Патенты автора Добродеев Алексей Алексеевич (RU)

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса создания в ледовом опытовом бассейне канала с ледяными обломками для проведения в нем испытаний моделей судов ледового плавания. Предложено устройство для образования канала моделируемого ледяного покрова в ледовом опытовом бассейне, включающее движущуюся вдоль ледяного покрова платформу, на которой расположены жестко закрепленные на валу с электроприводом вращающиеся ножи, выполненные в виде модуля, состоящего по меньшей мере из двух диаметрально противоположно ориентированных прямоугольных полос, лежащих в одной плоскости и с угловым смещением вокруг оси вала относительно соседних полос ножей на угол α=360°/n, где n - количество полос ножей в модуле. Модули ножей расположены вдоль вала со сдвигом от соседних модулей ножей на заданном расстоянии и с угловым поворотом относительно них вокруг вала на угол β, равный преимущественно α/2. Свободные концы вращающихся ножей модуля согнуты в противоположные стороны с образованием плоскостью ножа Г-образной формы, длина согнутых частей ножей при этом составляет не более половины расстояния между соседними модулями ножей вдоль вала. Количество ножевых модулей определяется шириной приготавливаемого в опытовом бассейне канала. Предлагаемое устройство обеспечивает образование в ледовом опытовом бассейне канала моделируемого ледяного покрова с ледяными обломками, соответствующими масштабу испытываемых в нем моделей судов ледового плавания. 4 ил.

Изобретение относится к области экспериментальных исследований воздействия льда на морские сооружения, касается вопроса обеспечения подготовки образцов лабораторного морского льда и их испытаний и решает задачу по обеспечению существенного сокращения трудовых и энергетических затрат при приготовлении среднемасштабных образцов лабораторного морского льда и проведении серии его экспериментальных исследований и критериев разрушения. Для этого в устройстве для обеспечения приготовления среднемасштабных образцов лабораторного морского льда и проведения серии экспериментальных исследований его свойств и критериев разрушения, включающем закрытое помещение с расположенной в нем емкостью, заполняемой морской водой, намораживаемой для приготовления льда, и оснащенное системой охлаждения и вентиляции и соединенной с источником пресной воды мелкодисперсионной форсункой, обеспечивающей регулировку размера ядер кристаллизации льда, по изобретению емкость для заполнения морской водой выполнена в виде имеющей вытянутую преимущественно прямоугольную форму в плане резервуара из нержавеющей стали, длина и ширина которого определяются поперечным размером и необходимым количеством ледяных среднемасштабных образцов, извлекаемых из приготовленного в емкости морского льда при условии распределения образцов по поверхности емкости таким образом, чтобы расстояние от борта резервуара до центральной оси извлекаемых образцов морского льда, а также между центральными осями самих образцов морского льда составляло не менее двух поперечных размеров образца. Высота резервуара при этом должна быть такой, чтобы обеспечивалось заполнение водой емкости на глубину, в 2 раза превышающую толщину намораживаемого в ней льда. При этом по длинной стороне резервуар разделен закрепленной на его бортах вертикальной перегородкой на две секции в соотношении 4:1, большая из которых предназначена для намораживания лабораторного льда, а меньшая - для заполнения ее водой для компенсации давления при намораживании льда и предотвращения возникновения внутренних напряжений во льду. Причем вертикальная перегородка установлена таким образом, чтобы в верхней части резервуара обеспечивалось неперетекание воды из большой секции в малую, а в нижней - имелся зазор между нижним концом перегородки и днищем резервуара, необходимый для свободного движения воды между секциями. При этом поверхность резервуара, включая верхнюю горизонтальную поверхность малой секции, покрыта с внешней стороны теплоизолирующим слоем из теплоизоляционного материала, расположенным с отстоянием от стенок резервуара на величину от 5 до 10 см, в просвете между которыми уложен греющий кабель. Кроме того, греющий кабель уложен в форме змейки или спирали. Опыт использования предлагаемого устройства для обеспечения проведения испытаний среднемасштабных образцов лабораторного морского льда подтвердил ожидаемые характеристики и физико-механические свойства намораживаемого льда, а также пригодность для исследований прочностных свойств и критериев разрушения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области морского транспорта и способам проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах. Способ включает приготовление в ледовом бассейне ледяных полей, имитирующих различные ледовые условия, формирование в выбранном ледовом поле ледяного канала с заполнением его отдельными ледовыми фрагментами и осуществление в нем движения модели крупнотоннажного судна с последующим измерением дистанции торможения модели с момента начала ее торможения. Ледяной канал в ледовом поле формируют путем проведения по выбранному ледовому полю самоходной модели лидирующего ледокола, выполненной в одном и том же масштабе с моделью крупнотоннажного судна. В процессе проведения модели лидирующего ледокола частоту вращения его движительного комплекса задают в соответствии с прогнозируемой скоростью движения ледокола в выбранных ледовых условиях. Затем, в созданном таким образом ледяном канале, проводят уже самоходные испытания модели крупнотоннажного судна, последовательно выбирая режимы работы его движительного комплекса и измеряя дистанцию торможения модели. Технический результат заключается в повышении достоверности результатов модельных испытаний моделей крупнотоннажных судов в ледовом опытовом бассейне и получении объективных экспериментальных данных, путем создания условий проведения модельного эксперимента, подобных натурным. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам для подводно-технических работ. Предложено подводное судно для обслуживания подводных добычных комплексов на арктическом шельфе и других подводно-технических работ, выполненное в виде разделенной на отсеки двухкорпусной подводной лодки с ядерной энергетической установкой, балластно-уравнительной системой, гидроакустическим оборудованием, ангарами для выпуска и приема подводных аппаратов, водолазным комплексом, устройствами шлюзования. Наружный корпус выполнен с углом наклона форштевня на уровне крейсерской ватерлинии (КВЛ) 40-65°, с углом наклона КВЛ на носовом перпендикуляре в сечении по КВЛ 35-50° и с углом наклона шпангоута на уровне КВЛ в сечении по шпангоуту 20-30°. Предложенное изобретение раскрывает также: конструкцию ледового усиления наружного корпуса, особенности выполнения движительно-рулевого комплекса, расположение по районам судна ангаров для обитаемого и необитаемых подводных аппаратов и захватного грузоподъемного устройства, особенности выполнения ангаров для подводных аппаратов. Техническим результатом является расширение функциональных и эксплуатационных возможностей подводного судна. 15 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов компоновки корпуса судна по отсекам при разработке новых проектов атомных ледоколов и судов с атомными энергетическими установками, предназначенных для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях. Предложен атомный ледокол, имеющий корпус, центральный энергетический отсек с реакторной установкой и два отсека главных турбогенераторов. Центральный энергетический отсек с реакторной установкой расположен в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута судна и диаметральной плоскости. Один из упомянутых отсеков главных турбогенераторов размещен по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека, а другой - также по диаметральной плоскости со смещением в корму от центрального энергетического отсека, при этом указанные отсеки главных турбогенераторов расположены смежно с центральным энергетическим отсеком. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной безопасности энергетической установки, обеспечении удифферентовки ледокола с посадкой на ровный киль при одновременном выполнении нормативных требований по обеспечению непотопляемости ледокола. