Патенты автора Гейкин Валерий Александрович (RU)

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для получения методом горячей штамповки дисков турбин с лопатками в виде моноколес, в частности, для колес авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Нагретую исходную заготовку в виде кольца размещают на оправке в полости матрицы устройства, имеющего полуматрицы и съемные секции. Производят формообразование кольца до полного заполнения полости матрицы с радиальным выдавливанием лопаток в полости секций. Используют кольцо шириной, выполненной с учетом припуска, соответствующего по массе лопаточной части блинга. При формообразовании кольца к обоим его торцам прикладывают усилие посредством пуансонов. После окончания штамповки производят отвод полуматриц и пуансонов в исходные положения. Готовую поковку блинга извлекают совместно со съемными секциями путем ее перемещения на оправке до упора в торец пуансона. В результате обеспечивается снижение технологического усилия и повышение качества полученного изделия. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к способу упрочнения поверхностного слоя лопаток компрессора газотурбинных двигателей. Осуществляют отпуск шариков и заполняют ими рабочую камеру. Осуществляют закрепление в камере лопатки с возможностью взаимодействия ее упрочняемых поверхностей с шариками и обработку упрочняемых поверхностей лопатки ультразвуковыми колебаниями. Отпуск упомянутых шариков, диаметром 0,68 мм и твердостью 59-61 HRC из стали ШХ15 со структурой мартенсита с карбидами хрома, осуществляют при температуре 350-450°С в течение 25-45 мин для повышения упругости и снижения твердости шариков до 40-50 HRC с изменением их структуры на троостомартенсит и троостит с карбидами хрома. Ультразвуковые колебания осуществляют с амплитудой от 10-30 мкм при частоте 18-22 кГц в течение 80-250 с. Плотность загрузки шариков в рабочей камере устанавливают в количестве 130-200 шт./см3 объема ее рабочего пространства. В результате уменьшают шероховатость упрочняемых поверхностей и обеспечивают повышение предела выносливости лопаток компрессора. 2 ил.

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, их эксплуатации, в частности к средствам герметизации газовоздушного тракта двигателей высокотемпературными уплотнениями. Способ изготовления двухслойного кольцевого жаропрочного уплотнения узлов ГТД заключается в следующем. Вначале готовят заготовки наружного и внутреннего слоев уплотнения из жаропрочных материалов. При этом заготовку наружного слоя получают в виде полосы с заданными параметрами, слои соединяют и формируют требуемый профиль уплотнения. Внутренний слой уплотнения получают напылением материала на заготовку наружного слоя с последующим вальцеванием и термообработкой, причем напыляемый материал используют с более высоким температурным коэффициентом линейного расширения, чем материал наружного слоя. Причем толщину напыляемого слоя выполняют в интервале от 1 до 3 толщин заготовки наружного слоя. Для обеспечения надежности соединения слоев в двухслойном уплотнении напыляемую поверхность наружного слоя подвергают пескоструйной обработке, напыление выполняют на воздухе, в вакууме или в нейтральной среде при температуре выше 700°С, а термообработку выполняют при температуре не менее 950°С в вакууме или нейтральной среде. Использование изобретения позволяет сократить влияние релаксации материала при работе уплотнения под нагрузкой при высокой температуре, увеличить надежность герметизации разделяемых полостей узла и увеличить ресурс работы, упростить технологический процесс изготовления уплотнения за счет сокращения количества операций и их механизации, исключая ручной труд. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области изготовления роторов газотурбинных двигателей (ГТД). Способ включает предварительное изготовление кольцевых заготовок ступеней ротора с торцевыми стыковочными поверхностями, соосное размещение относительно друг друга упомянутых кольцевых заготовок. Торцевые стыковочные поверхности на кольцевых заготовках выполняют в виде торцевых выступов с замками, посредством которых соединяют упомянутые заготовки между собой перед сваркой. Сварку осуществляют, например, с применением электронно-лучевой сварки. После сварки кольцевых заготовок замки удаляют и посредством высокоскоростного фрезерования на выступах кольцевых заготовок изготавливают лопатки. Использование изобретения позволяет исключить возможность коробления лопаток ротора при сварке и термообработке, обеспечить высокое качество и точность изготовления ротора, что повышает надежность эксплуатации и увеличивает ресурс работы ГТД. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области изготовления роторов турбомашин с применением электронно-лучевой сварки. Способ включает изготовление вала ротора со стыковочной поверхностью и замковым элементом для соединения и кольцевых деталей ротора с плоскими торцевыми стыковочными поверхностями и замковыми элементами для их соединения, размещение упомянутых вала и деталей соосно друг другу, сборку с совмещением упомянутых стыковочных поверхностей и соединение посредством электронно-лучевой сварки по упомянутым поверхностям, проведение зачистки сварных швов с удалением замковых элементов и окончательную термическую обработку собранного ротора. При этом для сборки и соединения упомянутых вала и деталей используют осевой фиксатор, состоящий из штанги с прижимными дисками и центрирующими элементами в виде сменных центровочных втулок. Использование изобретения позволяет упростить технологический процесс изготовления ротора и обеспечить при этом высокое качество и точность его изготовления, что повышает надежность и увеличивает ресурс работы турбомашины в целом. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при производстве или ремонте бандажированных лопаток турбин турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Выполняют бандажную полку лопатки турбины. Наносят на подготовленную к наплавке контактную поверхность бандажной полки износостойкое покрытие и удаляют излишки упомянутого покрытия до получения требуемого размера бандажной полки. Бандажную полку выполняют с припуском, компенсирующим последующую ее усадку при нанесении износостойкого покрытия, а после наплавки упомянутого покрытия выполняют отжиг лопатки в вакууме 10-3-10-4 мм рт.ст. при температуре не выше 1050°C. При этом наплавку износостойкого покрытия на контактную поверхность бандажной полки осуществляют за один проход без разрыва электрической дуги на минимальном токе 30-40 А. Припуск бандажной полки превышает величину последующей ее усадки не более чем на 5-10%. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс работы лопаток турбины. 1 з.п. ф-лы, 5 ил., 2 пр.

