Устройство для накатки зубчатых колес

 

р>969397

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (6!) Дополнительное к авт. свид-.ву(22) Заявлено 300481 (21) 3284336/25-27 (S)) + g 3

В 21 Н 5/02 с присоединением заявки ¹â€” (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР. по делам изобретений и открытий

Опубликовано 3ц1082. Бюллетень ¹ 40

tS3) YQK621. 771..67(088.8) Дата опубликования описания 301082 (72) Автор изобретения

О.И. Кузьменков

Институт проблем надежности и долгове

АН Белорусской CCP (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАКАТКИ ЗУВЧАТЫК КОЛЕС

Изобретение относится к обработке

Металлов давлением и может быть ис-: пользовано для горячей накатки зубьев колес.

Известно устройство для накатки цилиндрическнх зубчатых колес путем . осаживания заготовки при постоянном межцентровом расстоянии между приводными зубонакатными валками и заготов.кой (1).

Недостаток этого устройства заключается в том, что оно не обеспечивает требуемую точность прокатанного зу6чатого юнца.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для накатки зубчатых колеб, содержащее приводной эубонакатный валок, кинематически связанные с ним зубчатые пуансоны, на рабочих поверхностях которых расположены клиновые выступы, и центратор, установленный на одном из пуансонов с.возможностью взаимодействия с центрирующим гнездом другого пуансона f2).

Недостатками известного устройства являются невысокая точность накатанных зубчатых колес, а также затруднительный съем с центратора прокатанного колеса.

Цель изобретения - повышение точ.:ности накатывания и производительности

Поставленная Цель достигается тем, что устройство для накатки зубчатых колес, содержащее приводной зубчатый валок, кинематически связанные с ним зубчатые пуансоны, на рабочих

10 .поверхностях которых расположены клиновые выступы, и центратор, установленный на одном из пуансонов с воэможностью взаимодействия с центрирующим гнездом другого пуансона, снабжено упорами, а пуансон с центратором установлен с возможностью осевого перемещения до упоров, причем центратор выполнен в виде коническо-,,го дорна с калибрующей цилиндрической

О частью

На чертеже представлена схема устройства.

Устройство для накатки зубчатых колес состоит иэ зубонакатного валка 1, который представляет собой точное коррегированное зубчатое колесо с модулем, равным модулю накатываемых шестерен, верхнего составного пуансона-. центратора 2 с подвиж-. ным зубчатым венцом 3, имеющим форму, соответствующую форме нака969397 тываемой шестерни, и находящимся,, как и нижний пуансон 4, в непосредственной кинематической связи с вал-. ком 1. В одной плоскости с валком 1 и пуансонами 2 и 4 иа подвижной оси установлен калибрующий зубчатый ролик 5, взаимодействуюший с пуансонами и имеющий воэможность перемещаться в радиальном направлении к центру .заготовки эа счет увеличенного на (0,05-0,10) m радиального зазора в зацеплении пуайсоны — ролик, где

m - модуль накатываемой шестерни.

Гидроцнлнндр 6 предназначен для создания необходимого усилия прессова,:ния верхним пуансоном 2. Регулируемые упоры 7 взаимодействуют с под- вижным зубчатым венцом 3 верхнего пуансона. На торцах пуансонов 2 и 4 установлены съемные выступы 8, имею30 щие в сечении форму несимметричного 2О клина. При этом они могут. быть кольцевыми (для накатки мелкомодульных колес) и секторными на каждый зуб (при накатке крупномодульных

m p 5 mn колес). Центратор 9 имеет найравляющую коническую и цилиндрическую части для калибровки базового центрального отверстия заготовки и предотвращая его раскатывания. Это обеспечивает точную базу для последующих операций механической обработки зубчатого венца, что упрощает технологический процесс и повышает точность накатанных профилей.

Процесс накатки зубьев колес протекает следующим образом.,35

Заготовка в нагретом ТВЧ состоянии устанавливается на опорный торец пуансона 4 ° Пуансон 2, перемещаясь вниз, центратором 9 фиксирует заготовку в центральном положении и, продолжая перемещение вниз, начинает ее деформвровать, осаживать.

Одновременно с этим валок 1, пуансоны 2 и 4 и ролик 5 получают вращение.,от общего главного привода 10. 45 ,:При увеличении диаметра заготовки вследствие осадки она начинает де.формироваться зубьями валка. Возникающий при этом крутящий момент воспринимается синхронизирующей передачей пуансон - валок, что обеспечивает правильное формование зубьев колеса. Роль выступов 8 при этом состоит в надежной фиксации заготовки в зубопрокатном устройстве и в обеспечении лучшего заполнения металлом торцовых участков иакатывае- . мых зубьев. При использовании в качестве заготовки изношенных зубчатых колес выступы выполняют главную роль в процессе формообразования зубьев, так как они вытесняют металл иэ тор" цов изношенного колеса в зубчатый венец, компенсируя тем самым износ зубьев. Процесс накатки завершается залолнением металлом закрытого ка« либра, образованного рабочими поверхностями зубьев валка и торцами пуансонов.

Для повышения точности колес с накатанным венцом вводят в зацепление калибрующий ролик 5, имеющий отдельный механический привоД. После калибрования зубьев ролик отводится в исходное положение, а пуансон 2 с накатанным колесом поднимается вверх, благодаря чему срабатывает съемник, готовое колесо сталкивается с центратора вниз и удаляется из устрой-. ства.

По сравнению с прототипам предлагаемое устройство для накатки зубчатых колес позволяет повысить точность накатки и расширить технологические возможности устройства.

Формула изобретения

Ъ

Устройство для накатки зубчатых колес, содержащее приводной зубчатый валок, кинематически связанные с ним зубчатые йуансоны, на рабочих поверхностях которых расположены клиновые выступы, и центратор, установленный на одном из пуансонов с,возможностью взаимодействия с центрирующим гнездом другого пуансона, о т л и ч а,ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности, оно снабжено .упорами, а пуансон с центратором установлей с возможностью осевого перемещения до упоров, причем центратор выполнен в виде конического дорна с калиб-. рующей цилиндрической частью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ, 9 916824, кл. 7 f 5/02, 1960.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 314586, кл, В 21 Н 5/02, 02.08.68 (прототий).

969397

Составитель й. Климов

Техреду.Тепер Корректор В. Бутяга

Редактор Я. Филь

» «е» М

1 Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8257/11 Тираж 702 Подписное

ВНИИПИ Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открцтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для накатки зубчатых колес Устройство для накатки зубчатых колес Устройство для накатки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх