Способ определения эпюры износа поверхностей трения

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭПЮРЫ ИЗНОСА ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ, заключающийся в активации поверхности трения , снятии авторадиограммы с поверхности до и после износа и оценки по ним износа, отличающийс я тем, что, с цепью повыиения точности , активируют неизнашивсоотиеся участки поверхности, пространственно разнесенные и примыкающие к зоне трения, а об износе поверхностей трения судят по авторадиограммам с учетом нормировки по этим участкам.

СОЮЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (Н) 3(59 1 М 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3271370/25-28 (22) 20.04.81 (46) 30.12.83. Бюл. В 48 (72) Б.В.Зотолокин, И.О.Константинов

A.И.Леонов и С.П.Голонецкий (53) 620.178.162(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 497505, кл. 6 01 и 3/56, 1973

2. Коробков В.И. Метод макроавторадиографии. М., "Высшая школа", 1967 (прототип) (54 ) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭПЮРЫ

ИЭНОСА ПОВЕРХНОСТЕН ТРЕНИЯ, заключающийся в активации поверхности трения, снятии авторадиограмма с поверхности до и после износа и оценки по ним износа, о т л и ч а ю ж и й- . с я тем, что, с целью повышения точности, активируют неизнашивакю(неся участки поверхности, пространственно разнесенные и приьнканицие к зоне трения, а об износе поверхностей трения судят по авторадиограммам с учетом нормировки по этим участкам.

969092

Изобретение относится к способам определения эпюры износа поверхностей трения с помощью ядерно-физических методов °

Известен способ исследования износа детали, заключающийся в том, что активируют поверхность по участкам, различающимся по размерам и энергии излучаемых гамма-квантов, и износ оценивают по соответствующей данному участку тарировочной зависимости j1) 10

Недостатком способа является невозможность получать эпюру изнашивания, так как один и тот же конструкционный материал более, чем по

2-3 радионуклидам с помощью заряжен- 15 ных частиц активировать нельзя, и количество контролируемых точек поверхности получается небольшим и дискретным.

Наиболее близким к изобретению 20 по технической сути и достигаемому эффекту является способ определения износа поверхностей трения, заключающийся в активации поверхности трения, снятии авторадиограмм с 25 поверхности до и после износа и оценки по ним износа Ц .

Недостатками этого способа являются низкая точность сравнения авторадиограмм, снятых до и после изнашивания поверхности, и не возможность получения абсолютных значений износа, так как при сравнении двух авторадиограмм различие может быть обусловлено технологическими причинами, связанными с Различием фотографических свойств пленки и качества проявителя и обработки, с различным и неравномерным прижатием пленки к поверхности и ее экспонированием. 40

Цель изобретения — повышение точности определения эпнры износа поверхностей трения.

Эта цель достигается тем, что по способу определения эпюры износа поверхностей трения, заключающемуся в активации поверхности трения, снятии авторадиограмм с поверхности трения до и после износа и оценки по ним износа, активируют неизна- 50 шивающиеся участки поверхностей, пространственно, разнесенные и примыкающие к зоне трения, а об износе поверхностей трения судят по автоРадиограммам с учетом нормировки по этим участкам.

Способ осуществляется следующим образом.

В процессе активации поверхности трения аналогичным образом (частицами той же энергик активируют неизнашивающиеся участки поверхностей, пространственно разнесенные и.примыкающие к зоне трения. В качестве таких участков могут быть как отдельные метки, так и продолжение рабочих меток на неизнашиваемой части поверхностей трения. Снимают авторадиограммы с поверхности трения до и после износа с помощью шаблонов, прижимающих фотопленку к активированной поверхности. Об износе поверхностей трения судят по этим авторадиограммам с учетом нормировки (уравнивания) по этим участкам.

Нормирование (уравнивание) плотности почернения на этих участках позволяет исключить влияние технологических погрешностей.

На фиг. 1 представлена схема активации беговой дорожки наружной обоймы шарикоподшипника; на фиг. 2 тарировочная кривая; на фиг. 3 кривые распределения плотности почернения до (1) и после (2) износа обоймы, Hopi ëðîâàííàÿ кривая 3 кривая 4 относительного изменения плотности почернения и эпюра 5 износа беговой дорожки обоймы в данном сечении.

На поверхность дорожки обоймы наносят радиоактивную метку путем активации дейтонами с энергией 7 МэВ.

Через две недели после активации более СО% активности метки составляет 57 Со (6 МкКюри). Тарировочная кривая (см. фиr. 2) определена методом "стопки фольги" с учетом поглощения в тормозящей фольге перед облучением обоймы, Снятие до (1) и после (2) износа авторадиограммы (пленка МР, экспозиция 2 и 4 соответственно) фотометрировали на микрофотометре МФ-4, Изменение плотности обоих участков близки и составляют 1,72 и 1,78, поэтому плотность почернения авторадиограммы после износа в каждой точке умножаем на 1,75. Полученные величины делим на соответствующие значения до износа и результат переводим в абсолютную величину износа беговой дорожки в одном из ее сечений. Результаты этих операций представлены на фиг. 3.

Положительный эффект обусловлен повышением точности определения эпю ры износа поверхностей трения. 9б9092

NO

Ьеюичииа еняяоео сюая, тт

Ae,Ð

pb ос "

Ъ

Жф ф

Ж ь »

>и 4 а/

Расстояние pm торца, юи

4Ъи. д

Составитель В. Данилов

Редактор Л. Утехина ТехредМ.Гергель Корректор О. Тигор

Закаэ 10602/8 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий .113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения эпюры износа поверхностей трения Способ определения эпюры износа поверхностей трения Способ определения эпюры износа поверхностей трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх