Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства

 

ОП КСАН И

ИЗОБРЕТЕН И к двтовскомю свидетильст

i 975464

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 07. 01. 80 (2! ) 28657о7/2 с присоединением заявки .% (23) Приоритет

Опубликовано 23 ° 11.82 Бюллетен

)М. Кл.

В 60 Н 3/00

1Ьеударствсниый комитет

СССР до делам изобретений н атнрытий

3) УДК 629.113.

06: 628, .ы(08ы.8 1

Дата опубликования описания 27 т (. "

В.А. Бойко, В.А. Джунь, В. В. Т лЬ :(ых;:.И,.П. Резйичейко, В. А. Яшин и В . В. Пие ейМо,, " ., /

1, (=.--

Днепропетровский инженерно-строительный ийс етний (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ВОЗДУХА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к термостатированию и может быть использовано для кондиционирования воздуха с целью создания микроклимата в кабинах транспортных средств.

Известны установки для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащие термоэлектрические батареи, связанные с источником постоянного тока, фильтро-вентиляционную систему, устройство отвода тепла и пульт управления. Причем в качестве охладительно-отопительного агрегата используется полупроводниковый термоблок, питающийся от источника постоянного тока Г 1 ).

Недостатком установки являются большие холодопотери, которые приводят к повышенным затратам на кондицио20 нирование воздуха и тем самым к увеличению габаритов кондиционера. Поэтому при наличии интенсивной солнечной радиации, проникающей в кабину через ее остекление, установка не обеспечит создание требуемого температурного режима в кабине транпортного средства °

Наиболее близкой к изобретению является установка кондиционирования воздуха траспортного средства, содержащая термоэлектрические батареи, подсоединенные к источнику тока, радиационно-конвективную панель, направленную радиационной поверхностью в зону расположения оператора, параллельно расположенные воздушные каналы с входными и выходными отверстиями и фильтрующую панель 1 2).

Однако в известном устройстве воздух, нагнетаемый в воздушные каналы, охлаждается недостаточно интенсивно, а распределение обработанного воздуха по объему кабины недостаточно эффективно. Это объясняется тем, что для получения необходимой температуры воздуха в кабине следует значи3 97546 тельно увеличить скорости движения воздуха в каналах и на выходе из установки, а это в большей части не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, согласно которым скорость движения воздуха в рабочей зоне кабины не должна превышать О., 5 м/с.

Кроме того, в этих установках изза теплового контакта между рядом распОложенными термоэлектрическими to батареями происходят тепловые потоки между ними, Цель изобретения - повышение эффективности работы установки за счет обеспечения равномерного распреде- 15 пения воздуха по обьему кабины транспортного средства, а также уменьшение тепловых потоков между термоэлектрическими батареями.

Указанная цель достигается тем, что радиационно-конвективная панель расположена под фильтрующей панелью, воздушные каналы собраны в пакеты, которые расположены под термоэлектрическими батареями, входные отверстия соседних каналов расположены в шахматном порядке, а выходные отверстия их размещены на половине длины каждого канала и выполнены различных диаметров с увеличением последних к концу каждого канала, Кроме того, пакеты каналов изолированы друг от друга теплоизоляционными прокладками.

На фиг. 1 изображена установка, 35 обший вид; на фиг. 2 - радиационноконвективная панель, вид сбоку, на

Фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 5 воздушный канал с входными и выходными отверстиями для воздуха, .Установка кондиционирования воздуха для кабины транспортного средства содержит вентилятор 1, установленный на крыше 2 кабины 3, и воздуховод 4. Фильтрующая панель 5 и крыша

2 образуют полость 6, в которую нагнетается воздух вентилятором 1. Под фильтрующей пластиной 5 установлена радиационно-конвективная панель 7 с ! радиационной поверхностью, направленной внутрь кабины 3, Радиационно-кон- вективная,панель 7 имеет термобатареи.б, которые своими горячими спаями примыкают к водяному теплообменнику, выполненному из плоских полых элементов 9, собранных с обоих концов в общие коллекторы - впускной

10 и выпускной )1. Элементы 9 и коллекторы 10 и 1) покрыты теплоизоляционным слоем 12. Холодные спаи те .— мобатарей 8 примыкают к воздушным каналам, выполненным в виде труб 13 прямоугольного сечения, которые coGраны в пакеты, расположенные под каждой термобатареей о. Трубы 13 в пакетах собраны таким образом, что между ними имеется хороший тепловой контакт, Между термобатареями 8 и пакетами из труб 13 помещена коммутационная пластина 14. Водяной теплообменник, образованный элементами 9 и коллекторами 10 и 1), водо-воздушный

)радиатор )5, водяной насос 16, температурное реле 17, дополнительный бак

1о, соединенные между собой с помощью трубопроводов 19, образуют рециркуляционную систему установки кондиционирования, служащую для отвода тепла от горячих спаев термобатарей

0 в атмосферу. Установка содержит также пульт 20 управления, преобра,зователь 21 радиационно-конвективной температуры, генератор 22 постоянного тока, которые соединены между собой приводами 23. Термобатареи 8 питаются от генератора постоянного тока через регулятор 24 тока, с которым они соединены проводами 25, На торцевых сторонах труб 13 установлены заглушки 26. На боковой поверхности каждой трубы 13 со стороны фильтрующей пластины 5 выполнено входное отверстие 27, в которое поступает воздух от вентилятора ) через фильтрующую панель 5, при этом входные отверстия 27 соседних труб расположены в шахматном порядке и на каждом конце пакета чередуются.