Изобретение относится к способу восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (ГТД). Определяют линии ремонтного среза бандажных полок. Удаляют по указанной линии их дефектные части. Изготавливают накладки из твердосплавного материала толщиной не более 0,9 мм со сквозными проточкам по контуру, совпадающему с плоскостями ремонтного среза бандажных полок. Фиксируют их на плоскостях срезов с соблюдением требования сохранения установленной длины бандажных полок, осуществляют термообработку и заключительную финишную механообработку. При этом после удаления по указанной линии ремонтного среза дефектных частей бандажных полок осуществляют наплавление на ремонтный срез слоя титанового сплава заданной толщины, а затем - фиксацию накладок путем индукционной пайки. Предлагаемый способ позволит повысить надежность изделия при его эксплуатации, а также увеличить ремонтный ресурс лопаток в 1,5-2 раза, 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной промышленности и может быть использовано для изготовления моноколес турбомашин. Способ включает последовательную черновую обработку концевыми фрезами верхних, средних и концевых участков лопаток и дальнейшую их чистовую обработку. При этом после проведения черновой обработки верхних и средних участков лопаток выявляют дефекты на их поверхности. Удаляют участки лопаток с выявленными дефектами. Восстанавливают верхние и средние участки лопаток. Для восстановления верхних и средних участков лопаток по месту их удаления формируют выступ под корневые участки лопаток на кольцевой заготовке. Изготавливают технологическую накладку в виде платика со сквозным вырезом, совпадающим с контуром выступа под корневые участки лопаток. Также изготавливают конструктивную деталь, контактная плоскость которой соразмерна с контактной плоскостью платика, а ее объем соответствует объему удаленных верхних и средних участков лопаток. С помощью электронно-лучевой сварки соединяют между собой выступ под корневые участки лопаток, платик и конструктивную деталь. Далее проводят черновую обработку восстановленных участков лопаток. Изобретение позволяет расширить технологические возможности изготовления моноколеса газотурбинного двигателя за счет устранения дефектов в процессе его изготовления. 5 ил.

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием. Осуществляют наплавку поврежденных участков титановым α-сплавом или квази-α-сплавом и механическую обработку наплавленных участков до восстановления их заданных геометрических размеров и формы. Для сохранения величины исходного базового размера бандажных полок наплавку и механическую обработку производят сначала на бандажной полке с одной стороны лопатки, а потом на бандажной полке с другой стороны лопатки. После отжига лопаток в вакууме при температуре не выше 650°C наносят износостойкое покрытие на восстановленные участки путем, например, детонационного напыления. Применение данного способа обеспечивает высокую точность восстановления геометрических размеров и формы бандажных полок, а также высокое качество ремонта, что повышает надежность и ресурс работы отремонтированных лопаток. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для определения стойкости жаропрочных материалов к образованию горячих трещин при выборе сплава для сварных конструкций из тонколистовых материалов с толщиной менее 1,5 мм. Изготавливают образцы из исследуемых материалов и выполняют их проплавление, которое осуществляют при одинаковых напряжении и скорости сварки, последовательно изменяя при этом силу тока (от большей величины к меньшей или наоборот) и фиксируя состояние кратера. В кратере сварочного шва при его остывании после выключения сварочной дуги имеет место жесткое объемное деформационное поле, приводящее к возникновению горячих трещин. В качестве критерия оценки стойкости материала к образованию горячих трещин используют максимальную ширину проплавления, при которой в кратере сварочного шва исчезают горячие трещины. При этом чем больше ширина проплавления, при которой исчезают трещины - критическая ширина, тем устойчивее материал к образованию горячих трещин. Использование предлагаемого способа позволяет снизить трудоемкость и затраты на проведение исследований материалов при их выборе для тонколистовых сварных конструкций с обеспечением высокой точности определения стойкости материалов против образования горячих трещин. 1 табл.

Изобретение относится к области электрофизической и электрохимической обработки и может быть использовано для обработки деталей с диэлектрическими покрытиями, например, для компонентов ГТД с термозащитными нетокопроводящими керамическими покрытиями. В способе поэтапно воздействуют на деталь с помощью трубчатого электрод-инструмента, подключенного к отрицательному полюсу источника технологического тока, и дополнительного трубчатого электрода, подключенного вместе с деталью к положительному полюсу источника технологического тока, при этом электрод-инструмент вращают вокруг его продольной оси и осуществляют его соответствующее рабочее перемещение. На первом этапе удаляют диэлектрическое покрытие на требуемом участке детали путем подачи в зону обработки через дополнительный электрод токопроводящей рабочей жидкости, осуществляя ее контакт с рабочим концом электрод-инструмента, а на втором этапе осуществляют удаление основного материала детали по заданному профилю путем подачи электролита через электрод-инструмент с одновременным прекращением подачи рабочей жидкости через дополнительный электрод. Изобретение позволяет значительное упростить и снизить трудоемкость процесса обработки деталей, имеющих диэлектрические покрытия, а также повысить качество обработки. 6 ил., 2 пр.

