Выключаемая фрикционная муфта

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (u>992843 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 080681 (21) 3306074/25-06

Р М К з с присоединением заявки ¹â€”

F 04 3 29/60

F 16 9 13/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 300183. Бюллетень № 4

f $3j УДК 621. 63-523 (088. 8 ) Дата опубликования описания 30 . 01. 83 f Ь.

Ги ьман" -.:.:

Э " °

-..-,. /

».»„"""

Харьковский институт инженеров железнодор Ъицрго транспорта им. С.N.Êèðoâà

ILy

А.В.Линник А.Г. Рябикин и Л.С. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) ВЫКЛЮЧАЕИАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в приводах вентиляторов в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Известна выключаемая фрикционная муфта, содержащая две полумуфты с рабочими поверхностями, образующими цилиндропоршневую пару, имеющую рабочую полость, подключенную к источнику управляющей среды f1 ).

Однако такое конструктивное выполнение не обеспечивает высокую надежность. работы муфты из-за высоких напряжений, возникающих на рабочих поверхностях, и их быстрого износа.

Известна также выключаемая фрикционная муфта преимущественно привода вентилятора, содержащая две полумуфты с рабочими коническими поверхностями, образующими цилиндропоршневую пару, снабженную возвратным элементом и имеющую рабочую полость, подключенную к источнику управлянхцей среды (21.

Однако и такое конструктивное выполнение не обеспечивает высокую надежность работы муфты из-за повышенного износа конических рабочих поверхностей.

Цель изобретения - повышение надежности работы выключаемой фрикционной муфты.

Указанная цель достигается тем, что одна из полумуфт снабжена подпружиненными элементами, контактирующими с другой полумуфтой.

Причем в полумуфте, снабженной подпружиненными элементами, выполнены по окружности цилиндрические отверстия для размещения элементов, последние снабжены сферическими головками, а в другой полумуфте выполнены ответные сферические лунки, количество которых кратно числу подпружиненных элементов.

На чертеже показана вь1ключаемая фрикционная муфта, продольный раз20 рез

Выключаемая фрикционная муфта преимущественно привода вентилятора 1, содержит полумуфты 2 и 3 с рабочими коническими поверхностями 4. Эти полумуфты 2 и 3 образуют цилиндропоршневую пару с цилиндром 5 и поршнем .

6, снабженную возвратным элементом, выполненным в виде пружины 7. Цилиндропоршневая пара имеет рабочую полость

8, к которой подключен через канал 9 источник управляющей среды (не йо992843 казан ). Полумуфта 2 снабжена элементами 10 подпружиненными пружинами 11.

Элементы 10 контактируют с полумуфтой 3.

В полумуфте 2, снабженной подпружиненными элементами 10, выполнены 5 по окружности цилиндрические отверстия для размещения элементов 10, причем элементы 10 снабжены сферическими головками 12. В другой полумуфте 3 выполнены ответные сферические лунки 10

13, количество которых кратно числу подпружиненных элементов 10. Вентилятор 1 жестко связан с полумуфтой 3.

Цилиндр 5 установлен в полумуфте 3 на радиально-упорных подшипниках 14 . l5

Муфта работает следующим образом.

От источника управляющей среды воздух под давлением по каналу 9 поступает в полость 8 и своим давлением вытесняет поршень 6 из цилиндра 20

5, сжимая пружину 7. Поршень 6 перемещает полумуфты 2 и 3 друг относительно друга, разрывая взаимный контакт рабочих конических поверхностей

4. В таком положении полумуфта 3 от- д ключена or полумуфты 4, и вентилятор 1 останавливается.

Включение вентилятора достигается сбросом давления воздуха в полости 8 через канал 9, в результате чего возвратная пружина 7 перемещаеr поршень 6 в цилиндре 5. Взаимное зацепление двух полумуфт 2 и 3 происходит в два этапа. Сначала при взаимном сближении двух полумуфт 2 Зи 3 происходит касание сферических головок 12 подпружиненных элементов

10 со стенками сферических лунок 13.

В момент проскальзывания головок 12 по стенкам лунок 13 происходит пе.редача крутящего момента от полумуфты 2 к полумуфте 3. При достижении угловой скорости вентилятора 1 относительно полумуфты 2 до уровня 60

75Ъ максимальной угловой скорости происходит дальнейшее взаимное сближение двух полумуфт 2 и 3 до полного взаимного контакта рабочих поверхностей 4. В этом случае угловые скорости двух полумуфт сравниваются.

В связи с предварительным разгоном ведомой полумуфты относительно ведущей рабочие конические поверхности полумуфт испытывают меньшую динамическую нагрузку в момент включения вентилятора, что в конечном счете повышает надежность работы всей муфты.

Формула изобретения

1. Выключаемая фрикционная муфта преимущественно привода вентилятора, содержащая две полумуфты с рабочими коническими поверхностями, образующие цилиндропоршневую пару, снабженную возвратным элементом и имеющую рабочую полость, подключенную к источнику управляющей среды, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы, одна из полумуфт снабжена подпружиненными элементами, контактирующими с другой полумуфтой.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в полумуфте, снабженной подпружиненными элементами, выполнены по окружности цилиндри ческие отверстия для размещения элементов, последние снабжены сферическими головками, а в другой полумуфте выполнены ответные сферические лунки, количество которых кратно числу подпружиненных элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Блохин Г.Е. Авиационные муфты трения. М., "Оборонгиз", 1955, с. 20, рис. 2.

2. Патент Великобритании Р 1310511 кл. Г 2С, опублик. 1973.

- 992843

Составитель Ю.антипов

Редактор Н.Кешеля Техред О.Неце Корректор А.Ференц

Заказ 410/45 Тираж 663 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r . Ужгород, ул. Проектная, 4

Выключаемая фрикционная муфта Выключаемая фрикционная муфта Выключаемая фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосам, обеспечивающим подачу жидкости к ДВС

Изобретение относится к насосостроению, в частности к области нефтегазодобычи

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более конкретно к устройствам для определения эпюр давления в пазухах рабочего колеса центробежного насоса

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора

Изобретение относится к конструкциям компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений и позволяет повысить надежность и кпд компрессора за счет уменьшения износа наружных цапф поворотных лопаток
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности роторов авиационных ГТД, газотурбинных стартеров и вспомогательных силовых установок

Изобретение относится к области гидравлических испытаний центробежных насосов, в частности к балансовым испытаниям, определяющим величины разных видов потерь энергии в насосе на различных режимах его работы, и может быть использовано как при разработке новых агрегатов, так и при испытании уже существующих

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора
Наверх