Кондиционер для транспортного средства

 

(») 887278

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.11.79 (21) 2837653j27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (51) М. Кл.

В 60 Н 3/00

Государственный комитет (53) УДК 629.113.06:

:628.83 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения В. С. Майсоценко,А. Б. Цимерман,М. Г. Зексер и А. P.Ìàéîðñêèé.

Одесский инженерно-строительный институт

У1 (71) Заявитель (54) КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к установкам для создания искусственного климата, а именно к кондиционерам, обеспечивающим требуемый микроклимат в салоне транспортного средства.

Известен кондиционер для транспортного средства, содержащий компрессор с гидроприводом и имеющий замкнутую систему циркуляции хладагента, включающую конденсатор сжатого хладагента, испаритель для охлаждения воздуха, регулирующий вентиль и теплообменник (1).

Однако этот кондиционер конструктивно сложен и в реальных условиях эксплуатации на транспортном средстве обладает малой надежностью из-за возможной разгерметизации системы в связи с утечкой хладагента.

Наиболее близким к изобретению является кондиционер для транспортного средства, содержащий воздухоохладитель, испаритель, в котором установлен нагреватель, связанный со змеевиком, соединенным с источником тепла, блок осушки воздуха, связанный магистралью с испарителем через основной воздушный теплообменник и регулирующий вентиль, и установленный в упомянутой магистрали насос (2).

Однако этот кондиционер содержит большое количество регулирующих устройств и ср.дств автоматики, что увеличивает возможность отказа деталей этих устройств и, как следствие, ведет к снижению степени обработки воздуха по температурным параметрам и влажности поступающего в салон транспортного средства. Кроме того, разгерметизация кондиционера ухудшает осушение и охлаждение воздуха.

Цель изобретения — повышение эффективности работы кондиционера за счет увеличения степени осушки и охлаждения воздуха.

Для осуществления этой цели воздухоохладитель разделен перегородкой на две полости, одна из которых сообщена с атмосферой, другая — с салоном транспортного средства, на ее входе установлен указанный блок осушки воздуха, а на выходе из этой полости в перегородке выполнено отверстие, сообщающее упомянутые полости между собой, при этом кондиционер снабжен дополнительным воздушным теплообменником, связанным с испарителем через запорный клапан и с полостью воздухоохладителя, сообщающейся с атмосферой.

На чертеже представлена принципиаль30 ная схема кондиционера.

887278

Кондиционер состоит из змеевика 1, заключенного в теплоизоляцию 2 и помещенного в кожух 3. Змеевик 1 соединен трубами 4 с нагревателем 5, установленном в испарителе 6, заполненном абсорбентом.

С испарителем посредством магистрали 7 соединен насос 8, последовательно с которым на этой же магистрали установлены двухходовой вентиль 9, основной воздушный теплообменник 10 для крепкого раствора абсорбента и ресивер 11. С насосом кинематически связан вентилятор 12 с приводом от электродвигателя 13. С испарителем посредством магистрали 14 через запорный вентиль 15 связан дополнительный воздушный теплообменник 16, который с другой стороны посредством магистрали

17 связан с воздухоохладителем 18.

Воздухоохладитель снабжен горизонтальной перегородкой 19, разделяющей его па две полости 20 и 21. В воздухозаборнике со стороны полости 20 выполнены жалюзи 22 для сообщения с салоном транспортного средства, а со стороны полости 21 выполнены жалюзи 23 для сообщения с атмосферой. На входе в воздухоохладитель установлен блок 24 осушки воздуха, связанный магистралью 25 с испарителем 6.

В свою очередь, ресивер 11 связан с блоком осушки воздуха магистралью 26, которая посредством трубопровода 27 соединена с двухходовым вентилем 9. Змеевик 1 установлен коаксиально относительно выхлопной трубы 28, причем теплоноситель, находящийся в змеевике, имеет температуру кипения ниже температуры выхлопных газов, проходящих через выхлопную трубу, В перегородке 19 на выходе из полости 20 выполнено отверстие 29.

В летний период кондиционер работает сл еду ющи м о бр а з ам.

При прохождении выхлопных газов через выхлопную трубу 28 тепло от них передается через змеевик 1 теплоносителю, который начинает кипеть, и пары его через трубки 4 поступают в нагреватель 5, погруженный в слабый раствор абсорбента, который заполняет емкость испарителя 6.

Здесь теплоноситель конденсируется, отдавая свое тепло слабому раствору абсорбента, и далее конденсат по трубам 4 возвращается обратно в змеевик 1. Таким образом, змеевик 1, трубы 4 и нагреватель 5 образуют тепловую трубу, заполненную теплоносителем, которая эффективно перешгспт тепло от выхлопных газов к слабому раствору абсорбента.

Под действием этого тепла из слабого раствора абсорбента начинает выкипать вода и ее пары по магистрали 14, в этом случае вентиль 15 открыт, поступают в дополнительный воздушный теплообменник

16, где они конденсируются за счет охлаждения окружающим воздухом. Образовавшийся конденсат из дополнительного воз5

25 зо

65 душного теплообменника 16 по магистрали

i l поступает в полость 21 воздухоохладителя 18.

После выпаривания влаги из слабого раствора абсорбента оставшийся крепкий раствор из испарителя 6 насосом 8 направляется через двухходовой вентиль 9, находящийся в «летнем» режиме в положении, открывающем проход по магистрали 7, в основной воздушный теплообменник 10.

