Патенты автора Колосов Михаил Александрович (RU)

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, а именно к строительству гидроузлов с грунтовыми плотинами, имеющими регулируемые водоспуски. Техническим результатом является повышение плотности укладки грунта плотин и тем самым повышение их стойкости к разрушению. Технический результат достигается тем, что способ возведения грунтовой плотины гидроузла с бетонным водосбросом включает одновременное послойное формирование с двух сторон от бетонного водосброса дренажа и откосов плотины засыпкой крупнофракционного материала и последующую отсыпку тела плотины из мелкофракционного грунтового материала с уплотнением каждого слоя до достижения проектной высоты плотины, при этом уплотнение производят подтоплением слоев при перекрытии водосбросных отверстий бетонного водосброса поднятием уровня воды на высоту засыпанного слоя и после завершения насыщения засыпанного слоя водой осуществляют засыпку следующих слоев и их подтопление. 2 ил.

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к судоходным каналам, размещенным в составе гидроэнергетического узла и предназначенным для пропуска судов через напорный фронт гидроузла. Судоходный канал включает плотину с размещенным на ней зданием ГЭС и водосливом. Рядом расположен содержащий камеру шлюз и верховой и низовой подходные каналы, соединенные с верхним и нижним бьефами гидроэнергетического узла. Камера шлюза ограничена воротами, установленными в верхней и нижней головах шлюза. В низовом подходном канале, на расстоянии от нижних ворот шлюза не меньшем 1,5 расчетной длины крупнотоннажного судна, сооружена низконапорная дамба с судопропускными отверстиями, перекрытыми затворами. Образованный между дамбой и нижними воротами шлюза бассейн имеет глубину, равную 1,2-1,5 расчетной осадки крупнотоннажного судна, а высота дамбы соответствует глубине бассейна с учетом величины колебания уровня воды в низовом подходном канале. Изобретение обеспечивает устранение влияния колебаний уровня воды в низовом подходном канале на глубину в нижней голове шлюза. 3 ил.

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к дренажным системам, обеспечивающим организованный отвод фильтрационных вод из грунтовых плотин. Заявляемое изобретение позволяет решить проблему отказа дренажных систем грунтовых плотин в условиях длительного воздействия отрицательных температур наружного воздуха. Для решения проблемы в дренажную систему грунтовой плотины с верховым и низовым откосами, включающую так же, как и прототип, перфорированные трубы, уложенные горизонтальными рядами, между которыми размещены фильтрующие слои, и водосборный коллектор, проложенный в основании плотины с возможностью отвода фильтрационных вод в нижний бьеф, в отличие от прототипа включен дополнительный ряд труб, проложенных под низовым откосом плотины с наклоном, равным углу откоса, и сопряженных с водосборным коллектором, при этом перфорированные трубы расположены в теле плотины и соединены выходами с дополнительными трубами, в свою очередь вся дренажная система расположена на глубине, превышающей глубину промерзания грунта. Изобретение может быть использовано при возведении плотин и дамб, использующих в качестве материала песчаные грунты и сооружаемых на промерзающих основаниях. 2 ил.

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В нижнем слое уложены окатанные камни круглой или овальной формы, а в верхнем слое – угловатые в виде рваных камней. Технический результат состоит в увеличении длительности эффективного действия гашения волны, повышении долговечности габионного укрепления откосов при волновом воздействии. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным сооружениям, возводимым преимущественно в районах Крайнего Севера. Сооружение предназначено для швартовки судов, курсирующих по трассе Северного морского пути, в побережье которого расположены грунты с вечной мерзлотой. Ледовый причал включает, так же как и прототип, бетонную причальную кромку, связанную через ледовый массив с мерзлым берегом, и охлаждающие трубы, горизонтально расположенные в верхней части ледового массива, при этом в отличие от прототипа ледовый массив выполнен с выступом в сторону акватории, торцевая поверхность которого ограничена указанной бетонной причальной кромкой, а опорная часть оснащена вертикальными трубами, нижними концами заглубленными в дно акватории, а верхними – выведенными в горизонтальные охлаждающие трубы и снабженными задвижками. Горизонтальные охлаждающие трубы уложены на всю длину ледового массива с армированием ледового выступа. Для увеличения прочности причала ледовый выступ армирован стекловолокном. При этом покрытие причала выполнено из теплоизолирующего и износостойкого материала. Для подачи хладагента в горизонтальные охлаждающие трубы причал оснащен станцией формирования хладагента. Техническим результатом от использования предлагаемого причала является возможность приема судов с большой осадкой при экономии затрат на проведение строительных работ. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к устройствам защиты ворот шлюзов от навала судов, и предназначено для повышения безопасности шлюзования. Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов состоит из двух подвижных балок, симметрично расположенных по обеим сторонам камеры шлюза в стеновых нишах, одними концами шарнирно соединенными со стенами камеры, а вторыми - с тросами, намотанными на барабаны автоматически управляемых лебедок. Лебедки закреплены на стенах камеры шлюза и связаны через компьютерную систему с аппаратурой контроля скорости судна. Подвижные балки вторыми концами шарнирно соединены между собой поперечной балкой. В днище камеры шлюза выполнена поперечная ниша для размещения поперечной балки в исходном положении и возможности беспрепятственного выхода из нее в рабочее положение. Компьютерная система выполнена с возможностью определения величины давления поперечной балки на днище судна в зависимости от водоизмещения судна, его осадки, скорости движения в шлюзе и оптимального пути торможения судна. Технический результат - повышение эффективности торможения судна при его подходе к воротам шлюза и расширение функциональных возможностей устройства защиты при одновременном увеличении его надежности. 2 ил.

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к сооружениям для складирования водосодержащих промышленных отходов (отвалам хвостохранилищ или шламонакопителям). В намывном гидротехническом сооружении, содержащем, так же как и прототип, дамбу обвалования 1, возведенную вокруг карты намыва 2, пульпопровод 3, устройства водоотведения, соединенные с бассейном 7 с чистой водой, отличающемся тем, что дамба обвалования 1 возводится из коробчатых габионов, уложенных поярусно и скрепленных между собой с образованием вертикальной стенки, обращенной в сторону карты намыва 2, при этом горизонтальная и вертикальная поверхности каждого яруса габионов покрыты геотекстильным полотном с заходом его под каждый намываемый слой, а устройство водоотведения выполнено в виде отводного канала 6 с гидроизоляцией от грунтовых вод, проложенного по контуру дамбы 1 с уклоном в сторону бассейна 7 с чистой водой. Изобретение позволяет сократить срок строительства сооружения и уменьшить площадь намывных территорий. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к берегоукрепительным сооружениям, расположенным в зоне рекреации, и может быть использовано для строительства городских набережных, а также причальных и берегозащитных сооружений, возводимых на открытых акваториях. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в защите территории набережной от залива во время шторма за счет уменьшения высоты всплесков от волн, набегающих на подпорную стену набережной. Городская набережная включает, так же как прототип, установленную на фундаменте вдоль береговой линии подпорную стену с верхней площадкой, расположенной вдоль стены и отгороженной от нее парапетом, в отличие от прототипа, подпорную стену сооружают из габионов, заполненных камнями с пористостью 0,4-0,5 объема заполнителя. Ширина стены определяется из соотношения где - скорость движения накатной волны в каменной кладке, τ - период волнения. Обеспечивается максимальное гашение энергии набегающей волны и снижение высоты волны при ее столкновении со стеной, что позволит обеспечить защиту территории набережной от залива во время шторма. 2 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для защиты ворот шлюза при шлюзовании судов. Предохранительное устройство содержит гибкий заградительный орган 5 в виде троса или цепи, перекинутый через судоходный пролет камеры шлюза, при этом концы заградительного органа 5 присоединены к двум тележкам, установленным симметрично с двух сторон пролета на рельсовые пути 2, проложенные вдоль стен камеры. Рельсовые пути 2 имеют уклон с повышением в сторону ворот 10 шлюза. На концах рельсовых путей 2 могут быть установлены лебедки с грузовыми канатами, присоединенными к тележкам с возможностью подъема тележек на высоту расположения заградительного органа 5, превышающую высоту надводного габарита шлюзуемых судов 9. Предохранительное устройство позволяет повысить надежность конструкции и сократить временные и трудозатраты, связанные с перекрытием судоходного пролета шлюза заградительным органом при шлюзовании судна. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для защиты населенных пунктов от паводковых наводнений при разливе рек. Противопаводковая грунтовая дамба содержит защитный экран, водосборник с обратным фильтром и гибкий водонепроницаемый материал, прижатый к верхней кромке дамбы, обращенной к акватории, железобетонным брусом. Защитный экран выполнен в виде вертикально установленной стенки из пластикового шпунта, примыкающей к поверхности дамбы, обращенной к акватории. Гибкий водонепроницаемый материал заанкерен в теле дамбы. При этом его нижний конец прижат грунтом и размещен под обратным фильтром, расположенным в нижней части внешнего откоса дамбы. Водосборник организован в низине защищаемой территории и соединен с акваторией трубопроводом с задвижкой. Изобретение позволяет сократить объем строительного материала и уменьшить площадь территории, отводимой под строительство сооружения. 3 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к устройствам защиты ворот шлюзов от навала судов. Устройство включает узел формирования встречной волны, расположенный перед воротами шлюза и подключенный к датчику измерения скорости движения судна, установленному в камере шлюза. Узел формирования встречной волны выполнен в виде оболочки из эластичного водо- и воздухонепроницаемого материала и двух газогенераторов, установленных на противоположных стенках камеры шлюза и соединенных трубопроводами с двух концов с полостью оболочки. Оболочка закреплена на днище шлюза перпендикулярно оси шлюза. На верхнем ригеле ворот установлен экран, вогнутая поверхность которого обращена в сторону камеры. Использование изобретения позволит повысить безопасность шлюзования, а также сократить время остановки судна перед воротами за счет мгновенного формирования в камере шлюза водной преграды в виде водяного вальца. 3 ил.

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для удержания подпора воды в створе водотока и для защиты территорий от наводнений при паводках. Грунтовая плотина выполнена из песчаного грунта и включает порог, верховой и низовой откосы и дренажную систему. Песчаный грунт послойно проложен полотнами геотекстиля, при этом свободные концы каждого полотна геотекстиля охватывают вышележащий слой грунта со стороны обоих откосов с заводом под полотно геотекстиля, охватывающее последующий слой. Глубина заложения свободных концов полотен геотекстиля в грунт определяется зависимостью: , где Р - горизонтальное давление грунта на внутреннюю поверхность геотекстиля; t - толщина охваченного слоя грунта; q - вертикальное давление грунта; ƒ - коэффициент трения грунта по геотекстилю, в свою очередь прочность геотекстиля рассчитывается по формуле: Т≥P⋅r, где Т - натяжение геотекстиля; r - радиус охвата грунта. Изобретение позволяет упростить конструкцию плотины и снизить время и стоимость возведения сооружения и при этом сохранить достоинства прототипа - высокую устойчивость, фильтрационную прочность и надежность. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков. Водоприемный участок 3 уложен на береговом склоне врезки плотины, а водовыпускной 5 – в нижнем бьефе. На наклонном участке 4 трубопровода образована горизонтальная площадка 8 для формирования песчаной вставки 10. Над площадкой 8 выполнено загрузочное отверстие 9 с крышкой 11, нижняя поверхность которой плотно прилегает к песчаной вставке 10. Водовыпускной участок 5 трубопровода смонтирован по отношению к горизонтальной площадке 8 с подъемом вверх, в свою очередь, площадка 8 снабжена решеткой с геотекстилем и сообщается через дренажный канал 13 с водобойным колодцем 14. Изобретение повышает пропускную способность водосброса и обеспечивает срабатывание только при достижении критического уровня. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости движения судна, установленного на стенке камеры шлюза. Узлы формирования встречной волны выполнены в виде ориентированных навстречу движению судна винторулевых механизмов, включающих трубчатые конусные насадки и гребные винты, установленные на валах, приводимых во вращение двигателями. Узлы смонтированы на подвижных тележках с возможностью подъема и опускания в камеру шлюза ниже уровня воды, а тележки установлены на рельсовых путях, проложенных вдоль стен камеры шлюза в зоне остановки судна перед воротами. Технический результат заключается в обеспечении возможности постепенного торможения судна при одновременном упрощении процесса. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с возможностью перемещения вдоль стен камеры шлюза при навале судна 10 на гибкий заградительный элемент 1 и соединенных с его концами. На боковых стенках тележек 3 с внешней стороны закреплены через упругие вкладыши фрикционные колодки с возможностью контактирования последних с фрикционными направляющими, установленными на горизонтальных поверхностях стен камеры шлюза с симметричным сужением в направлении перемещения тележек. Угол сужения вычисляется по формуле: t g α = B н − B к 2 L , при условии: Вн-Вк≤2А, где α - угол сужения, Вн - расстояние между фрикционными направляющими в исходном положении тележки; Вк - расстояние между фрикционными направляющими при остановке тележки; L - расчетный путь торможения судна, А - предельная амплитуда деформаций упругих вкладышей. Технический результат заключается в повышении энергоемкости предохранительного устройства, что позволяет увеличить тормозной ход судна в шлюзовой камере и уменьшить нагрузку на гибкий орган. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к строительству причалов, подводных ограждающих конструкций, искусственных островов, подводных защитных сооружений на шельфе. Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов включает доставку объекта в виде массива-гиганта к месту монтажа, его затопление и монтаж с использованием грузовой баржи и плавучего подъемного средства. Доставку осуществляют с использованием плавсредства катамаранного типа, выполненного с возможностью размещения загруженной баржи в пространстве между образующими катамаран понтонами, соединенными между собой металлическими рамными конструкциями с грузоподъемными средствами для подъема и опускания массива-гиганта, а также снабженными конструкциями с выдвижными элементами, обеспечивающими удержание массива-гиганта при доставке его к месту монтажа. Баржу с массивом-гигантом полной готовности заводят на водной акватории в пространство между понтонами плавсредства катамаранного типа, поднимают с помощью его грузоподъемных средств массив-гигант, выводят из пространства между понтонами в акваторию разгруженную баржу, опускают массив-гигант для укладки его на выдвижные элементы, выдвигают указанные элементы с помощью привода и опирают на них массив-гигант. Плавсредство с массивом-гигантом самоходом или буксировкой доставляют к месту производства работ, швартуют плавсредство и осуществляют затопление массива-гиганта и монтаж освобождением от удерживающих его выдвижных элементов с использованием грузоподъемных средств, которыми оборудовано плавсредство. Технический результат состоит в оптимизации технологии и снижении затрат на производство подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов и конструкций. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано для улучшения навигационных условий в акваториях портов в зимний период навигации

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов, а именно для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для защиты ворот шлюза от навала при входе судна

Изобретение относится к способам защиты от наводнений территорий, расположенных в речной долине

Изобретение относится к области транспортного строительства

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к судоходным шлюзам, и предназначено для защиты ворот шлюзов от навала судов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к строительству и эксплуатации судов ледового плавания

 


Наверх