Подшипник скольжения

 

(72) Автор изобретен вя

С.В,Ковалевский всесоюзный научно-исследовательский инсти промышленности (7! ) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к узлам тяжелонагруженных шарниров, преимущественно реверсивного трения транспортных, дорожно-строительных машин и другого оборудования.

По основному авт.св. и 411241 известен подшипник скольжения, содержащий корпус, антифрикционную втул ку и взаимодействующую с ней по конусной поверхности втулку-компейса-. тор .натяга, упирающуюся своим торцом в поджимное устройство 1 3.

Однако для известного подшипника характерны: неспособность поджимного устройства компенсивовать износ по цилиндрической поверхности сопряжения; отсутствие компенсационных устройств для увеличения предварительного сжатия пружины при изменении ее (rpysosoA ) упругой характеристики, т.е. при частичной потере жесткости;отсутствие устройства для автоматической подачи смазки к поверхностям трения, что неблагояриятйо

2 сказывается на долговечности сопря женияя. .

Цель изобретения - увеличения на-:

1 дежности работы путем автокомпенсации износа рабочих поверхностей, увеличение пределов компенсации за зора и повышение ресурса поверхнос TeA трения.

Поставленная цель обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения, :содержащем корпус, антифрикционную втулку и взаимодействующую с ней по конусной поверхности втулку-ком пенсатор натяга, упирающуюся своим торцом в поджимйое устройство, втул" ка-компенсатор натяга выполнена в виде прикрепленной к корпусу тарельчатой пружины и кольцевой прокладки, расположенной между корпусом уо и пружиной и изготовленной ив того же материала, что и антифрикционная втулка, например, из полимера, втулка-компенсатор натяга выполнена со сквозным винтовым пазам,а поджимное

3 98919 устройство снабжено винтовой парой, регулирующей предварительное сжатие пружины.

На чертеже изображен шарнирный узел с предложенным подшипником, по- перечный разрез.

Подшипник скольжения устроен следующим образом.

Корпус подшипника в виде цапфы 1 с запрессованным .стальныи кольцом 2 вала 3 взаимодействует по конической поверхности с втулкой-компенсатором

4 натяга, а с другой цилийдрической поверхностью-кольцом 2 вилки 5. Цапфа

1 является частью вилки 5, в которой установлен такой же подшипник скольжения.

В средней части вал 3 сопряжен с серьгой 6 и закреплен в ней. При износе величина осадки втулки-компенсатора 4 обеспечивается за счет упругой

:тарельчатой пружины 7, упирающейся с одной стороны в торец втулки-ком-.

- пенсатора, а с другой - в . торцы гайки 8 и упорного фланца 9, соединенных при помощи гильзы 10, располо.женной внутри пустотелого вала 3 и соединенной с ним при помощи шпонок 11.

Поверхности трения втулки-компенсатора 4 защищены от пыли при помощи уплотнительных колец 12. Вал 3 закреплен в серьге 6 при помощи болтового соединения 13.

Гильза 10 имеет в средней части

35 резервуар для смазки и устройство

14 для ее подачи к поверхностям трения под давлением под действием усилия пружины 15. Гайка 8 гильзы 10 имеет стопорное устройство 16, устра40 няющее самоотвинчивзние резьбы. . Поверхности трения подшипника . скольжения и маслоподводящие каналы защищены от влияния корроэионно-абразивной среды при помощи крышек 17

4$ и уплотнителей 12. Дозаправка смазочного устройства 18 осуществляется посредством масленки 19.

Втулка-компенсатор 4 выполнена с цилиндрической нагрузкой и конус50 ной внутренней поверхностью трения из антифрикционного материала и сопря-, жена с конической поверхностью вала

3 и цилиндрической поверхностью кольца 2 цапфы l,ïðè÷åì втулка-компенса-Б тор 4 выполнена разрезнои по винтовои поверхности с пазом шириной, позволяющей сближение витков компенсатора по мере износа поверхностей трения, 1 ° 4 а торцы выполнены кольцеобразными сплошными.

Винтовая поверхность втулки-компенсатора представляет собой упругий элемент и выполнена таким образом, что площадь поперечного сечения витков является равновеликой.

Иарнирное устройство нагружено рабочим усилием Q „ которое поровну распределяется между подшипниками вилки 5 так, что на каждый подшипник действует радиальное усилие 0 5Q.

Иарнир работает в условиях ревер- сивного трения. Угол поворота вилки 5 относительно оси симиетрии составляет 45-90О+2 в каждую сторону.

Автокомпенсация зазора в предложенном подшипнике осуществляется следующим образом.

При качательном движении серьги

6 вал 3 совершает возвратно-вращательное движение.