Здесь крепкий раствор абсорбента охлаждается окружающим воздухом и далее поступает в ресивер 11, откуда по магистрали

26 направляется в блок 24 осушки воздуха.

Сюда же вентилятором 12 нагнетается наружный воздух, который, контактируя с крепким раствором абсорбента, осушается, а раствор абсорбента, поглощая влагу, становится слабым и в таком состоянии по магистрали 25 поступает в испаритель 6.

В свою очередь, осушенный воздух из блока 24 поступает в полость 20 воздухоохладителя 18, на выходе из которой воздух, охладившись в пределе до температуры точки росы без изменения влагосодержания, разделяется на два потока: основной и вспомогательный. Основной поток воздуха через жалюзи 22 направляется в салон кабины транспортного средства, а вспомогательный поток через отверстие 29 в перегородке 19 поступает в полость 21, где он смачивается водой, поступающей по магистрали 17. При этом во вспомогательном потоке воздуха испаряется влага, отбирая скрытую теплоту парообразования. Таким образом, весь поток воздуха, находящийся в полости 20 воздухоохладителя, отдает свое тепло вспомогательному потоку, который движется в противоположном направлении в полости 21 за счет испарения воды с поверхности воздухоохладителя этой полости 21 в ее объем. При этом вспомогательный поток нагревается за счет охлаждения основного потока и увлажняется за счет испарения воды и далее через жалюзи 23 выбрасывается наружу.

При зимнем режиме работы кондиционера раствор абсорбента выполняет функции только теплоносителя. Подвод тепла от выхлопных газов к раствору абсорбента, находящегося в испарителе 6, осуществляется так же, как и при летнем режиме работы кондиционера. Однако здесь не происходит отвода паров воды от раствора, т. к. запорцый вентиль 15 закрыт. Таким образом, весь подогретый раствор из испарителя 6 абсорбента подается насосом 8 через двухходовой вентиль 9, находящийся в положении, открывающем проход по магистрали

7 и трубопроводу 27 в блок 24 осушки воздуха. Здесь раствор, отдав свое тепло проходящему воздуху, охлаждается и далее по магистрали 25 снова поступает в испаритель 6 абсорбента. В свою очередь, воздух, нагнетаемый вентилятором 12 в блок

887278

Формула изобретения

0ceoEv палм

Ф»Ыою

Составитель Петрова

Техред Л. Куклина Корректор Е. Давыдкина

Редактор T. Морозова

Заказ 2342/2 Изд. № 616 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

24 осушки воздуха, после контакта с теплым раствором поступает далее в полость

20 воздухоохладителя 18. После прохождения полости 20 воздухоохладителя весь воздух через жалюзи 22 поступает в салон 5 кабины транспортного средства. При этом жалюзи 23 закрыты.

Таким образом, в кондиционере в летний период осуществляются осушка и охлаждение воздуха, а в зимний период — его на- 10 грев, причем энергоресурсом для этих процессов служит бросовое тепло выхлопных газов.

Кроме того, эффективность процесса охлаждения воздуха в описанном кондиционере велика, т. к, испарительный эффект существенно возрастает в связи с предварительной осушкой воздуха раствором абсорбента, а полученная при этом вода используется в воздухоохладителе и блоке осушки воздуха.

Кондиционер для транспортного средства, содержащий воздухоохладитель, испаритель, внутри которого установлен нагреватель, связанный со змеевиком, соединенным с источником тепла, блок осушки воздуха, связанный магистралью с испарителсм через основной воздушный теплообменник и регулирующий вентиль, и установленный в упомянутой магистрали насос, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения степени осушки и охлаждения воздуха, поступающего в салон транспортного средства, воздухоохладитель разделен перегородкой на две полости, одна из которых сообщена с атмосферой, другая — с салоном транспортного средства, на ее входе установлен указанный блок осушки воздуха, а на выходе из этой полости в перегородке выполнено отверстие, сообщающее упомянутые полости между собой, при этом кондиционер снабжен дополнительным воздушным теплообменником, связанным с испарителем через запорный клапан и с полостью воздухоохладителя, сообщаюшейся с атмосферой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 586013, кл. В 60 Н 3/00, 1976.

2. Патент CIIIA № 2839274, кл. 62 — 3, 1958 (прототип).

Кондиционер для транспортного средства Кондиционер для транспортного средства Кондиционер для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для кондиционирования воздуха транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха транспортных средств, в частности кабин управления, преимущественно грузовых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств, обеспечивающему комфортные условия в пассажирских вагонах, в частности, к климатической установке для кондиционирования воздухом скоростного вагона

Изобретение относится к термоэлектрическим кондиционирующим и холодильно-морозильным устройствам, применяемым, например, на пассажирском железнодорожном и другом транспорте

Изобретение относится к устройствам теплообмена и теплопередачи

Изобретение относится к технике мокрой очистки газов от взвешенных частиц, пыли и других примесей и может быть использовано для очистки запыленного воздуха и/или отходящих производственных газов в различных отраслях промышленности
Изобретение относится к способам и устройствам для регенерации активированного угля, используемым преимущественно в устройствах для обработки воздуха в транспортных средствах, в частности в их салонах
Наверх