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого канала, обеспечивающего безопасную проводку крупнотоннажных судов во льдах. Предложено ледокольное судно, включающее корпус, состоящий из основного головного корпуса и связанных с ним с помощью жесткой платформы побортно расположенных симметрично от диаметральной плоскости судна двух боковых корпусов, размещенных со смещением вниз по потоку от головного корпуса, и имеющий наклонный форштевень и разваленные борта, при этом головной корпус оборудован движительно-рулевым комплексом, а боковые корпуса - винтовыми движителями; крепление головного корпуса к соединяющей корпуса жесткой платформе осуществлено через шарнирную связь, обеспечивающую возможность поворота указанного корпуса в плоскости ватерлинии относительно диаметральной плоскости судна на угол не менее ±15°, а движительно-рулевой комплекс головного корпуса выполнен в виде поворотной винторулевой колонки, имеющей возможность поворота вокруг своей вертикальной оси на угол не менее ±90°. Технический результат заключается в улучшении управляемости многокорпусного ледокольного судна при формировании ледокольного канала, а также его ледопроходимости при движении задним ходом. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах. Предложен способ проведения модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне, включающий буксировку прикрепленной через динамометр к буксировочной тележке бассейна самоходной модели с работающими движителями в ледовых условиях, а затем на чистой воде в ледовом канале, оставшемся после прохождения буксируемой модели в ледяном поле, который предварительно очищают от битого льда. Буксировочная тележка бассейна обеспечивает движение модели с заданными скоростями, а частоту вращения движителей выбирают из условия равенства расчетной тяги и тяги движительного комплекса модели на заданной скорости движения. По результатам буксировочных самоходных испытаний модели в ледовых условиях и в условиях чистой воды в упомянутом ледовом канале определяют силу чистого ледового сопротивления модели RI, значение которой вычисляют в виде RI=FI+FW, где FI и FW - сила между моделью и буксировочной тележкой в ледовых условиях и в условиях чистой воды соответственно, причем при суммировании значения сил FI и FW берутся со своими знаками. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности результатов модельных испытаний судов ледового плавания. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания новых разрушающих лед технических средств, работающих в сочетании с буксиром, которые смогут формировать достаточно широкий канал для беспрепятственного движения крупнотоннажных судов во льдах. Предложена толкаемая буксиром-толкачом ледокольная приставка для создания судоходного канала во льдах, корпуса которой скомпонованы в виде головного и двух боковых, жестко связанных между собой рамной конструкцией с устройством для плотного ее контактирования с буксиром-толкачом. Корпуса имеют на уровне действующей ватерлинии форму, близкую к треугольной, и обрубленную плоскую корму. Боковые корпуса имеют одинаковую ширину и расположены со смещением вниз по потоку от головного корпуса так, что линия, проходящая через их форштевни на уровне ватерлинии, отстоит от параллельной ей линии, проходящей на уровне ватерлинии через ахтерштевень головного корпуса, на расстояние не менее 0,1 ширины головного корпуса по его миделю, а по обе стороны от головного корпуса размещены с отстоянием их диаметральных плоскостей от диаметральной плоскости ледокольного судна на расстоянии l, определяемом из соотношения: где Вг и Вб - ширина соответственно головного и бокового корпуса по миделю. Устройство для плотного контактирования приставки с буксиром-толкачом размещено на рамной конструкции и расположено выступающим на величину b не менее 3 м за линию, проходящую через ахтерштевни бортовых корпусов. Технический результат заключается в повышении безопасности проводки судов во льдах, расширении эксплуатационных возможностей традиционных буксиров. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения. Буксируемое устройство имеет корпус, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, который расположен в диаметральной плоскости устройства впереди боковых ледокольных корпусов так, что плоскость его мидель-шпангоута находится вблизи линии, проходящей через форштевни двух боковых ледокольных корпусов, а его ширина по миделю равна не менее 0,2 аналогичной ширины боковых ледокольных корпусов. Центральный вспомогательный и боковые ледокольные корпусы имеют наклонный форштевень и жестко соединены между собой рамой. Боковые ледокольные корпусы выполнены относительно своей диаметральной плоскости несимметричными, их внешние борта являются прямостенными и имеют одинаковую ширину по миделю. Достигается снижение сопротивления движению ледокольного судна во льдах, обеспечивается прокладка широкого судоходного канала. 1 ил.

 


Наверх