Вместе с валом 3 совершают такое же движение и втулка-компенсатор 4, гайка 8, фланец 9, с упругой пружиной 7. Втулка-компенсатор 4 llo Конической поверхности сопрягается с валом 3. При износе цилиндрической поверхности трения под действием упругой пружины 7 и сил затяжки гайки

8 втулка-компенсатор 4 уменьшается по высоте Н, увеличивается виток спирали в диаметре и компенсируется зазор. По конической поверхности трения и по цилиндрической под действием упругих сил образуются натяги, обеспечивающие подвижность соединений без зазоров и ударов при динамическом характере нагрузки.

С целью возможности удлинения каждого витка от приложения равных сил и сохранения постоянного расстояния между витками площадь в сечении витков разрезной втулки выполнена одинаковой.

По мере износа цилиндрической поверхности трения расстояние между витками втулки-компенсатора умень-. шается.

Таким образом, предложенное устройство обеспечивает автокомпенсацию зазора в сопряжении между цИ" линдрическими и коническими поверхностями трения, повышается надежность, долговечность работы шарниров, предупреждает преждевременный износ в зазорах в паре трения при динамическом характере действия нагрузки.

У !И

ВНИИПИ Заказ 11060/50 Тираж 774 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 9891

Применение предложенного подшипника скольжения в тяжело нагруженных шарнирах машин соляной отрасли (солекомбайнах,сцепных устройствах тягачей,межвалковой трансмиссии мельниц, и других механизмах ) обеспечивает надежную работу, увеличивает долговечность, уменьшает объем и времяна техническое обслуживание, исключает случаи загрязнения окружающей >в среды и месторождений поваренной соли смазочными материалами.

Формула: . изобретения

Подшипник скольжения по авт.св.

М 411241, отличающийся

91 6 тем, что, с целью увеличения надеж ности работы путем компенсации износа рабочих поверхностей, втулкакомпенсатор натяга выполнена со сквозным винтовым пазом, а поджимное .устройство снабжено винтовой парой., регулирующей предварительное сжатие пружины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 411241, кл. F 16 С 25/04, 1971 (прототип).

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения, предназначено для пластмассовых подшипников, не нуждающихся в смазке, и может быть использовано в приборах и аппаратах, работающих при значительном перепаде температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорному подшипнику скольжения, преимущественно для установки на валу центробежных и компрессорных машин, работающих при высоких нагрузках. Упорный подшипник скольжения содержит пяту (4), подпятник (3), несущую втулку (1) со сферической упорной поверхностью, на которую сферической поверхностью своей тыльной стороны опирается подпятник (3), выполненный из антифрикционного материала. Между пятой (4) и подпятником (3) имеется масляный зазор. Подпятник (3) выполнен с равномерно расположенными по окружности карманами (6) на тыльной стороне и масляными каналами (7), сообщающими соответствующие карманы (6) с масляным зазором. Масляная подушка на тыльной стороне подпятника (3) образуется за счет перераспределения давления масла в рабочем зазоре и передачи масла по маслопроводящим каналам (7) в масляные карманы (6). Технический результат: повышение работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в центробежных и винтовых компрессорных машинах, работающих в сложных переходных режимах, при которых происходит изменение знака осевого усилия. Упорный подшипник скольжения содержит соосно установленные несущее кольцо (1), сепаратор (2) и упорный элемент в виде подпятника (3). Сепаратор (2) имеет пазы, в которых установлены упругие элементы (8). Несущее кольцо (1) связано с сепаратором (2) и имеет пазы (6), каждый из которых обращен к соответствующему упругому элементу (8) и перекрыт им. Подпятник (3) установлен внутри сепаратора (2) с возможностью осевого перемещения относительно несущего кольца (1). Одна сторона подпятника (3) имеет ребра, опирающиеся на упругие элементы (8), а на другой стороне выполнены неподвижные подушки, предназначенные для контакта с упорным гребнем (4) вала (14). Несущее кольцо (1) имеет радиальные отверстия (15), сообщенные с полостью между несущим кольцом (1) и подпятником (3). Технический результат: повышение демпфирующих свойств подшипника, снижение влияния динамических нагрузок на подшипник, повышение технологичности, работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения в условиях работы при резких переходных режимах работы компрессорных машин, в том числе при помпаже центробежного компрессора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - исключение избыточных заклинивающих связей в опорах при соединении с рабочим органом, повышение долговечности электродвигателя. Электродвигатель содержит корпус (1), статор (2), ротор (3) на валу (4). Вал имеет опоры в боковых щитах (5 и 7) корпуса. Одна из опор выполнена в виде самоустанавливающегося подшипника (6), другая - виде упругого кольца уплотнения (8). Упругая опора может находиться в переднем или заднем щите корпуса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх