Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскими

Социалистических

Республик

<и>981646 (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27. 01. 81 (21) 3241742/25-06 М К т з с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

F 01 P 3/00

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 151282 .Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 15.12.82 (53)УДК 621.43. .057(088 ° 8) (72) Авторы изобретения

Вл.П.Денисов, В.П.Денисов, В.Г.Дубовой и И.С.Иосевич

Специальное конструкторско-технологическое бюро-

Института проблем машиностроения АН Украинской С "Р-".. (71) Заявитель (54) ЖИДКОСТНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машино строению, в частности двигателестроению, а именно к жидкостным системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известны жидкостные системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащие рубашку охлаждения, выход из которой соединен с емкостью охлаждающей жидкости через термостат и радиатор, а вход — через жидкостный насос и вентилятор обдува радиатб ра, снабженный приводом fl 1.

Двигатели, снабженные такой системой, работают на водородном топливе, получаемом на борту транспортного средства. В связи с использованием водорода в качестве топлива заметно снижается токсичность отработавших газов и экономится ценное топливо — бензин.

Однако в известных двигателях в системе охлаждения не используется отводимое от двигателя тепло, что снижает эФфективную мощность и .Увеличивает расход топлива.

Цель изобретения — повышение эффективности использования тепла в двигателе.

Указанная цель достигается тем, что система дополнительно содержит генератор-адсорбер, установленный между термостатом и емкостью охлаждающей жидкости параллельно радиатору, а на выходе из рубашки охлаждения дополнительно установлено коммутирующее устройство, выполненное в виде терморегулятора и сообщенное с приводом вентилятора обдува радиатора.

Кроме того в качестве адсорбента генератора-адсорбера применено гидридообразующее вещество.

В качестве гидридообразующего вещества использован ряд LaNi

FeTi, Mg Cu.

На чертеже изображена схема пред лагаемой жидкостной системы охлаждения.

Двигатель 1 снабжен рубашкой 2 охлаждения, выход иэ которой соединен трубопроводом 3 и термостатом 4. Термостат 4, соединенный при помощи трубопровода 5, с жидкостным насосом

6, размещенным на входе в рубашку 2 охлаждения, образует малый контур.

Термостат 4, соединенный при помощи магистрали 7 с жидкостным насосом

30 6 через генератор-адсорбер 8 и ем981646, Формула изобретения кость 9 охлаждающей жидкости, образует контур утилизации тепла. Термостат 4, соединенный трубопроводом

10 с жидкостным насосом б через радиатор 11 и емкостью 9 охлаждающей жидкости, образует большой контур.

На выходе из рубашки 2 охлаждения установлено коммутирующее устройство 12, связанное электрической цепью

13 с автономным приводом 14 вентилятора 15. Генератор-адсорбер 8 че- !О рез вентиль 16 соединен водородным питающим трубопроводом 17 с двигателем 1. К трубопроводу 17 подсоединен занравочный вентиль 18.

Предлагаемая жидкостная система f5 охлаждения работает следующим образом.

Перед запуском двигателя 1 производится заправка генератора-адсорбера 8 водородом через заправоч- 20 ный вентиль 18 при закрытом вентиле

16, после чего заправочный вентиль

18 закрывают. Запуск двигателя производится при закрытом вентиле 16.

Пока охлаждающая жидкость име- 25 ет температуру ниже заданного нижнего предела, она движется по малому контуру. По мере прогрева двигателя термостат 4 перекрывает малый контур и пускает охлаждающую жидкость через контур утилизации тепла (термостат 4, генератор-адсорбер 8, магистраль 7, расширительная емкость

9, жидкостный насос 6 и на вход в рубашку охлаждения) .

Контур утилизации тепла обеспечивает охлаждение двигателя 1 на частичных режимах работы эа счет утилизации генератором-адсорбером 8 тепла, отводимого от двигателя 1 охлаждающей жидкостью, на десорбцию 40 водорода, подаваемого по трубопроводу 17 в двигатель на сжигание.

При переходе двигателя на номинальный и максимальные режимы ра6оты, когда генератор-адсорбер 8 может 45 не успевать утилизировать избыточное тепло от охлаждающей жидкости, термостат 4 пускает часть охлаждающей жидкости по большому контуру через трубопровод 10 и радиатор ll„ 5О где осуществляется отбор тепла за счет конвекции.

В тех случаях, когда генераторадсорбер 8 и радиа,тор 11 не могут отобрать все избыточное тепло от 55 охлаждающей жидкости и ее температура поднимается до верхнего установленного предела, коммутирующее устройство 12 дает сигнал через электрическую цепь 13 на включение электропривода 14 вентилятора 15 для охлаждения радиатора 11. Вентилятор 15 работает до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не снизится до нормальной и коммутирующее устройство 12 не выдает сигнал на отключение привода вентилятора.

Таким образом, введение в систему охлаждения контура утилизации тепла на базе генератора-адсорбера и коммутирующего устройства, управляющего работой автономного привода вентилятора охлаждения радиатора, позволяет более эффективно испольэовать тепло в двигателе.

1. Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая рубашку охлаждения, выход из которой соединен с емкостью охлаждающей жидкости через термостат и радиатор, а вход — через жидкостный насос, и вентилятор обдува радиатора, снабженный приводом, о т л и ч а ю щ а я с я тем., что, с целью повышения эффективности использования тепла в двигателе, система дополнительно содержит генераторадсорбер, установленный между термостатом и емкостью охлаждающей жидкости параллельно радиатору, а на выходе из рубашки охлаждения дополнительно установлено коммутирующее устройство, выполненное в виде терморегулятора и сообщенное с приводом вентилятора обдува радиатора.

2. Система по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем,,что в качестве адсорбента генератора-адсорбера применено гидридообразующее вещество.

3. Система по п,2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в качестве гидридообразующего вещества использован ряд LaNig, FeTi, Мд Сп, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2489525/25-06, кл. F 01 Р 3/00, 31. 08.79.

981646

Составитель В.Шилов

Редактор Г.Гербер Техред A,Ач Корректор М.демчик

Эаказ 9670/51 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Радиатор // 935637

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания с жидкостными системами охлаждения

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения и подогрева двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автотракторному машиностроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания с устройствами для поддержания двигателя в прогретом состоянии после его остановки в холодное время года

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в качестве силовой установки различного назначения

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в карбюраторных и дизельных двигателях

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания
Наверх