответствии с выражением (1) меняется значение временного интервала То. . Коэффициент деления В делителя

12, формирующего временной интервал

Т, определяется записью в делитель двух чисел А и Х. После сброса делителя 12 импульсом измеренной частоты по заднему фронту последнего .возбуждается одновибратор 23, в результате чего кратковременно подключаются шины задающего переключателя 16 к установочным входам триггеров делителя 12 одними входами непосредственно, а другими через блок

19 элементов ИЛИ, что приводит к записи в делитель числа А.

В процессе счета импульсов, непрерывно поступающих на вход делителя от генератора 1, в момент обнуления триггеров, связанных установочными входами с дешифратором 21 через буферный блок 20 и блок 19 элементов

ИЛИ,- на выходе схемы И 25 появляется сигнал, разрешающий открытие буферного блока 20 и запись в эти триггеры числа Х. Состояние Х дешифрируется по -старшим разрядам задающего переключателя 16. Однотактность записи числа Х за цикл вычисления Т обеспечивает триггер 24, который устанавливается в состояние "1" задним фронтом одновибратора 23, а сбрасывается в момент появления импульса на выходе

955471 (4) В = D — (А + Х) Формула изобретения с» = (Кмакс амин ) C схемы И 25, запрещая до конца цикла фор»шрование сигналов этой схемой.

Коэффициент деления В делителя 12 определяется выражением

Учитывая, что в установившемся режиме Т = Тн, Та = Т .К, То =Т,,В и выражения (3),(4), получим

Тн .-To = Тэ =Т, К -T В =T(. Х= Ь Т» (5) 10 т.е. начальный сдвиг фаз определяется при постоянных старших разрядах задающего переключателя в установившемся режиме постоянным временным интервалом ЬТ = Тг Х 35

Значение величины Х определяется из условия равной относительной ошибки расширенного отклонения от середины периода эталонной частоты

Разность Ти — Тр в схеме выявляет-20 ся триггером 11. Триггер 11 устанавливается в состояние "1" через элемент ИЛИ 23 по истечении времени Т,» и сбрасывается с задержкой, определяемой элементом 10 на время с после прихода импульса частоты.

Задержка, величина которой выбирается значительно меньшей, чем разность Тн — Т,» (в установившемся режиме ТН вЂ” Т и ), вводится для защиты от пропадания импульсов частоты при отклонении скорости исполнительного двигателя вверх от установившегося значения. Если Та Та, то триггер 11 через элемент ИЛИ 13 устанавливается в состояние "1" в мо- 35 мент прихода импульса частотй fz, а сбрасывается через время с

Время нахождения триггера 11 в состоянии "1" расширяется в К раз расширителем 14. Сформированнйй по 40 заднему фронту расширенного сигнала формирователем 15 импульс частоты подается на второй вход блока 3 распределения импульсов. Блок 3 распределения импульсов исключает возможность прихода импульсов частот Хнк и f3 на вход компаратора 4 с интервалом, меньшим, чем разрешающая спо- собность входных элементов компаратора 4.

Изменение уставок скорости исполнительного электродвигателя можно производить не только изменением коэффициента деления эталонного делителя

2, но и изменением коэффициента деле- 55 ния делителя 9 в канале измеренной частоты, причем делителем 2 производится плавное регулирование скорости, а делителем 11 грубое.

Общее число ступеней Ы изменения щ0 скорбсти двигателя при изменении коэффициентов деления делителей частоты2и9 где С - коэффициент деления делителя 9;

KìàêñH мальное значение эталонной частоты f9

f, . f макР 2 Канн = мин > маркс где fz и f> — максимальное и минимакс мин мальное значение эталонной частоты.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает большую точность регулирования за счет того, что имеет большее количество ступеней изменения скорости вращения исполнительного двигателя по сравнению с известными устройствами.

Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя, содержащее генератор импульсов, выход которого через последовательно соединенные первый делитель частоты, блок распределения импульсов, компаратор и, силовой ключ подключен к электродвигателю, датчик частоты вращения которого через последовательно соединенные первый формирователь, второй делитель частоты и элемент задержки соединен с первым входом первого триггера, к второму входу которого подключены последовательно соединенные третий делитель частоты, входом подключенный к выходу генератора импульсов, и элемент ИЛИ, а выход первого триггера через расширитель импульсов и второй формирователь подключен к блоку распределения импульсов, вторые входы третьего делителя частоты и элемента ИЛИ объединены и подключены к выходу второго делителя частоты, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности регулирования, в него дополнительно введены три буферных блока, дешифратор, блок элементов ИЛИ, схема И, второй триггер, два одновибратора и переключатель, одни выходы которого через первый буферный блок подключены к входам первого делителя частоты, другие через второй буферный блок. подключены к входам третьего делителя частоты, причем одни непосредственно, а другие через блок элементов ИЛИ, другие входы которого через третий буфернйй блок и дешифратор подключены к выходам переключателя, вход одного одновибратора подключен к выходу первого делителя частоты, а выход †.к управляющему входу первого буферного блока, вход другого одновибратора подключен к выходу второго делителя частоты, а

955471

Составитель М.Крехтунова

Редактор Е.Папп Техред T.Ìàòî÷êà Корректор екто С.Шекмар

Заказ 6470/74 Тираж 721 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.ужгород, ул.Проектная,4 выкод к второму дуферному блоку н через:оследовательно соединенные второй ниггер и схему И к входу третьего буферного блока, вход схема И соединен с третьим делителем частоты, а выход с вторым входом второго триггера.

Источники информации, принятые во внимание ври экспертизе

1 ° Трахтенберг Р.М. Астатический дискретный регулятор скорости.

"Электричество", 1972, В 4.

2. Авторское свидетельство СССР

В 559226, кл.G 05 D 13/00, 1977 °

Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для управления частотой вращения вала коллекторного электродвигателя переменного тока, а также мощностью инерционных потребителей, в том числе в условиях высокого уровня индустриальных помех

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромышленного назначения, в частности в регулируемых электроприводах на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым или с фазовым ротором (в режиме двойного питания) и тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью и естественной коммутацией без датчика скорости или положения на валу двигателя

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электроприводах переменного тока
Наверх