Забойный двигатель
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<л973775 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.02. 81 (21) 3244119/22-03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.1132. Бюллетень ¹42
Дата опубликования описания 15 . 11. 82 (51) М. Кл.з
Е 21 В 4/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 622 ° 243. .92.05 (088. 8) (72) Автор изобретения
В.Т.Паньков (71) заявитель (54) ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к буровой, технике, а именно к забойным двигателям для бурения нефтяных и газо-, вых скважин.
Известен забойный двигатель, содержащий шпиндельную секцию с осевой опорой, статорную и роторную системы рабочей секции $1).
При эксплуатации двигателя осевая опора шпиндельной секции дорабатывается до осевого люфта, равного 8-9 мм, и турбобур практически неработоспособен, так как в рабочих секциях роторная система начинает соприкасаться со статорной системой, что ведет к их износу. Однако осевая опора шпиндельной секции двигателя при люфте 8-9 мм находится в работоспособном состоянии и вполне пригодна к дальнейшему использованию.
Цель изобретения — повышение долговечности двигателя путем многократного использования подработанной осевой опоры шпиндельной секции.
Поставленная цель достигается тем, что между шпиндельной и рабочей секциями установлена регулирующая приставка, выполненная в виде корпусного переводника с расточкой под проточную радиальную опору и валика, на выступах которого расположены элементы качения проточной радиальной оггоры.
На фиг. 1 показана конструкция забойного двигателя; на фиг. 2 — сечение A-А на фиг. 1.
Забойный двигатель содержит регулирующую приставку 1, установленную между шпиндельной секцией 2 и осевой опорой 3 и рабочей секцией 4.
Регулирующая приставка 1 содержит корпусной переводник 5, внутренняя поверхность которого выполнена с расточкой 6 под установку статорного кольца 7 проточной радиальной опоры
8. Внутренняя контактная поверхность
9 статорного кольца 7 армирована маслостойкой резиной или износостойким полимерным покрытием.
Элементы качения 10 радиальной опоры 8 размещены на выступах 11 валика 12. Валик 12 соединяется с ва25 лом 13 шпиндельной секции 2 и роторной системой 14 рабочей секции 4.
Корпусной переводник 5 соединен с переводником 15 шпиндельной секции
2 и статорной системой 16 рабочей
ЗО секции 4.
973775
Забойный двигатель работает следующим образом
В процессе эксплуатации забойного двигателя происходит износ осевой опоры 3 шпиндельной секции 2, и при осевом люфте, равном 8-9 юа, ротор- 5 ная система 14 рабочей секции 4 начинает соприкасаться со статорной системой 16.
Чтобы этого не произошло между
У шпиндельной секцией 2 и рабочей I0 секцией 4 устанавливается после подъема двигателя регулирующая приставка 1. Длина валика 12 выбрана такой, чтобы при соединении,с валом
13. и роторной системой 14 возвратить роторную систему в первоначальное рабочее положение относительно статорной системы.
С целью повышения долговечности, приставки 1 при работе в абразивной среде элементы качения 10 радиальной опоры 8 расположены на выступах
11 валика 12. Такое выполнение проточной радиальной опоры 8 позволяет хорошо центрировать валик 12, равномерно распределить радиальную нагрузку на каждый элемент качения
10, в отличие от серийных радиальных опор.
Кроме того, при необходимости можно легко заменить изношенные эле- - ® менты качения 10.
Таким образом, данная конструкция позволяет многократно использовать подработанную осевую опору шпиндельной секции. Имея на буровой становке комплект валиков различной длины, можно дорабатывать осевую опору до люфта 20-30 мм, т.е. повысить межремонтный период забойного двигателя в 2-3 раза.
Стойкость осевой опоры забойного двигателя данной конструкции приближается к стойкости радиальных резино-механических опор шпинделя рабочих секций.
Формула изобретения
Забойный двигатель, содержащий шпиндельную секцию с осевой опорой, статорную и роторную системы рабочей секции, радиальные опоры, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения его долговечности путем многократного использования подработанной осевой опоры шпиндельной секции, между шпиндельной н рабочей секциями установлена регулирующая приставка, выполненная в виде корпусного переводника с расточкой под проточную радиальную опору и валика, на выступах которого расположены элементы качения проточной радиальной опоры.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Шумова 3.И. и др. Справочник по турбобурам. М., "Недра", 1970, с. 40-41, рис. 25 (прототип).