Зубчатая сцепная муфта

 

ОП ИСАНИЙ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистические

Республик

««964294 (6l ).Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 17.12.80 (2l) 3220167/25-27 (5l }М. Кл.

F 16 0 3/18 с присоединением заявки М

9мудерстпввй кенитет ссер иа делан кзееретекий и етерыткй (23) Приоритет (53) УЙК 621,82$.

° 52 (088. 8) Опубликовано 07.10.82. Бюллетень Мт 37

Дата опубликования описания 07. 10.82 (72) Авторы изобретения

С.ф. Сычев, В.А.Степанов, А.А.Суслов, Б.Д.Ф.Герасимов и Е.А.Грехов,-. (,птнз п

13 „„"„,™.";;.Д ЛИОТЕКА (71) Заявитель (54) 3Yt QATAR CQEtlHAR MY4)TA

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединений валов, и может быть использовано, например, для соединения коробки передач и соосного бортового редуктора, в гусеничных ма5 шинах.

Известна зубчатая сцепная муфта, содержащая полумуфты с внутренними зубчатыми венцами, установленные на концах соединяемых валов, связанные подвижной в осевом направлении обоймой с наружными зубчатыми венцами, а также механизм управления сцепления в виде полого шпинделя и размещенного в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненного запорного элемента $1).

Недостаток такой муфты заключается в том, что она управляется специ- го альным монтажным ключом, который вводится через центральный канал одного из агрегатов в зацепление с шестигранником, выполненным в шпинделе.

Кроме того, требуется постоянное осевое усилие на монтажном ключе, необходимое для преодоления усилия пружины и снятия стопорения централь- ной ступицы относительно шпинделя.

Одновременно требуется приложение крутящего момента для вращения шпинделя. Все это усложняет эксплуатацию муфты.

Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации муфты.

Поставленная цель достигается тем, что в зубчатой сцепной муфте, содержащей полумуфты с внутренними зубчатыми венцами, установленные на концах соединяемых валов, связанные подвижной в осевом направлении обоймой с наружными зубчатыми венцами, а также механизм управления сцеплением в виде полого шпинделя и размещенного в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненного запорного элемента, муфта снабжена сьемным упором, смонтированным в

3 9642 одной из полумуфт соосно запорному элементу, последний выполнен в виде стержня с хвостовиками на концах и кольцевым выступом в средней части, имеющими элементы Фиксации их от проворота, при этом стержень установлен с возможностью взаимодействию одного из хвостовиков с соединяемым валом, а другого - со съемным упором.

На Фиг. l изображена зубчатая 1в сцепная муфта, общий вид; на фиг. 2вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид В на фиг. 1; на фиг. 4 - вид С на фиг,1.

Зубчатая сцепная муфта содержит две полумуфты 1 и 2 с зубчатыми венцами, 3 и 4 установленные на концах соединяемых валов 5 и 6, первый из которых является например, выходным валом короЬки передач, а второй валом бортового редуктора трансмиссии транспортного средства. Муфта содержит также обойму 7, подвижную в осевом направлении. ОЬойма 7 имеет зубчатые венцы 8 и 9, причем венец постоянно сопряжен с венцом 4 полу- муфты, а венец 8 при смещении обоймы 7 вдоль оси влево может расцепляться с венцом 3 полумуфты 1. Механизм управления состоит из полой центральной ступицы 10, жестко соединенной с обоймой 7. В ступице 10 на резьЬе 11 установлен полый шпиндель 12, закрепленный с возможностью llp0Bo рота в промежуточной детали 13, жестко соединенной с полумуфтой 2. Шпиндель 12 имеет внутреннее граненное гнездо 14. Запорный элемент механизма управления выполнен в виде стержня 15, установленного с возможностью осевого перемещения внутри шпинделя

12 и промежуточной детали 13. Стержень 15 снабжен гранеными участками 16 и 17, сопряженными соответственно с граненым гнездом 14 шпинделя 12 и граненым гнездом 18 промежуточной детали 13. Стержень 15 под 4 действием упругого элемента 19 (например, пружины), опирающегося на полумуфту 2 через промежуточную деталь

13, поджат к съемному упору 20, выполняющему роль фиксатора стержня

15 в застопоренном состоянии муфты. От проворота относительно полумуфты

2 стержень 15 зафиксирован шестигранниками 16 и 17, сопряженными соответственно с граненым гнездом 14 S$ шпинделя .12 и граненым гнездом 18 промежуточной детали 13. Концы стержня 15 снабжены гранеными хвостови94 4 ками: 21 - под монтажный ключ, хвостовик 22 - для сцепления с граненым гнездом 23, выполненным в промежуточной детали 24, жестко соединенной с валом 5. Шпиндель 12 подают упругим элементом 25 (например, пружиной) к промежуточной детали 13 с обеспечением зазора а, Для центрирования стержня 15 в обойме 7 служит направляющая втулка

26, жестко закрепленная на обойме 7.

Обойма 7, центральная ступица 10 и направляющая втулка 26 могут быть выполнены в виде одной детали.

Целесообразно центральный стержень выполнять разъемным, что исключит неудобства при монтаже (фиг. 2).

В целях улучшения центрирования соединяемых валов на граненом хвостовике вала и сопрягаемом с ним граненом хвостовике центрального стержня могут быть выполнены заходные конусы (Фиг. 3) °

Для исключения возможности загрязнения полости агрегата с установленной на нем муфтой на граненом хвостовике центрального стержня, сопрягаемом с монтажным ключом, может

|быть установлен стакан (фиг. 4) .Ценl тральная ступица, направляющая втулка и обойма могут быть выполнены в виде одной детали.

Работа муфты осуществляется следующим образом.

Для расцепления валов 5 и 6 необходимо обойму 7 сдвинуть вдоль продольной оси влево так, чтобы венец

8 вышел из зацепления с венцом 3.

Дпя этого следует вывернуть съемный упор 20. Под действием упругого элемента 19 стержень 15 выдвигается влево на величину зазора б и граненый мвостовик 21 стержня 15 выходит за габарит агрегата, на котором смонтирована муфта. При этом граненый участок 17 выходит из зацепления с граненым гнездом 18, выключая этим запорный элемент, а граненый участок

16, перемещаясь, остается в зацеплении с граненым гнездом 14 шпинделя 12.

Затем монтажным ключом (не показан) вращают стержень 15, например по часовой стрелке, при этом стержень граненым участком 16 вращает шпиндель 12 который, ввинчиваясь в резьбу 11 ступицы 10, перемещает обойму 7 влево до выхода из зацепления венцов 8 и 3 и обеспечения

964294

Формула изобретения осевого зазора между ними. Затем, преодолевая усилие упругого элемента

19, стержень 15 утапливают, при этом граненый участок 17 вновь входит в зацепление с граненым гнездом 18, обеспечивая. стопорение оЬоймы 7 в расцепленном положении, а затем устанавливают съемный упор 20. Если при движении стержня 15 вправо грани участка 17 не совпали с гранями гнезда 18, то следует повернуть стержень 15 на небольшой угол до сцепления граненых участков.

Гарантированность расцепления венцов 3 и 8 может Ьыть проверена

-путем контроля коли че ст ва оборотов монтажного ключа при расцеплении муфты, а сцепление граненых участков

17 и 18 — по величине заглубления стержня 15 (при несовпадении граней невозможна установка упора 20).

Для сцепления валов 5 и 6 следует вывернуть съемный упор 20, под действием упругого элемента 19 стержень 15 выдвигается влево на величину зазора б, при этом запорный элемент выключается. Далее следует вращать центральный стержень 15 в сторону, противоположную относительно вращения при расцеплении муфты, т.е. против часовой стрелки. Это приводит к перемещению обоймы 7 вправо и сцеплению зубчатых венцов 3 и 8.