Благодаря этому воздух, поступающий через отверстия 27, движется в смежных трубах 13 в противоположных направлениях (на фиг. 2 направление движения воздуха условно показано точками - в одном направлении, а крестиками - в противоположном).

Этим достигается равномерная температура радиационной поверхности панели 7 и одинаковая температура выходящего из труб 13 воздуха. Все трубы

13 со стороны кабины 3 снабжены выходными отверстиями 28, которые расположены только на половине длины каждой трубы 13. Диаметр отверстий

2о увеличивается от середины труб 13 к их концам. Через отверс-,ия 28 производится душирование воздуха в ка5 9754 бину 3. Каждый пакет, состоящий иэ труб 13, изолирован друг от друга с помощью теплоизоляционных прокладок

29 для уменьшения тепловых потоков смежными пакетами. S

Установка работает следующим образом.

Если радиационно-конвективная температура в кабине 3 выше допустимой нормы, то преобразователь 21 радиа- >О ционно-конвективной температуры через пульт 20 управления подает команду на регулятор 24 тока, и термобатареи 8 радиационно-конвективной панели 7 подключаются к генератору 22.1

При этом термобатареи о охлаждают своими холодными спаями пакеты из труб 13, а воздух, проходя по ним, охлаждается и через выходные отверстия 2Ь душируется в кабину 3. По- 20 скольку воздух в смежных трубах 13 движется в противоположных направлениях, то. этим обеспечивается равномерная температура душируемого через отверстия 28 воздуха и .тем .самым повышается эффективность его охлаждения. Горячие спаи термобатарей 8 охлаждаются водяным теплообменником,. по которому циркулирует вода, последовательно проходя через плоские we- Зо менты 9, выпускной коллектор ll, водо-воздушный радиатор 15, насос 16 и впускной коллектор 10, при этом расход воды регулируется температурным реле 17. При снижении радиационноконвективной температуры в камере ниже допустимой происходит изменение полярности тока в термобатареях 8 панели 7 с помощью регулятора тока 24 на противоположное. В этрм случае р установка работает в режиме обогрева, осуществляя радиационно-конвективный нагрев рабочей зоны кабины 3, Регулятор 24 тока в режимах охлаждения или нагрева при достижении заданных тепловых параметров атмосферы в кабине 3 может переключать цепи (не указаны) термобатарей 8 последова. тельно или через балластное сопротивление. 50

Таким образом, установка кондиционирования воздуха позволит эффективно при минимальных затратах холодильной и тепловой мощности за счет введения

64 6 радиационного теплообмена обеспечить оптимальный тепловой комфорт в кабине при широком диапазоне изменения наружных метеорологических условий, а в связи с тем, что в смежных трубах воздух движется в противоположных направлениях, это позволяет выравнять тепловое поле радиационной поверхности панели и улучшить условия съема тепла с поверхности труб и холодных спаев термобатарей.

Формула изобретения

1. Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащая термоэлектрические батареи, подсоединенные к источнику тока, радиационно-конвективную панель, направленную радиационной поверхностью в зону расположения оператора, параллельно расположенные воздушные каналы с входными и выходными отверстиями и фильтрующую панель, о т л и"

«ч а ю щ а я с я тем, что,с целью повышения эффективности ее работы эа счет обеспечения равномерного распределения воздуха по объему кабины транспортного средства, радиационноконвективная панель расположена под фильтрующей панелью, воздушные каналы собраны в пакеты, которые расположены под термоэлектрическими бата-. реями, входные отверстия соседних каналов расположены в шахматном порядке, а выходные отверстия их раэмеще« ны на половине длины каждого канала. ,и выполнены различных диаметров. с увеличением последних к концу каждо=

ro канала.

2. Установка. по и, 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения тепловых потоков между термоэлектрическими батареями, пакеты каналов изолированы друг от друга теплоизоляционными прокладками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 214576, кл. В 61 С lj/04, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2601206/27-11, кл. В 60 Н 3/00, 1978 (прототип).

Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для кондиционирования воздуха транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха транспортных средств, в частности кабин управления, преимущественно грузовых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств, обеспечивающему комфортные условия в пассажирских вагонах, в частности, к климатической установке для кондиционирования воздухом скоростного вагона

Изобретение относится к термоэлектрическим кондиционирующим и холодильно-морозильным устройствам, применяемым, например, на пассажирском железнодорожном и другом транспорте

Изобретение относится к устройствам теплообмена и теплопередачи

Изобретение относится к технике мокрой очистки газов от взвешенных частиц, пыли и других примесей и может быть использовано для очистки запыленного воздуха и/или отходящих производственных газов в различных отраслях промышленности
Изобретение относится к способам и устройствам для регенерации активированного угля, используемым преимущественно в устройствах для обработки воздуха в транспортных средствах, в частности в их салонах
Наверх