Подшипниковый узел электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских.Социалистических

Республик (1)995208 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(513M.Кл з (22) Заявлено 27. 02. 81(21) 3251190/24-07

Н 02 К 5/1б с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР

«о делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.0? 83, Бюллетень ¹ 5

Дата опубликования описания 07 ° 02. 83 (53) УДК 621. 313..713 (088. 8) (72) Автор изобретения

С.И.Черноусов

Л

Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроенйя---.,-..- . (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Изобретение. относится к электро-. машиностроению и может быть использовано во вращающихся электрических машинах малой и средней мощности с не-. . Гарантированной соосностью посадочных поверхностей для подшипников.

Известен подшипниковый узел, состоящий из подшипника качения и охватывающего его промежуточного корпуса .с внешней кольцевой сферической по- . верхностью, которая опирается на поверхность корпуса механизма. Подшипниковый узел предназначен для работы в машинах и механизмах, в которых по условиям оборки невозможно обеспечить соосность внешних посадочных поверхностей для подшипников, установленных на одном валу (1 ).

Недостатком подшипникового узла является малая относительная ширина сопрягаемых сферических поверхностей.

Наиболее близок к предлагаемому подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит, размещенный внутри щита разъемный промежуточный корпус с внешней сферической поверхностью и расположенный внутри корпуса подшипник качения t 2, Опирание сферы промежуточного кор. пуса на ответную сферическую поверхность щита обесйеч@вает свободу самоуст ан авливаемости подшипника. Однако наличие воздушного зазора между

5 промежуточным. корпусом и подшипниковым щитом в совокупности с малой относительной шириной экваториальных сферических поверхностей соприкасновения требует высокбй точности их обработки, что:повышает трудоемкость изготовления. Недостатком известного подшипникового узла также несоответствие размеров экваториальной сферической поверхности подшнпникового щита требованиям взаимозаменяемости подшипника качения в промежуточном корпусе с подшипником скольжения,что необходимо обеспечивать в унифицированных рядах электрических машин pas20 личных исполнений.

Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления путем унификации подшипникового узла.

Укаэанная цель достигается тем, что в подшипниковом узле в средней части сферической поверхности промежуточного корпуса выполнен кольцевой цилиндрический выступ, внутри которого размещен подаипник качения, Так как опорные поверхности под ,аипникового щита контактируют со

995208 сферической поверхностью промежуточного корпуса, в центальной части которого имеется кольцевой выступ, охватывающий подшипник качения, а диаметр сферы меньше диаметра укаэанного подшипника, то значительно увеличива- 5 ется относительная ширина сферической поверхности и создаются условия для снижения точности обработки сопрягающихся сферических поверхностей и решения проблемы унификации подшипни- 1О

<овых щитов электрических машин различных конструктивных исполнений.

На фиг.1 изображен предлагаемый подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг.2 — пример унификации узла в подшипниковом щите с подшипником скольжения.

Подшипниковый узел содержит подшипник 1 качения, установленный на вал 2 электрической машины, реэъемный->3 промежуточный корпус, охватывающий подшипник- и состоящий из двух крышек

3 и 4, прилегающую часть подшипникового щита 5 и фланец 6, прикрепленный с помощью винта 7 с пружинной шайбой

А.Л

8 к подшипниковому щиту 5. Промежуточный разъемный корпус с частью сферической поверхности, расположенной на крышке 3, опирается на ответную поверхность подшипникового щита, а другой частью сферической поверхности на ответную поверхность фланца б.

Таким образом, в сферической поверхности промежуточного разъемного корпуса образован кольцевой цилиндрический выступ 9, соосный со сферической поверхностью и предназначенный для размещения подшипника качения, диаметр которого превышает диаметр сферы. Для четкой осевой фиксации подшипника 1 в крышках 3 и 4 про 4О межуточного корпуса внутренняя суммарная длина цилиндрических поверхностей — меньше ширины подшипника, а фланцу 6 эа счет мембранных изгибов придают упругие свойства. Для обеспе- 45 чения свободы осевого перемещения г подшипника в промежуточном корпусе суммарную длину цилиндрических поверхностей выполняют большей, чем ширина подшипника.

Подшипниковый узел с подшипником

10 скольжения своей внешней сферической поверхностью опирается на те же ответные поверхности подшипникового щита 5 и фланца 6, что и крышки 3 и

4 промежуточного корпуса с заключенным в него подшипником качения. В свободном кольцевом объеме 11 размещен пропитанный смазочным маслом войлок (или другой сходный материал).

Использование изобретения позволяет заменить трудоемкие токарный и шлифованный технологические процессы обработки сферических поверхностей на менее трудоемкие методы литья и объемной штамповки, а также унифицировать подшипниковые щиты электрических машин малой и средней мощности различных конструктивных исполнений.

Формула изобретения

Подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит, размещенный внутри щита разъемный промежуточный корпус с внешней сферической поверхностью и расположенный внутри корпуса подшипник качения, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления путем унификации подшипникового узла, в средней части сферической поверхности промежуточного корпуса вЫ» полнен кольцевой цилиндрический выступ, внутри которого размещен подшипник качения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Орлов П.И. Основы конструирования. М., 1977, кн. 2, с. 524, рис ° 484.

2. Красовский Б.Н, Основы конструирования транспортных электрических машин. Л., 1970, с. 214.

995208

4 иг 1

Составитель А.Г.Воинов

Редактор Л.Пчелинская Техред М .Костик Корректор Л. Бокшан

Заказ 665/40 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4

Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области гидроэнергетики и может быть использовано во всех гидроагрегатах гидравлических и гидроаккумулирующих электростанций (ГЭС и ГАЭС)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в гидроэнергетике при создании горизонтальных гидроагрегатов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве электродвигателей для приводов деревообрабатывающих станков, моноблочных насосов и другого оборудования, где требуется строгая фиксация вала с ротором в одном постоянном положении

Изобретение относится к области проведения стендовых испытаний подшипников электродвигателей и может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным самозапускающимся синхронным микродвигателям с постоянными магнитами, используемыми в качестве однофазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным самозапускающимся синхронным микродвигателям с постоянными магнитами, используемыми в качестве однофазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, а именно к асинхронным электродвигателям, предназначенным для работы в погруженном состоянии и используемым в качестве привода в погружных насосных агрегатах для добычи жидкости из буровых, преимущественно нефтяных, скважин
Наверх