Если при движении обойм 7 вправо зубья венца 3 не совпадали с впадинами венца 8 и сцепления не произошло, то при вращении шпинделя

12 происходит и его осевое перемещение на величину зазора а, упругий элемент 25 при этом сжимается. При полностью выбранном зазоре а дальнейшее вращение становится невозможным. В этом случае небольшим поворотом стержня 15 в обратную сторону следует снять жесткое распорное усилие с торцов зубьев, нажатием монтажного ключа на стержень 15 утопить его до упора (при этом граненый хвостовик 22 войдет в зацепление с граненым гнездом 23, а граненые участки

16 и 17 стержня 15 выйдут из зацепления с гранеными гнездами 14 и 18) и повернуть вал 5. При совпадении зуЬьев венца 8 впадинаю венца 3 .. под действием упругого элемента 25 происходит автоматическое зацепление венцов 3 и 8 на величину зазора а.

Гарантированность зацепления xao" стовика 22 с гнездом 23 может быть проверена как по величине заглубления стержня 15, так и возможностью вращения стержня 15 (до входа в зацепление он не вращается). Далее сле% дует снять со стержня 15 осевое усилие, под действием упругого элемента

19 он выйдет эа габарит агрегата на величину зазора б и продолжать вращение стержня 15 до полного входа венцов 3 и 8 в зацепление, 8 случае не выхода стержня 15 в исходное поло.; жение (не совпали грани участков

14 и 16 или 17 и 18) следует повернуть стержень 15 на небольшой угол до входа их в зацепление.

После введения венцов 3 и 8 в полное зацепление (на что укажет невозможность дальнейшего вращения стержня 15) следует застопорить муфту.

20 Стопорение муфты в эацепленном состоянии венцов 3 и 8 производится аналогично описанному случаю .стопорения расцепленного состояния валков.

Использование предлагаемой зубчаИ той сцепной муфты для соединения соосных валов обеспечит снижение трудоемкости по сравнению с объектами, не имеющими подобного устройства, в 20-56 раэ эа счет исключения one30 рации по демонтажу крыши над силовой установкой, операций по демонтажу агрегатов, затрудняющих доступ к валам, и операций по расцеплению валов, а также за счет удобства про-

35 изводства работ по сцеплению-расцеплению валов.

По сравнению с известной применение предлагаемой зубчатой сцепной муфты дает снижение трудоемкости за счет того, что отпадает необходимость "вслепую" вводить хвостовик монтажного. ключа в зацепление с граненым гнездом втулки и обеспечивать постоянное поджатие пружины при ра"

4 боте с муфтой.

Муфта, кроме того, позволяет использовать стандартный инструмент, что исключает необходимость изготовления специального монтажного ключа для управления муфтой.

Зубчатая сцепная муфта, содержащая две полумуфты с внутренними зубчатыми венцами, установленные на концах соединяемых валов, связанные с подвижной в осевом направлении обой7 964294 8 мой с наружными зубчатыми венцами, а цах и кольцевым выступом в средней также механизм управления сцепле- части, имеющими элементы фиксации нием в виде полого апинделя и разме- их от проворота, при этом стержень щенного в нем с.возможностью осево- установлен с возможностью взаимого перемещения подпружиненного за- 5 действия одного из его хвостовиков порного элемента, о т л и ч а ю- с соединяемым валом, а другого - со щ а я с я тем, что, с целью повы- . съемным упором. шения удобства эксплуатации„она снаб- . Источники информации, жена съемным упором, смонтированным . принятые во внимание при экспертизе в одной из полумуфт соосно запор- >4 1. Авторское свидетельство СССР ному элементу, пасредний выполнен в У 479902, кл. F 16 D 3/18, 1973 виде стержня с хвостовиками на кон- (прототип).

964294

Составитель Г.Абрамова

Редактор Н. Гришанова Техред А. Бабинец K pp о екто Л. Бокшан

Заказ 7592/12 Тираж 9".10 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, M-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул, Проектная,

Зубчатая сцепная муфта Зубчатая сцепная муфта Зубчатая сцепная муфта Зубчатая сцепная муфта Зубчатая сцепная муфта Зубчатая сцепная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх