Лабиринтное уплотнение

 

О П и С А Н И Е „1)956879

ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.02.80 (21) 2885489/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К, F 16 J 15/44

Гвсударстеенный квмнтет

СССР пв делан нзвйретеннй н открытий

Опубликовано 07.09.82. Бюллетень № 33 (53) УДК 62-762 (088.8) Дата опубликования описания 17.09.82 (72) Авторы изобретения фюййнко : ъ. с

Ф. П. Снеговский, А. Н. Сербин, Л. И. Реут и В. Т

°

Херсонский филиал Одесского технологического инстит та "пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (71 ) Заявитель (54) ЛАБИРИТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Изобретение относится к уплотнительной технике.

Известны лабиринтные уплотнения из вра. щающегося и неподвижного дисков с дренажным отверстием на неподвижном диске и маслосбрасывающего элемента, выполненного в виде вращающегося конуса (1).

Недостатком известных лабиринтных уплотнений является невозможность повторного использования масла для подшипников скольжения, где требуется верхний под- 1п вод масла.

Целью изобретения является повышение надежности уплотнения для подшипников скольжения.

Поставленная цель достигается тем, что маслосбрасывающий элемент выполнен в виде торообразной камеры во вращающемся диске.

При этом кромки торообразной камеры скошены в виде треугольников, а на неподвижном диске установлена отбойная го кольцевая пластина.

На фиг. 1 изображено лабиринтное уплотнение, общий вид в разрезе; на фиг. 2— поперечное сечение камеры уплотнения.

Лабиринтное уплотнение состоит из установленного на валу 1 подшипника 2 скольжения, корпуса 3, неподвижного 4. и вращающегося 5 дисков. Во вращающемся диске 5 выполнена камера 6 в виде тора. На входе и выходе из камеры стенки диска 5 заострены. Кроме того, выходная стенка камеры выполнена в виде зубчиков.

В неподвижном диске 4 имеется дренажное отверстие 7, сообщающееся с отверстием 8, выполненным в верхней части (половине) подшипника 2 скольжения.

Периферийная поверхность дисков оканчивается системой чередующихся выступов 9 и впадин 10, образующих лабиринт. На боковой поверхности неподвижного диска 4 с помощью хомута 11 прикреплено кольцо

12 из фильтровальной ткани. Кольцо 12 выполнено с напуском, что позволяет перекрыть щель, образованную между торцевыми поверхностями дисков 4 и 5.

Предлагаемое лабиринтное уплотнение (фиг. 1) работает следующим образом.

Смазочная жидкость, выдавливаемая из подшипника 2 скольжения по валу I, попадает через кольцевой зазор в неподвиж956879 ном диске 4 в камеру 6 диска 5. В камере под действием центробежных сил смазочная жидкость в виде тонкой пленки течет по поверхности окружности камеры 6. На выходе из камеры пленка жидкости под действием приложенных к ней сил дробится и сбрасывается на противоположную поверхность неподвижного диска 4. Утоньшение кромок камеры 6 диска 5 на выходе из нее и придание им формы зубчиков способствует срыву и дроблению пленки. В нижней части полости, образованной неподвижным и подвижным дисками, собирается смазочная жидкость, которая через дренажное отверстие 7 и отверстие 8 поступает снова в верхнюю часть подшипника скольжения и таким образом основная часть смазочной жидкости циркулирует из подшипника 2 скольжения через кольцевой зазор между валом 1 и диском 4 и затем в радиальный зазор между дисками 4 и 5 и через отверстия 7 и 8 поступает снова в подшипник скольжения. Часть смазочной жидкости по торцевым поверхностям дисков 4 и 5 пытается вытечь наружу, чему препятствует лабиринт, образованный треугольными выступами 9 и впадинами 10.

При остановке вала 1 в результате охлаждения подшипникового узла через лабиринт засасывается атмосферный воздух.

Для его очистки предназначено кольцо 12 из фильтровальной ткани, которое перекрывает радиальный зазор между дисками 4 и 5.

Таким образом, изобретение имеет технико-экономическую эффективность, ибо экономит часть смазочной жидкости в результате создания ее циркуляции по контуру подшипник скольжения — лабиринтное уплотнение — подшипник скольжения, а также за счет повышения герметичности уплотнения. Применение лабиринта с треугольными выступами и впадинами, а также кольца из фильтровальной ткани повышает надежность и долговечность подшипникового узла вследствие уменьшения его износа от

1о попадания и осаждения пыли.

Формула изобретения

1. Лабиринтное уплотнение, состоящее

15 из вращающегося и неподвижного дисков с выступами и впадинами треугольной формы с дренажным отверстием на неподвижном диске и маслосбрасывающим элементом на вращающемся диске, отличающееся

2р тем, что, с целью повышения надежности уплотнения для подшипников скольжения, маслосбрасывающий элемент выполнен в виде торообразной камеры во вращающемся диске.

2. Уплотнение по п. 1, отличающееся

2 тем, что кромки торообразной камеры выполнены скошенными в виде треугольников, а на неподвижном диске установлена отбойная кольцевая пластина.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Шац Я. Ю. Уплотнения подшипниковых узлов. М., 1963, с. 69, фиг. 31.

956879

Составитель Ю. Кибнткин

Редактор Л. Лукач Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Заказ 6562/21 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Лабиринтное уплотнение Лабиринтное уплотнение Лабиринтное уплотнение Лабиринтное уплотнение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, например турбомашиностроению, и касается герметизации газовых полостей в местах выхода валов при помощи плавающих колец

Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении насосов, компрессоров и турбоагрегатов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в надбандажных уплотнениях ЦВД паровых турбин

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнительным устройствам за компрессором газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин
Наверх