Группа изобретений относится к уплотнительной технике. Щеточное уплотнение роторов выполнено в виде прижимной щеки и последовательно состыкованных с ней элементов - кольцевой проволочной щетки и опорной щеки. Устройство снабжено технологическим кольцом. Прижимная щека выполнена с торцевым выступом в качестве стыковочного элемента. При изготовлении по сторонам оправки размещают опорные щеки, наматывают проволоку, затем проволочную намотку обжимают прижимными щеками, обрезают проволочную намотку, а затем сваривают состыкованные элементы и производят окончательную механическую обработку. На наружные цилиндрические поверхности состыкованных элементов накладывают металлическую полосу, соединяют концы аргонодуговой сваркой в технологическое кольцо, а сварку состыкованных элементов осуществляют электронным лучом через технологическое кольцо. Устройство для изготовления щеточного уплотнения роторов содержит оправку в виде колец, скрепленных по окружности винтами. Устройство снабжено центрирующими обоймами со ступицами, а оправка размещена на упомянутых ступицах. Между кольцами оправки установлено среднее кольцо, а винтовое крепление крайних колец осуществлено посредством среднего кольца. Изобретение позволяет повысить надежность щеточного уплотнения. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Способ предназначен для изготовления тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости методом сварки. Производят формирование сегментов обечайки. Отгибают продольные кромки сегментов для получения ребер жесткости, размещают сегменты на съемных опорных пластинах, установленных на основании каркаса с образованием конической поверхности и с зазорами между боковыми кромками смежных опорных пластин. Сегменты обечайки размещают на каркасе отогнутыми кромками в зазорах между опорными пластинами. Производят поперечное сжатие сегментов до соединения отогнутых кромок смежных сегментов. Затем осуществляют фиксацию сегментов на основании в таком положении и сварку смежных сегментов друг с другом по линии продольных кромок с наружной стороны. После этого производят демонтаж съемных опорных пластин каркаса. Полученную обечайку снимают с каркаса вместе со съемными пластинами. Затем производят последующую необходимую механическую обработку полученной обечайки. Способ позволяет изготавливать сварную обечайку с ребрами жесткости, выполненными за одно целое с материалом сегментов, что обеспечивает ей требуемые прочностные качества. При этом повышается надежность в эксплуатации обечайки еще и за счет сварки сегментов обечайки друг с другом по отогнутым кромкам. 7 ил.

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах изготовления методами сварки тонкостенных обечаек с элементами жесткости в виде продольных гофр, используемых, например, в качестве теплового экрана сопла ГТД. Способ заключается в том, что производят формирование сегментов обечайки с продольными гофрами, затем размещают сегменты на основании, которое выполнено в виде усеченного конуса с фланцем на его торце большего диаметра и ложементами, расположенными на его конической поверхности вдоль образующих. При этом сегменты размещают гофрами в ложементы, а затем предварительно фиксируют на основании. После этого на основании коаксиально ему поверх сегментов размещают жесткий обжимной каркас, выполненный в виде конической рамы, состоящей из торцевых фланцев, один из которых большего диаметра выполнен кольцевым, соединенных между собой продольными планками с установленными на них прижимными элементами. Кольцевой фланец рамы и фланец основания стягивают друг с другом, а затем производят окончательную фиксацию сегментов путем прижатия их прижимными элементами к конической поверхности основания, сварку продольных стыков смежных сегментов, расфиксацию полученной обечайки и снятие ее с основания. Изобретение позволяет упростить процесс изготовления тонкостенных обечаек, расширить технологические возможности путем получения гофрированных обечаек и обеспечить высокую точность параметров получаемой конструкции без проведения дополнительной термообработки. 6 ил.

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами. Производят обрезку проволоки по внешней кольцевой поверхности и жесткое скрепление проволоки и соответствующих элементов уплотнения между собой. При этом наносят пастообразный припой и размещают две металлические полосы с огибанием их по внешней кольцевой поверхности элементов уплотнения. Концы полос соединяют сваркой с образованием технологических колец. Проводят пайку внешних концов проволоки, опорных и прижимных колец с внутренней поверхностью соответствующего технологического кольца. Пайку проводят поэтапно с нагревом электронным лучом через внешнюю поверхность технологических колец сначала до температуры возгонки связующего вещества припоя, затем до температуры солидуса припоя с выдержкой до образования соединения припоя с проволокой и далее до температуры ликвидуса припоя с выдержкой до окончания процесса пайки. Удаляют кольцевое основание и разъединяют опорные пластины с получением двух комплектов уплотнений. Способ позволяет повысить надежность уплотнения и увеличить ресурс его работы. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано при изготовлении машин и аппаратов для уплотнения вращающихся валов
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей для уплотнения кольцевых щелей между статором и ротором

Изобретение относится к технологии изготовления кольцевых щеточных уплотнительных изделий

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в авиационной и энергетической промышленности при изготовлении лопаток газотурбинных двигателей и газотурбинных установок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей и других роторных машин

Изобретение относится к области турбинного машиностроения, а именно к конструкциям рабочих колес центробежных компрессоров, в частности газотурбинных двигателей, может быть использовано в авиационной, ракетной технике, автомобильном двигателестроении и других отраслях промышленности и позволяет создать высоконагруженную конструкцию рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала при значительном снижении его массы и повышенной жесткости и прочности

Изобретение относится к восстановлению изношенных лабиринтных уплотнений турбомашин и может быть использовано при ремонте различных деталей и узлов, на которых такие уплотнения выполняются, например: лопатки, корпусные узлы в авиационной промышленности, энергомашиностроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к устройствам для перемешивания мелкодисперсных металлических порошков с жидкими веществами до пастообразного состояния и подачи пасты в трубчатый электрод-инструмент и может использоваться при электроэрозионном упрочнении деталей

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к нанесению покрытий на лопатки компрессора газотурбинных двигателей

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим способам обработки отверстий и может быть использовано при комбинированной электроэрозионно-химической обработке (ЭЭХО) охлаждающих отверстий в турбинных лопатках

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к ремонту лопаток ротора турбин ГТД, и может быть использовано для продления ресурса ответственных деталей и узлов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области турбо- и двигателестроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей и паровых турбин для уплотнения радиальных зазоров

Изобретение относится к способам изготовления проволочных щеточных уплотнений

Изобретение относится к авиастроению, в частности к восстановлению лопаток моноколеса турбомашины

Изобретение относится к области ремонта деталей, в частности к способам ремонта деталей из высоколегированных жаропрочных сталей и сплавов, и может найти применение в авиационной и судостроительной промышленности, а также в энергетическом машиностроении

Изобретение относится к способу устранения дефектных углублений, полученных при механической обработке заготовок рабочих колес компрессоров и турбин

Изобретение относится к области турбо- и двигателестроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей и паровых турбин для уплотнения радиальных зазоров между вращающимися и неподвижными узлами

Изобретение относится к устройствам для электроэрозионного и электрохимического прошивания отверстий малых диаметров в электропроводящих материалах и изделиях, например в лопатках газотурбинных двигателей

Изобретение относится к способу изготовления облегченной лопатки для газотурбинных двигателей и может найти использование в энергетическом машиностроении

Изобретение относится к области электронно-лучевой сварки, в частности к способу изготовления блинга газотурбинного двигателя электронно-лучевой сваркой

Изобретение относится к способу наведения луча электронно-лучевой пушки на состыкованные поверхности свариваемых заготовок и может быть использовано при изготовлении любых ответственных деталей газотурбинных двигателей, где необходимо точное выдерживание геометрических размеров деталей после сварки

Изобретение относится к емкостной химической аппаратуре для проведения различных химико-технологических процессов, связанных с необходимостью интенсивного перемешивания исходных компонентов

Изобретение относится к области высокоскоростных и высокотемпературных стендовых испытаний покрытий деталей двигателя на износ или притираемость

Изобретение относится к способу оценки режимов сварки и может быть использовано в авиакосмической промышленности, энергомашиностроении и других отраслях, осуществляющих сварку высокотемпературных сталей и сплавов на железной, никелевой или кобальтовой основе

Изобретение относится к пайке изделий, в частности к способам высокотемпературной пайки пластинчато-ребристых и трубчатых теплообменников в вакууме, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к области очистки изделий свободным абразивом, а именно к устройствам для абразивоструйной обработки покрытий деталей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля пазов, изготовленных в изделиях, в том числе трапециевидных пазов типа ласточкина хвоста

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля изготовленных в деталях пазов, в том числе трапециевидных типа «ласточкин хвост»

Изобретение относится к ремонту деталей высокотемпературной пайкой в вакууме, а именно к способам ремонта деталей из сплавов с жаростойким покрытием, и может быть использовано при ремонте деталей и узлов горячего тракта газотурбинных двигателей - лопаток соплового аппарата, створок регулируемого сопла и других деталей

Изобретение относится к установкам для электронно-лучевой обработки изделий сваркой, пайкой или наплавкой, а именно к вакуумным камерам

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля пазов, изготовленных в деталях, в том числе и пазов типа «ласточкин хвост»

Изобретение относится к ремонту деталей машин и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановлении изнашиваемых частей лопаток, в частности торцов лопаток компрессора

 


Наверх